01 апреля 2021 г. |
Дело N А56-64498/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Ленинградской области по транспорту Коевой Ю.С. (доверенность от 11.12.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Лисичкиной М.П. (доверенность от 09.03.2021),
рассмотрев 29.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А56-64498/2020,
УСТАНОВИЛ:
Управление Ленинградской области по транспорту, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1177847000011, ИНН 7842125211 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124 Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - УФАС), о признании недействительными решения от 08.06.2020 N Р/03/01-44/3 и предписания от 03.06.2020 N Р/03/01-02/3.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Меркурий", адрес: 192236, Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 8, корп. 1, стр. 4, пом. 11-н, оф. 4.11, ОГРН 1197847243758, ИНН 7816702409 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 11.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что Управление установило в извещении о проведении торгов и документации о торгах сроки, объективно не обеспечивающие возможность своевременной подачи заявки на участие (в том числе в условиях эпидемиологической обстановки); требования документации о торгах, установленные подпунктом "д" пункта 2.2, не соответствуют требованиям действующего законодательства; в документации установлено дополнительное требование, противоречащее требованиям, установленным постановлением правительства Ленинградской области от 06.08.2013 N 246 "О мерах по реализации областного закона от 13.06.2012 N 46-оз "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств в Ленинградской области" (далее - Постановление N 246), что нарушает требования к организации и порядку проведения открытых торгов, являясь не предусмотренным законодательно ограничением доступа к участию для потенциальных участников торгов. УФАС полагает, что определенные технические характеристики могли быть установлены Управлением в качестве дополнительных критериев, но они не могут являться обязательным условием допуска участников и основанием отклонения заявки.
В судебном заседании представитель УФАС поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления против доводов жалобы возразила.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 30.04.2020 на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение о проведении торгов (аукциона на понижение цены) по выбору коммерческой, некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход, или индивидуального предпринимателя, являющихся исполнителями услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Всеволожского района Ленинградской области (далее - торги), а также документация о торгах N 1/20/с (лот N 1).
На участие в аукционе подана только одна заявка (общества с ограниченной ответственностью "47-регион").
Общество обратилось с жалобой (вх. N 5722 от 14.05.2020) в антимонопольный орган на действия организаторов торгов и положения аукционной документации.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу Общества, признала ее обоснованной, в связи чем вынесла решение от 08.06.2020 N Р/03/01-44/3 и выдала предписание от 03.06.2020 N Р/03/01-02/3, согласно которому Управлению в срок до 03.09.2020 следовало совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, для чего внести изменения в документацию о торгах в соответствии с данным решением антимонопольного органа.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Управление обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 4 Областного закона Ленинградской области от 13.06.2012 N 46-оз "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств в Ленинградской области" (далее - Областной закон N 46-оз) выбор уполномоченной организации осуществляется по результатам торгов (аукциона на понижение цены) по выбору уполномоченной организации. Порядок проведения торгов (аукциона на понижение цены) устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного правительством Ленинградской области органа исполнительной власти Ленинградской области.
Управление является уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающим проведение торгов (аукциона на понижение цены) по выбору коммерческой организации, некоммерческой организации, осуществляющих деятельность, приносящую доход, индивидуального предпринимателя, являющихся исполнителями услуг по перемещению и(или) хранению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку в соответствии с Постановлением N 246.
Приказом Управления от 10.04.2018 N 10 утвержден Порядок проведения торгов (аукциона на понижение цены) по выбору коммерческой организации, некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход, или индивидуального предпринимателя, являющихся исполнителями услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Ленинградской области (далее - Порядок проведения торгов).
Как определено Порядком, для участия в торгах (аукционе на понижение цены) претенденты направляют организатору торгов (аукциона на понижение цены) заявку в сроки, указанные в извещении о проведении торгов (аукциона на понижение цены) (далее - Извещение).
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 5.8 Порядка проведения торгов извещение размещается организатором торгов (аукциона на понижение цены) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения аукциона, что согласуется с положениями части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае извещение о проведении торгов и документация о торгах размещены Управлением на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.04.2020, дата проведения торгов назначена на 03.06.2020, что составляет более 30 дней.
Дата начала приема заявок - 30.04.2020, дата окончания приема заявок - 18.05.2020 (19 дней), срок рассмотрения заявок - в течение 10 рабочих дней (до 1 июня) со дня окончания срока приема заявок.
Общество в своей жалобе указало, что установленный в заявке срок подачи заявок с 30.04.2020 по 18.05.2020 с учетом праздничных и выходных дней не предоставлял возможность оформить заявку, так как в указанный период времени Общество не могло найти требуемый земельный участок, заключить и зарегистрировать договор аренды, зарегистрировать контрольно-кассовую технику. УФАС согласилось с доводами Общества, а также пришло к выводу о несоответствии установленного срока приема заявок Указам Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно которым 30.04.2020, 6, 7, 8 мая 2020 года являлись нерабочими днями.
