12 апреля 2021 г. |
Дело N А05-13803/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сольвычегодская здравница" Смольникова А.А. (доверенность от 01.10.2020),
рассмотрев 06.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Сольвычегодское" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А05-13803/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сольвычегодская здравница", адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 10, ОГРН 1072904000212, ИНН 2904018125 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Сольвычегодское", адрес: 165330, Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, улица Советская, дом 8, ОГРН 1052904026867, ИНН 2904015935 (далее - Администрация), и к главе муниципального образования "Сольвычегодское" Сергееву А.И., адрес: 165330, Архангельская область, Котласский район, город Сольвычегодск, улица Советская, дом 8 (далее - Сергеев А.И.), о признании незаконным постановления администрации от 20.08.2019 N 160 о введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования "Сольвычегодское" (далее - МО "Сольвычегодское").
К участию в деле на стороне заявителя в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "КотласСтрой-Инвест", адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 10, офис 331 (далее - ООО "КотласСтрой-Инвест"), общество с ограниченной ответственностью "Котласлесстрой-сервис", адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 10, (далее - ООО "Котласлесстрой-сервис"), на стороне Администрации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания",адрес: 163000, город Архангельск, Попова улица, дом 17 (далее - АО "Архоблэнерго").
Решением суда первой инстанции от 26.06.2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.12.2020 решение первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "КотласСтрой-Инвест" возражает против ее удовлетворения. АО "Архоблэнерго", напротив, в своем отзыве просит кассационную жалобу удовлетворить и отменить постановление апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 20.08.2019 Администрация приняла постановление N 160 "О введении режима повышенной готовности на территории МО "Сольвычегодское".
Как следует из преамбулы постановления, оно было принято в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подготовкой к отопительному периоду 2019-2020 годов на территории МО "Сольвычегодское", для оперативного воздействия органов управления, сил и средств МО "Сольвычегодское", в целях организации контроля за устойчивым функционированием объектов ТЭК и ЖКХ, социально значимых объектов, усиления контроля за оперативной обстановкой, своевременного реагирования и недопущения возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций в системе жизнеобеспечения городского поселения.
Данным постановлением предписано с 08.00 часов 21.08.2019 и до особого распоряжения на территории МО "Сольвычегодское" ввести режим повышенной готовности органов управления, сил и средств Котласского районного звена Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с подготовкой к отопительному периоду 2019-2020 годов на территории МО "Сольвычегодское".
Пунктом 2 постановления определено постоянно осуществлять контроль за ходом выполнения работ по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 годов объектов ТЭК и ЖКХ МО "Сольвычегодское" согласно решению комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации МО "Сольвычегодское" от 19.08.2019.
В качестве правового основания в упомянутом постановлении сделана ссылка на Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закона N 68-ФЗ). Кроме этого, основанием для принятия данного постановления послужило решение комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности МО "Сольвычегодское" (протокол N 4 от 19.08.2019), пунктом 1 которого на территории МО "Сольвычегодское" введен режим повышенной готовности.
Не согласившись с постановлением Администрации от 20.08.2019 N 160, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление Администрации соответствует требованиям Закона N 68-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Общества.
Исходя из того, что оспариваемое постановление основано на выводе Администрации о наличии угрозы срыва отопительного сезона по причине неготовности города Сольвычегодска к началу отопительного периода, а указанный вывод Администрации в свою очередь не подтвержден допустимыми и достоверными доказательствами, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемое постановление недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 8 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23 части 1).
Согласно статье 1 Закона 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления вводится режим повышенной готовности.
Таким образом, при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации.
Подпунктом "и" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что заявитель является собственником котельной РМЗ в г. Сольвычегодске МО "Сольвычегодское", расположенной по адресу: г. Сольвычегодск, ул.Володарского, д.2, корп.8., которая является источником тепловой энергии в схеме теплоснабжения г. Сольвычегодск и обеспечивает выработку тепловой энергии для поставки потребителям (57 многоквартирных жилых домов, 11 индивидуальных жилых домов, 10 социальных объектов, 9 прочих потребителей), является составной частью единой системы теплоснабжения г. Сольвычегодска. Для указанных потребителей данная котельная является единственным источником выработки тепловой энергии. Альтернативный источник выработки тепловой энергии отсутствует.
