06 апреля 2021 г. |
Дело N А21-2452/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 06.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ульяны Громовой дом-105" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А21-2452/2020,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Ульяны Громовой дом-105" (адрес: 236011, Калининград, ул. Ульяны Громовой, д. 105, кв. 71; ОГРН 1093925024357; ИНН 3907206009; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1163926082253; ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 21.02.2020 N ЖК-782-пр о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района" (адрес: 236011, Калининград, ул. Ульяны Громовой, д. 2-18, лит. IV из лит. А; ОГРН 1113926025322; ИНН 3906242124; далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 25.12.2019 о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Калининград, ул. Ульяны Громовой, д. 105, приложив, в частности, копию решения общего собрания собственников помещений дома, оформленного протоколом от 20.12.2019 N 2.
В связи с тем, что указанный дом находился под управлением Товарищества, Министерство приостановило рассмотрение заявления Общества и провело проверку, в ходе которой установило соответствие заявления и приложенных к нему документов порядку внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства от 21.02.2020 N ЖК-782/пр внесены изменения в реестр лицензий Калининградской области, данный многоквартирный дом внесен в перечень домов, управление которыми осуществляет Общество.
Товарищество, не согласившись с этим приказом Министерства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого приказа, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего, в частности, сведения об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), об основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом (подпункт "б").
В перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установленный пунктом 3 Порядка N 938/пр, включены копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом (подпункт "а"); копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "в"), а в пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя (подпункт "г"); отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно подпункту "в" пункта 10, подпункту "в" пункта 15 Порядка N 938/пр поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления и проведения проверки полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу пунктов 8 и 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений в реестр.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по указанному адресу.
Согласно приложенному к данному заявлению протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20.12.2019 N 2 собственниками принято решение о выборе способа управления домом управляющей организацией, выборе в качестве управляющей организации Общества и о заключении с ним договора управления.
Какие-либо нарушения в части соблюдения порядка созыва и проведения собственниками помещений указанного дома общего собрания судами, а также Министерством в ходе проверки не выявлены.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, исходя из того, что основания для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий у Министерства отсутствовали, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения упомянутым требованиям законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
При подаче кассационной жалобы представителем Товарищества уплачено 3000 руб. государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины следует возвратить.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по делу N А21-2452/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ульяны Громовой дом-105" - без удовлетворения.
Возвратить Максимову Сергею Николаевичу из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 04.12.2020, операция 9.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "в" пункта 10, подпункту "в" пункта 15 Порядка N 938/пр поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления и проведения проверки полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу пунктов 8 и 17 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения материалов в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений в реестр."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 апреля 2021 г. N Ф07-16565/20 по делу N А21-2452/2020