Оценивая указанные доводы, суды первой и апелляционной инстанций отметили, что названные Указы не распространялись на непрерывно действующие организации, организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам), на работу органов государственной власти и ряда иных организаций.
Общество не представило в материалы дела надлежащих доказательств, что им предпринимались какие-либо действия по поиску земельного участка, сбору документов, однако установленный организатором срок реально не предоставлял возможности собрать все необходимые документы и совершить действия с целью участия в торгах. Не представлено и подтвержденных данных о приостановлении работы по приему/выдаче документов соответствующими налоговыми, банковскими, регистрационными и нотариальными органами, объективной невозможности поиска земельного участка по необходимым параметрам на основе открытых рыночных предложений, в том числе размещенных в Интернете.
При этом судами правомерно принято во внимание, что в соответствии с документацией о торгах претендент должен иметь опыт оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств не менее 5-ти лет, чему Общество изначально не соответствовало.
Таким образом, судами правомерно признано, что положения аукционной документации не могли каким-либо реальным образом нарушить либо ограничить права Общества.
Судами также приняты во внимание доводы Управления о наличии объективной необходимости установления соответствующих сроков проведения торгов и заключения договора об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств, поскольку ранее заключенный договор действовал до 13.06.2020.
Также УФАС установлено необоснованное превышение в документации о торгах минимальных требований к земельному участку, на котором осуществляется хранение и возврат задержанных транспортных средств.
Признавая указанные выводы недостаточно обоснованными, суды двух инстанций исходили из того, что порядок проведения подобного вида торгов (аукциона на понижение цены), а также условия их проведения законодательно императивно не урегулированы. Постановлением N 246 установлены Требования к уполномоченным организациям, осуществляющим деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату, а также к специализированным стоянкам на территории Ленинградской области (далее - Требования).
Согласно пунктам 1.5, 2.4, 2.5 Требований уполномоченная организация (специализированная стоянка) должна иметь:
- земельный участок (часть земельного участка) площадью не менее 1000 кв. м, принадлежащий уполномоченной организации на праве собственности, на основании договора аренды или ином законном основании, на котором осуществляется хранение и возврат задержанных транспортных средств;
- техническую возможность для размещения ранее задержанных транспортных средств, находящихся на хранении на специализированных стоянках других уполномоченных организаций, прекращающих свою деятельность;
- возможность обеспечивать размещение всех указанных в договоре категорий (видов) транспортных средств, задержанных на территории обслуживания уполномоченной организации.
Правильным является вывод судов о том, что документация о торгах составляется с учетом указанных Требований, но они не являются исчерпывающими при проведении торгов. По сути, эти Требования являются минимальными, а при составлении документации о торгах организатор торгов учитывает все требования, предъявляемые к уполномоченной организации и специализированной стоянке в комплексе и взаимосвязи.
При этом организатором торгов учитывается территориальная особенность района, фактическая работа специализированных стоянок в прошедший период в целях создания необходимых условий для обеспечения выполнения должностными лицами Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД) полномочий по задержанию и перемещению задержанных транспортных средств на территории Ленинградской области на основании статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с учетом положений Постановления N 246.
Документацией о торгах установлены требования к специализированным стоянкам в каждом отдельном районе, исходя из представляемых уполномоченными организациями отчетов о количестве задержанных транспортных средств в месяц, а также с учетом не возвращенных владельцам задержанных транспортных средств, которые в случае смены уполномоченной организации требуется переместить на вновь отобранную специализированную стоянку до проведения торгов (пункт 2.4 Требований).
Площади земельных участков рассчитаны организатором торгов индивидуально с учетом количества задержанных транспортных средств в конкретном районе Ленинградской области за 2 года исполнения договоров об осуществлении перемещения, хранения и возврата задержанных транспортных средств.
Во Всеволожском районе Ленинградской области по данным ежемесячных отчетов действующей специализированной стоянки в среднем ежемесячно задерживается и перемещается на специализированную стоянку около 400 единиц транспортных средств, а количество невозвращенных задержанных транспортных средств на момент объявления конкурсных процедур составило 963 единиц.
Такое количество задержанных транспортных средств обусловлено, в том числе, близостью расположения Всеволожского района Ленинградской области к Санкт-Петербургу и тем, что в состав района области входят города Кудрово и Мурино.
Учитывая, что отбор специализированных стоянок осуществляется для реализации полномочий должностных лиц ГУ МВД по задержанию как легковых, так и грузовых транспортных средств (статья 27.13 КоАП РФ), организатором торгов произведен расчет машино-мест и площади территории специализированной стоянки с учетом указанных требований.
По результатам расчетов минимально допустимая емкость специализированной стоянки во Всеволожском районе, позволяющая разместить ранее задержанные транспортные средства, а также эффективно обеспечивать работу в будущий период, составила 1100 машино-мест.
