г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А21-2452/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23173/2020) товарищества собственников жилья "Ульяны Громовой дом - 105" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.07.2020 по делу N А21-2452/2020, принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Ульяны Громовой дом - 105"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района"
об оспаривании приказа от 21.02.2020 N ЖК-782-пр
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Ульяны Громовой дом - 105" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "УГД-105") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 21.02.2020 N ЖК-782-пр о включении многоквартирного дома N 105 по ул. Ульяны Громовой в городе Калининграде в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района". Впоследствии Товарищество неоднократно представляло в суд дополнения к указанному заявлению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района" (далее - Общество, ООО "ЖКМР").
Решением суда от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "УГД-105" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда от 17.07.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 105 по ул. Ульяны Громовой в городе Калининграде, результаты которого оформлены протоколом N 2 от 20.12.2019; отсутствие полномочий у ООО "ЖКМР", организовавшего проведение указанного общего собрания, существенное нарушение правил составления протокола и подсчета результатов голосования.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Товарищества отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЖКМР" обратилось в Министерство с заявлением от 25.12.2019 N 723 о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Калининград, ул.Ульяны Громовой, д.105 (далее - МКД).
По результатам рассмотрения указанного заявления с приложенными к нему документами Министерством установлено, что по состоянию на 14.01.2020 спорный МКД находился в управлении ТСЖ "УГД-105", заявлений от Товарищества о прекращении управления МКД в связи со сменой способа управления не поступало, в связи с чем Министерство на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) приостановило рассмотрение заявления Общества (приказ от 14.01.2020 N ЖК-82/пр).
В связи с приостановлением рассмотрения заявления Общества Министерством издан приказ от 27.01.2020 N ЖК-268/пр о проведении проверки соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в спорном МКД, оформленного протоколом от 20.12.2019 N 2.
По результатам проверки Министерством составлен акт проверки от 21.02.2020 N ЖК-1/268/ГНИ, в котором отражено, что Министерством не выявлены нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 20.12.2019 N 2.
Установив соответствие заявления и документов, представленных ООО "ЖКМР", требованиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр (заключение от 21.02.2020 N ЖК-782/пр), Министерство приняло решение, оформленное приказом от 21.02.2020 N ЖК-782/пр, о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области путем включения МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКМР".
Не согласившись с приказом Министерства от 21.02.2020 N ЖК-782/пр о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области, Товарищество обратилось в суд с заявлением (с учетом дополнений NN 1-9), в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 17.07.2020 в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ определено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 8 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр; к заявлению должны быть также приложены документы, перечисленные в пункте 3 Правил N 938/пр.
Согласно пункту 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора. и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Порядка N 938/пр по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно подпункту "в" пункта 10 Порядка N 938/пр основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе:
- поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ЖКМР" обратилось в Министерство с заявлением от 25.12.2019 N 723 о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Калининград, ул.Ульяны Громовой, д.105 (далее - МКД) с приложением документов, поименованных в пункте 3 Порядка N938/пр (том 1 л.д.169-183, том 2 л.д.1-145). Право Общества на обращение с соответствующим заявлением о внесении изменений в реестр многоквартирных домов обусловлено положениями частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ и пункта 2 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения указанного заявления с приложенными к нему документами на предмет соблюдения условий, перечисленных в пункте 5 Порядка N 938/пр, Министерством установлено, что по состоянию на 14.01.2020 спорный МКД находился в управлении ТСЖ "УГД-105", заявлений от Товарищества о прекращении управления МКД в связи со сменой способа управления не поступало (заключение от 14.01.2020 N ЖК-82/пр, том 1 л.д.62 оборот, 63), в связи с чем Министерство на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка N 938/пр приостановило рассмотрение заявления Общества (приказ от 14.01.2020 N ЖК-82/пр, том 1 л.д.63).
