07 апреля 2021 г. |
Дело N А56-109138/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Рудницкого Г.М. и Чуватиной Е.В.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Петрова А.Р. (доверенность от 22.12.2020), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Кутузова И.В. (доверенность от 11.01.2021), от федерального бюджетного учреждения Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации Гавриловой Н.Ю. (доверенность от 01.03.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А56-109138/2019,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - комитет), об обязании направить предложение о передаче из собственности Санкт-Петербурга в собственность Российской Федерации нежилого помещения 1-Н площадью 39,8 кв. м с кадастровым номером 78:31:0001189:3388, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, лит. В, и нежилого помещения 7-Н площадью 28,3 кв. м с кадастровым номером 78:31:0001422:1238, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д. 14, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное бюджетное учреждение Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - ФБУ СЗРЦСЭ) и Министерство юстиции Российской Федерации.
Решением суда от 18.08.2020 иск удовлетворён.
Постановлением апелляционного суда от 08.12.2020 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты приняты без учёта правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р, а также позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, согласно которым, при разрешении вопроса о возможности передачи используемого имущества в федеральную собственность необходимо исходить из всей совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного случая; должны учитываться волеизъявления собственника имущества (города Санкт-Петербурга), и в частности, обоснованность причин его отказа в передаче имущества, а также финансово-экономические интересы собственника.
В отзывах на кассационную жалобу ФБУ СЗРЦСЭ и Министерство юстиции просят решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами. ФБУ СЗРЦСЭ указывает на то, что решение Комиссии по вопросам безвозмездной передачи государственного и муниципального имущества при Правительстве Санкт-Петербурга имеет произвольный характер и противоречит законодательству.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители МТУ Росимущества и ФБУ СЗРЦСЭ обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Министерство юстиции о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
На основании договора безвозмездного пользования от 30.10.2001 N 03-Б098616 ФБУ СЗРЦСЭ использует нежилое помещение 1-Н площадью 39,8 кв. м с кадастровым номером 78:31:0001189:3388, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, лит. В.
На основании договора аренды от 09.09.2003 N 20-А058688 ФБУ СЗРЦСЭ использует нежилое помещение 7-Н площадью 28,3 кв. м с кадастровым номером 78:31:0001422:1238, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, 8-я Советская ул., д. 14, лит. А.
Упомянутые помещения принадлежат на праве собственности Санкт-Петербургу.
Росимущество направило в комитет письмо от 11.10.2018 N 13075-18 с просьбой рассмотреть вопрос о передаче помещений 1-Н и 7-Н из собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность на основании части одиннадцатой статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), а также просило направить МТУ Росимущества комплект документов, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, для дачи соответствующего поручения МТУ Росимущества.
На основании решения Комиссии по вопросам безвозмездной передачи государственного и муниципального имущества при Правительстве Санкт-Петербурга от 21.02.2019 N 01 комитетом принято решение снять с рассмотрения вопрос о направлении в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (МТУ Росимущества), предложения о передаче из государственной собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность указанных нежилых помещений, в связи с тем, что использование помещений под гараж не относится к полномочиям (основным видам и целям деятельности) ФБУ СЗРЦСЭ.
Письмом от 28.02.2019 N 12917-7 комитет отказал в передаче указанных помещений в федеральную собственность.
Полагая, что отказ комитета в передачи названных помещений из собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность необоснован, имеет произвольный характер и противоречит законодательству, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили наличие оснований для обязания передать спорные нежилые помещения из государственной собственности города Санкт-Петербурга в собственность Российской Федерации и удовлетворили требование.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов подателя жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок передачи имущества из государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно данной норме в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти. А также установлено, что передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность осуществляется в следующем порядке. Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что упомянутые нежилые помещения могут находиться в федеральной собственности, используются федеральным государственным учреждением, подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации, для целей его деятельности.
Проверив основания отказа в передаче названных объектов в федеральную собственность, суды сделали правильный вывод о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в передаче названных объектов из государственной собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы обоснованно не приняты судами первой и апелляционной инстанций. При этом суды исходили из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которой положениями части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривается, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случаях, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом (абзацы девятый - одиннадцатый). По смыслу названных положений части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ во взаимосвязи с другими ее положениями, безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке. Установленный рассматриваемыми законоположениями порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности, исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев, а также выплату равноценного возмещения, что соответствует природе публично-правовых отношений между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по разграничению государственной собственности и передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: имущество, находящееся в собственности соответствующих публично-правовых образований, предназначено для осуществления органами публичной власти в рамках их полномочий функций государства, а следовательно, в результате разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации этих функций возможна безвозмездная передача имущества, необходимого для осуществления соответствующих полномочий, в целях наиболее рационального его использования в общих публичных интересах. Спор же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа управления, а если орган управления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре.
Суды, проанализировав обстоятельства настоящего дела, признали оспариваемое МТУ Росимущества решение комитета по вопросу о передаче помещений 1-Н и 7-Н из собственности Санкт-Петербурга в федеральную собственность необоснованным.
Ссылка подателя жалобы на то, что спорные объекты используются ФБУ СЗРЦСЭ под гаражи, мотивированно отклонена судами первой и апелляционной инстанций. Суды обоснованно исходили из того, что вспомогательный характер спорных помещений не может быть признан надлежащим основанием для отказа в передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, названные помещения используются федеральным бюджетным учреждением в качестве вспомогательных в соответствии с его уставной деятельностью. При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правомерный вывод о том, что спорные нежилые помещения, используемые для обеспечения деятельности ФБУ СЗРЦСЭ, подлежат безвозмездной передаче из собственности города Санкт-Петербурга в собственность Российской Федерации.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А56-109138/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.