В отопительный период 2018-2019 годов котельной РМЗ на праве аренды владело третье лицо - ООО "КотласСтрой-Инвест", которое осуществляло продажу произведенной тепловой энергии третьему лицу - теплоснабжающей организации АО "АрхоблЭнерго" на основании договора поставки тепловой энергии N 08-03/17 от 01.01.2017. В свою очередь, АО "АрхоблЭнерго" арендует тепловые сети, находящиеся на территории г. Сольвычегодск, по договору аренды N 07-12/2016 от 01.01.2017, заключенному с муниципальным образованием "Сольвычегодское", ООО "КотласСтрой-Инвест" являлось теплоснабжающей организацией на территории г. Сольвычегодск в отопительный период 2018-2019 годов и предыдущие отопительные периоды.
Распоряжением администрации МО "Котласский муниципальный район" N 116-р от 17.05.2019 в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки объектов топливно-энергетического ресурса, расположенных на территории Котласского района (в который входит МО "Сольвычегодское"), была создана комиссия по подготовке и оценке готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда к отопительному периоду 2019-2020 годов (далее - комиссия) и утверждено положение о комиссии.
Пунктом 9 данного распоряжения руководителям предприятий ЖКХ рекомендовано подготовить и представить пообъектные планы межсезонной подготовки, еженедельно информировать комиссии о ходе подготовки объектов к зиме. Задачами комиссии является, в частности, осуществление мониторинга проведения работ по подготовке объектов топливно-энергетического ресурса, расположенных на территории Котласского района, к отопительному периоду, мониторинга создания запасов материально-технических ресурсов на таких объектах, рассмотрение и оценка готовности теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период. Функцией комиссия является заслушивание отчетов руководителей предприятий о подготовке подведомственных объектов к отопительному периоду 2019-2020 годов. Комиссия вправе запрашивать у предприятий информацию по вопросам, относящимся к ее компетенции, приглашать в установленном порядке и заслушивать на заседании руководителей предприятий.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе протоколы совещания при главе МО "Котласский муниципальный район" по вопросу подготовки к отопительному периоду 2019-2020 годов на территории МО "Сольвычегодское", пришел к выводу о том, что на дату принятия оспариваемого решения о введении режима повышенной готовности действительно имелась реальная угроза срыва отопительного периода и наступления чрезвычайной ситуации в связи с дефектами котельной РМЗ.
При этом, суд принял во внимание последующее подтверждение данного обстоятельства решением Котласского городского суда Архангельской области от 16.09.2019 по делу N 2а-2104/2019 по заявлению Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО "Сольвычегодское" в лице администрации о признании незаконным бездействия и обязании принять меры и организовать надежное обеспечение для потребителей коммунальной услуги по теплоснабжению.
Как следует из оспариваемого постановления, оно принято в отношении органов управления, сил и средств Котласского районного звена Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Суд первой инстанции указал на то что Общество не поименовано ни в постановлении, ни в протоколе N 4 от 19.08.2019 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности МО "Сольвычегодское" в качестве лица, которому адресованы принимаемые меры, в связи с чем сделал обоснованный вывод, о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на него каких-либо обязанностей.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что сами по себе протоколы совещания комиссии, основанные на пояснениях отдельных лиц, в отсутствие доказательств надлежащего проведения в установленном порядке проверки, по результатам который были бы зафиксированы нарушения со стороны ответственных исполнителей в подготовке к отопительному сезону 2019 - 2020 годов, не могут служить безусловным основанием для признания существования реальной угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в сфере теплоснабжения в городе Сольвычегодске на начало отопительного периода.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
При этом переоценив выводы суда первой инстанции и указав на недостаточность доказательств, необходимых для подтверждения законности реализации Администрацией своих дискреционных полномочий, суд апелляционной инстанции не привел доказательств, подтверждающих обратное, не установил факт надлежащей готовности к отопительному сезону 2019-2020 спорной котельной.
При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А05-13803/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.06.2020 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.