В связи с приостановлением рассмотрения заявления Общества Министерством издан приказ от 27.01.2020 N ЖК-268/пр (том 1 л.д.63 оборот) о проведении проверки соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещений в спорном МКД, оформленного протоколом от 20.12.2019 N 2.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 21.02.2020 N ЖК-1/268/ГНИ (том 1 л.д.64 с оборотом).
По результатам проверки Министерством не выявлены нарушения в части соблюдения порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 20.12.2019 N 2.
Как установлено Министерством, согласно протоколу общего собрания собственников помещений спорного МКД от 19.10.2015 собственниками помещений принято решение утвердить способ уведомления собственников помещений МКД о проведении общих собраний собственников и способ уведомления собственников помещений МКД о принятых ими решениях на общих собраниях собственников - размещение соответствующего объявления (сообщения) на информационных стендах при входе в подъезды дома.
В подтверждение соблюдения требований части 4 статьи 45 ЖК РФ Общество с заявлением от 25.12.2019 N 723 представило сообщение о проведении общего собственников, документы (фотографии, подтверждающие размещение сообщения, акт о размещении сообщения), подтверждающие размещение сообщения о проведении общего собрания способом, определенном решением общего собрания и в доступном для всех собственников помещений в данном доме месте, подтверждающие извещение собственников о проведении общего собрания собственников помещений в МКД.
Министерством также проанализировано содержание, представленного Обществом с заявлением протокола общего собрания собственников помещений МКД от 20.12.2019 N 2 на предмет наличия признаков ничтожности решения общего собрания собственников.
Как установлено Министерством и следует из материалов дела, представленный ООО "ЖКМР" с заявлением от 25.12.2019 N 723 протокол общего собрания собственников помещений МКД от 20.12.2019 N 2 (том 1 л.д.170-174) содержит:
1. наименование документа: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2. дату протокола: 20.12.2019;
3. регистрационный номер протокола: N 2; 4. место и дату проведения общего собрания: многоквартирный дом N 105 по ул. У. Громовой г. Калининград (очное), время начала собрания: 19-30 ч., дата начала общего собрания - 29.11.2019; дата окончания общего собрания - 15.12.2019. Указано место передачи оформленных решений собственников - г. Калининград, ул. У. Громовой, д. N 105, кв. 9;
5. заголовок содержательной части содержит:
- адрес многоквартирного дома: г. Калининград, ул. У. Громовой, д. 105;
- форма проведения общего собрания
- очно-заочное;
- вид проведения общего собрания - внеочередное;
6. во вводной части протокола указаны полностью фамилия, имя, отчество инициатора собрания, реквизиты документа, подтверждающего его право собственности на указанное помещение;
7. вопрос об избрании председателя, секретаря общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов общего собрания, включен в повестку дня общего собрания;
8. сведения о лицах, присутствующих и приглашенных на общем собрании оформлены в виде списка, имеется отметка "Список прилагается, приложение N 4, 5";
9. сведения об общем количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме: 4338,5 кв.м;
10. сведения о количестве голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании на общем собрании: 2602;
11. указана повестка дня, содержащая вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании;
13. согласно протоколу общего собрания собственников, в собрании приняли участие собственники помещений, обладающие 2602 голосами (60 %) от общей площади помещений (4338,5 кв.м). Кворум имеется, собрание правомочно принимать решения по вопросам, поставленным на голосование;
14. текст основной части протокола общего собрания состоит из повестки дня и отдельных разделов по количеству вопросов повестки дня общего собрания, вопросы повестки дня общего собрания сформулированы предельно точно, ясно, отражают суть обсуждаемых вопросов и не допускают двоякого толкования;
15. текст каждого раздела протокола общего собрания от 20.12.2019 N 2 состоит из трех частей: "слушали" (выступил), "предложено", "решили".