Расчет габаритов машино-мест на специализированной стоянке проведен в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.11.2016 N 776/пр "Об утверждении СП13.13330 "СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей" (далее - Приказ N 776/пр).
С учетом переменных коэффициентов, указанных в приложении А к указанному документу, площадь одного машино-места составила 21,45 кв. м.
В данную площадь помимо самой площадки для хранения транспортного средства включены минимально допустимые зазоры безопасности при осуществлении хранения транспортных средств и проезды для свободного маневрирования специализированной техники.
С учетом требуемого количества машино-мест (1100 единиц) минимально допустимая площадь, необходимая для размещения задержанных транспортных средств, по результатам расчетов составила 23 595 кв. м.
Также документацией о торгах установлено требование о размещении на территории стоянок площадок для осуществления контрольного взвешивания и площадок для осуществления разгрузочных работ площадью не менее 100 кв. м каждая. Учитывая, что на земельном участке предполагается также наличие зданий и сооружений, обеспечивающих функционирование уполномоченной организации, организатором торгов установлено требование о минимальной площади участка размером не менее 25 000 кв. м.
Судами правомерно указано на ошибочное толкование УФАС пункта 2.4 Требований, согласно которому специализированные стоянки должны иметь техническую возможность для размещения ранее задержанных транспортных средств, находящихся на хранении на специализированных стоянках других уполномоченных организаций, прекращающих свою деятельность.
Указанные требования вопреки доводам УФАС действуют в отношении всех задержанных транспортных средств, в том числе тех, в отношении которых мера задержания не действует, так как обязанностью специализированной стоянки является хранение всех задержанных транспортных средств до возврата их владельцу, что прямо вытекает из положений статьи 27.13 КоАП РФ, пункта 6.3 Порядка функционирования специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств на территории Ленинградской области, утвержденного Постановлением N 246 (далее - Порядок функционирования специализированных стоянок).
В отношении довода УФАС о неправомерности включения в документацию о торгах требования о наличии на земельном участке для размещения стоянки отдельного места для устранения причины задержания, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а также наличия площадки для взвешивания суды сослались на пункт 4.3 Порядка функционирования специализированных стоянок, которым установлен порядок доступа владельца, представителя владельца или лица, имеющего при себе документы, необходимые для управления транспортным средством, к транспортному средству в период его нахождения на специализированной стоянке в целях устранения причины его задержания (путем перегрузки груза или его части на другое транспортное средство).
Управление объясняло, что наличие указанных площадок вызвано полномочиями должностных лиц ГУ МВД на задержание транспортных средств по статье 27.13 КоАП РФ за нарушения, предусмотренные статьей 12.21.1 КоАП РФ (нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства), при этом возврат задержанного транспорта владельцу или его представителю возможен только после устранения причины задержания (путем выгрузки и перегрузки груза или его части). Вместе с тем апелляционным судом указано, что требование о наличии отдельной площадки для погрузочно-разгрузочных работ недостаточно обоснованно как организатором торгов (в отношении наличия дополнительной площади), поскольку Порядок функционирования специализированных стоянок и Приказ N 776/пр самостоятельных требований к наличию такой площадки, ее размерам, а также к площади размещаемых административных зданий не предъявляют, так и со стороны УФАС, которое в своем решении лишь ссылается на отсутствие таких требований в Порядке функционирования специализированных стоянок.
По мнению суда апелляционной инстанции, УФАС с точки зрения всесторонней изученности и обоснованности своих выводов не рассмотрело данный вопрос с позиции фактических потребностей заказчика для выполнения погрузо-разгрузочных работ и площадки для контрольного взвешивания грузовых транспортных средств и дальнейшей возможности устранения причины задержания, не исследовало вопрос о том, действительно ли для указанных работ требуется дополнительная площадь земельного участка.
Также апелляционный суд принял во внимание, что УФАС не исследовано и не установлено, насколько обоснована с учетом территориальной особенности Всеволожского района Ленинградской области (2945 кв. м по сравнению с площадью Санкт-Петербурга - 1439 кв. м) организация в районе только одной специализированной площадки, учитывая расстояние доставки транспортного средства и связанных с этим расходов.
Суды двух инстанций отметили, что права Общества не могут быть нарушены порядком проведения спорных торгов, так как в силу квалификационных требований, установленных в документации (наличие 5 лет опыта), оно в любом случае не могло быть допущено к участию в торгах.
При этом суды в оценке реального, а не предполагаемого (мнимого) интереса обоснованно сослались на положения части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, заявителем жалобы может быть лицо, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В рассматриваемом случае суды двух инстанций на основе тщательного исследования и всесторонней оценки материалов дела, а также доводов сторон признали достаточно обоснованными, убедительными объяснения организатора торгов в отношении каждого из замечаний антимонопольного органа.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А56-64498/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.