02 апреля 2021 г. |
Дело N А56-13338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от Жилищного комитета Прошина А.Н. (доверенность от 13.01.2021), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Артеменко Е.В. (доверенность от 18.12.2020), от товарищества собственников жилья "Приморец" Ольшевской Ю.В. (доверенность от 20.12.2018),
рассмотрев 01.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А56-13338/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199, о взыскании 131 491 руб. 21 коп. убытков в виде разницы в тарифах за тепловую энергию, потребленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 15.04.2006 N 4637.037.1 (далее - Договор) в период с января по октябрь 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Приморец" (далее - Товарищество).
Решением суда первой инстанции от 01.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2020, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Жилищный комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и отказать Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что истец документально не подтвердил объем энергоресурса, потребленного в спорный период находящимся в управлении Товарищества многоквартирным домом, обосновав свои требования исключительно математическими расчетами без представления первичных документов (показаний узлов учета).
Как указывает податель жалобы, межтарифная разница за спорный период возмещена Предприятию исходя из тех объемов энергоресурса, которые согласованы Товариществом в актах сверок. По мнению подателя жалобы, на момент выставления Товариществу счетов-фактур истец располагал всеми площадными характеристиками многоквартирного дома, поэтому основания для перераспределения объемов потребленного энергоресурса между нежилой и жилой частями многоквартирного дома и выставления Товариществу корректировочных счетов-фактур отсутствовали.
В отзыве Предприятие просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В отзыве Товарищество поддержало доводы кассационной жалобы Жилищного комитета, указав на наличие оснований для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Жилищного комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Предприятия и Товарищества - правовые позиции, изложенные в отзывах на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием (энергоснабжающая организация) и Товариществом (абонент) заключен Договор, по условиям которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства передавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: пр. Испытателей, д. 31, корп. 1, а абонент обязался своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Во исполнение условий Договора Предприятие в период с января по октябрь 2017 года поставило абоненту тепловую энергию, стоимость которой рассчитывалась по тарифу для населения. Объем тепловой энергии определен по показаниям общедомового приборов учета и расчетным способом (июнь 2017 года).
В отношении объемов тепловой энергии, зафиксированных в выставленных Товариществу счетах-фактурах, межтарифная разница возмещена Предприятию.
В связи с исключением из Договора нежилого помещения 4Н и заключением с собственником нежилого помещения прямого договора теплоснабжения от 17.08.2017 N 161.037.н Предприятие на основании представленных данных о площади нежилого помещения произвело перерасчет (в сторону увеличения) начислений в отношении жилой части МКД за период с января по октябрь 2017 года и выставило Товариществу корректировочные счета-фактуры.
Ссылаясь на то, что Жилищный комитет не возместил разницу в тарифах исходя из скорректированных объемов теплопотребления, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск Предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 утвержден Порядок предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с января по декабрь 2017 года (далее - Порядок N 1012).
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N 1012 величина предоставляемых субсидий для теплоснабжающих организаций определяется ежемесячно как разница между стоимостью фактически отпущенного получателями субсидий объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу.
Согласно пункту 3.6 Порядка N 1012 объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Порядка, определяются на основании актов сверок, указанных в абзаце одиннадцатом пункта 2.2 настоящего Порядка.
В силу пункта 3.8 Порядка N 1012 предоставление субсидий осуществляется на основании отчетов и актов сверок. Отчеты и акты сверок представляются получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ" для проведения проверки в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов и актов сверок и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Жилищный комитет.
Межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения Предприятию в полном объеме межтарифной разницы по Договору за период с января по октябрь 2017 года, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленного Предприятием требования о взыскании 131 491 руб. 21 коп. задолженности по субсидиям.
Ссылка Жилищного комитета на отсутствие у Предприятия оснований для корректировки объемов теплопотребления за период с января по октябрь 2017 года отклонена судами как несостоятельная.
Как установлено судами, произведенный Предприятием перерасчет объемов теплопотребления обусловлен полученной ресурсоснабжающей организацией информацией о площади расположенного к многоквартирном доме нежилого помещения, в отношении которого заключен прямой договор теплоснабжения от 17.08.2017 N 161.037.н. Представленные собственником нежилого помещения при заключении договора теплоснабжения от 17.08.2017 N 161.037.н сведения о площади нежилого помещения (299 кв.м) ответчиком и третьим лицом в ходе рассмотрения дела не опровергнуты, отраженные в приложении к Договору (Характеристики объектов теплоснабжения) сведения о площади жилой части МКД документально не подтверждены (технический паспорт на МКД Товариществом в материалы дела не представлялся).
Вопреки доводам подателя жалобы ни пунктом 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, ни пунктом 7 приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" сведения о площади жилой части многоквартирного дома не отнесены к обязательным сведениям, которые должны отражаться в заявке на заключение договора теплоснабжения.
Следовательно, до получения документально подтвержденной информации о площади нежилого помещения у ресурсоснабжающей организации отсутствовали основания для корректировки показателя площади жилой части МКД, указанной в приложении к Договору (Характеристики объектов теплоснабжения), и соответственно, для корректировки договорных обязательств абонента.
Неподписание Товариществом актов сверки скорректированных объемов тепловой энергии по Договору не может являться основанием для отказа Предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах. Поскольку межтарифная разница возникает в связи с несовпадением стоимости фактически отпущенного объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу, то в отсутствие в материалах дела относимых и допустимых доказательств завышения Предприятием объемов отпущенной тепловой энергии, положенных в основу расчета межтарифной разницы, заявленные истцом требования удовлетворены правомерно.
Фактические обстоятельства дела установлены судами правильно, с учетом представленных в материалы дела доказательств. Нормы материального и процессуального права судами не нарушены. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Жилищного комитета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А56-13338/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
...
Вопреки доводам подателя жалобы ни пунктом 35 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, ни пунктом 7 приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" сведения о площади жилой части многоквартирного дома не отнесены к обязательным сведениям, которые должны отражаться в заявке на заключение договора теплоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2021 г. N Ф07-2494/21 по делу N А56-13338/2020