Во всех приложениях есть указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, а также номер приложения. Какие-либо нарушения в представленных приложениях отсутствуют. Протокол общего собрания подписан председателем, секретарем общего собрания, лицами, осуществлявшими подсчет голосов. Имеются фамилия и инициалы указанных лиц, указана дата проставления подписи.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно согласился с выводом Министерства об отсутствии нарушений порядка оформления и проведения общего собрания собственников помещений спорного МКД, проверка которых отнесена к компетенции Министерства при рассмотрении вопроса о включении спорного дома в реестр многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество.
Заявление Общества о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области от 25.12.2019 N 723 и приложенные к нему документы также проверены Министерством на соответствие требованиям, изложенным в пункте 5 Порядка N 938/Пр (заключение от 21.02.2020 N ЖК-782/пр).
Как установлено Министерством и отражено в заключении от 21.02.2020 N ЖК-782/пр, Обществом представлены следующие документы:
- заявление о внесении изменений в реестр с указанием МКД, основания заключения договора управления МКД с указанием реквизитов договора управления. В заявлении указаны данные о лицензиате: наименование, ИНН, номер лицензии.
К заявлению приложены следующие документы:
- оригинал протокола общего собрания собственников спорного МКД от 20.12.2019 N 2 (с приложениями);
- копия договора управления спорным МКД от 01.01.2020 (с приложениями);
- копия выписки из ЕГРЮЛ от 25.12.2019;
- копия приказа от 15.05.2018;
- копия протокола общего собрания участников ООО "Мастер" от 02.06.2015;
- копия приказа о переоформлении лицензии; - копия лицензии от 27.05.2015 N 163;
- опись представленных документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 20.12.2019 N 2 собственниками принято решение выбрать способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ООО "ЖКМР", утвержден договор управления многоквартирным домом. Министерством установлено и следует из материалов дела. что протокол общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 20.12.2019 N 2 соответствует требованиям приказа Минстроя от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
Министерством также установлено, что раскрытие информации о деятельности по управлению многоквартирным домом в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на сайте www.dom.gosuslugi.ru выполняется Обществом в соответствии с требованиями приказа Минкомсвязи России, Минстроя России 29.09.2015 N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих к размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". В ходе проверки полноты и достоверности размещения обществом сведений нарушений обязательных требований не выявлено. Сведения о вступившем в законную силу решении суда о признании Общества банкротом в Министерство не поступали.
При этом, Министерством не установлены признаки ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом N 2 от 20.12.2019, установленные гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Частью 3 статьи 45 ЖК РФ предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 ЖК РФ,
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 47 ЖК РФ).
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (пункт 3 статьи 48 ЖК РФ).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (пункт 4 статьи 48 ЖК РФ).
Согласно пункту 5.1 статьи 48 ЖК РФ при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
В рассматриваемом случае Министерством установлено, что протокол общего собрания собственников помещений в спорном МКД от 20.12.2019 N 2 соответствует требованиям приказа Минстроя от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
Согласно протоколу общего собрания от 20.12.2019 N 2 в данном собрании приняли участие собственники помещений, обладающие 2602 голосами (60%) от общей площади помещений (4338,5 кв.м), в связи с чем Министерство правомерно пришло к выводу о наличии кворума. Данные обстоятельства подтверждаются реестром собственников помещений МКД (приложение N 1 к протоколу), список собственников МКД, присутствовавших на собрании (принявших участие в общем собрании) (Приложение N 4 к протоколу), решениями собственников помещений МКД по вопросам, поставленным на голосование в повестку дня на общем собрании.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Министерства об отсутствии предусмотренных статьей 181.5 ГК РФ признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в спорном МКД, оформленного протоколом от 20.12.2019 N 2.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, сами по себе представленные Товариществом в суд ответы собственников (жильцов) квартир N 46, 62, 50, 72 также не свидетельствуют о наличии таких признаков (при этом как следует из материалов дела ответы собственников (жильцов) квартир N 46, 50 о том, что они голосовали против ООО "ЖКМР" не противоречат представленным Обществам решениям собственников помещений МКД по вопросам, поставленным на голосование в повестку дня на общем собрании; собственник квартиры N 72 в ответе на запрос Товарищества не отрицал факт голосования за управление Обществом).
Доводы Товарищества, приведенные в заявлении с дополнениями, касаются вопроса о действительности (недействительности) решений собственников помещений МКД, оформленных протоколом N 2 от 20.12.2019. Между тем, как правомерно указал суд первой инстанции, проверка действительности указанных решений не относится к полномочиям Министерства при рассмотрении заявлений о включении в реестр лицензий (Министерство в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр наделено полномочиями на проверку решения общего собрания собственников помещений в МКД только на наличие или отсутствий признаков ничтожности).
В соответствии с частью 6 статьи 46 ЖК РФ обжалование решений, принятых общим собранием собственников помещений в МКД с нарушением требований ЖК РФ (в том числе с нарушением части 6 статьи 45 ЖК РФ), возможно только в судебном порядке, и только суд общей юрисдикции может признать недействительными такие решения при наличии законных оснований
Вопрос о действительности (недействительности) решений собственников помещений МКД, оформленных протоколом N 2 от 20.12.2019, не подлежит рассмотрению арбитражным судом в рамках дела о признании недействительным (незаконным) приказа Министерства от 21.02.2020 N ЖК-782-пр о включении спорного МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКМР" (в рамках настоящего дела судом проверяется соблюдение Министерством требований Порядка N 938/пр).
В силу части 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 20.12.2019 N 2, в установленном порядке в суд общей юрисдикции не обжаловано и не признано судом недействительным.
При таких обстоятельствах, установив соответствие заявления и документов, представленных ООО "ЖКМР", требованиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр, Министерство правомерно приняло решение, оформленное приказом от 21.02.2020 N ЖК-782/пр, о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области путем включения МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКМР". Предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания приказа Министерства от 21.02.2020 N ЖК-782/пр недействительным не имеется.
В дополнениях к заявлению от 10.03.2020 заявитель просил суд дать оценку действиям Министерства, не посчитавшего возможным удовлетворить его законные интересы по ознакомлению с материалами ООО "ЖКМР" в течение более 30 дней. Вместе с тем как обоснованно указал суд первой инстанции, самостоятельного требования о признании указанных действий Министерства незаконными Товариществом в ходе судебного разбирательства не заявлено, а оценка законности (незаконности) указанных выше действий Министерства к предмету спора по настоящему делу не относится.
В дополнении-4 к заявлению от 13.04.2020 заявитель просил суд вынести определение согласно статье 226 ГПК РФ о наличии признаков преступления в материалах ООО "ЖКМР", на основании которых вынесен оспариваемый приказ Министерства от 21.02.2020 N ЖК-782/пр. Как правомерно указал суд первой инстанции, вопрос о наличии (отсутствии) признаков преступления в указанных выше материалах Общества к предмету настоящего спора не относится; основания для вынесения в адрес Министерства или Общества частного определения, предусмотренные статьей 188.1 АПК РФ, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Товариществом требований в полном объеме.
.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно привлечено к участию в деле ООО "ЖКМР" отклоняются судом апелляционной инстанции.
В силу статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В рассматриваемом случае решение арбитражного суда по делу об оспаривании приказа Министерства от 21.02.2020 N ЖК-782/пр о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области, которым спорный МКД включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКМР", напрямую затрагивает права и обязанности Общества, а потому суд первой инстанции правомерно в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлек Общество к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 17.07.2020 не имеется. Рассмотрение вопроса о привлечении судьи первой инстанции к ответственности не относится к компетенции апелляционного суда.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Товариществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 июля 2020 года по делу N А21-2452/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ульяны Громовой дом - 105" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Ульяны Громовой дом - 105" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 23 июля 2020 года N 63.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2452/2020
Истец: ТСЖ "УЛЬЯНЫ ГРОМОВОЙ ДОМ-105"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
Третье лицо: ООО "ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА"