14 апреля 2021 г. |
Дело N А56-32931/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Бобарыкиной О.А. и Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Полиметалл" Хайдарова Ф.Р. (доверенность от 02.10.2019), от федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Михайловой Ю.Н. (доверенность от 11.03.2020 N 44),
рассмотрев 14.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Полиметалл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А56-32931/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", адрес: 127055, г. Москва, ул. Сущевская, д. 19, стр. 7, ОГРН 1037702023831, ИНН 7702352454 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Полиметалл", адрес: 198216, Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, д. 2, оф. 1089, ОГРН 1057810222250, ИНН 7805368914 (далее - Общество), 11 720 040 руб. задолженности по договору от 16.08.2019 N ТДПМ 8 (09-1-0548)/19-313 УЭФ, 457 081 руб. 56 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 16.04.2020 за нарушение сроков оплаты оказанных услуг, договорной неустойки в размере 0,05% по дату вынесения решения.
Решением суда первой инстанции от 24.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2020, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Податель жалобы указывает на неправомерность взыскания платы за ожидание ледокола, который должен был дежурить в акватории до 30.11.2019, так как истец не исполнил договорные обязательства, уход ледокола до 30.11.2019 из-за погодных условий не подтверждается материалами дела.
Заявитель ссылается на то, что Предприятие отказалось от оказания услуг в одностороннем порядке, в действиях Предприятия имеется злоупотребление правами в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), выписки из судового журнала не содержат сведений об ухудшении погодных условий.
Как следует из кассационной жалобы, суды не оценили довод Общества о том, что денежные средства (то есть оплата услуг сверх установленных тарифов или оплата ожидания) не могут повлиять на изменение погодных условий и ледовой обстановки.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что по результатам анализа фактических действий Предприятия следует, что Предприятие первоначально отказалось оказывать услугу по ледокольному сопровождению судов, мотивировав это окончанием дежурства в порту Певек, а только после получения гарантийного письма Общества, несмотря на планируемое окончание дежурства и ухудшения погодных условий в районе порта Певек, Предприятие все же оказало такую услугу Обществу.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Предприятия возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (исполнитель) и Обществом (заказчик) заключен договор от 16.08.2019 N ТДПМ 8 (09-1-0548)/19-313 УЭФ (далее - Договор), по условиям которого исполнитель при получении заявки заказчика обязуется оказать в период с 25.07.2019 по 30.11.2019 возмездные услуги по ледокольному обеспечению судов, принадлежащих заказчику на праве собственности и(или) находящихся в аренде, и(или) находящихся под управлением заказчика, следующих в балласте и (или) с грузами заказчика (третьих лиц) в акватории Северного морского пути (далее - СМП) в соответствии с "Правилами плавания в акватории Северного морского пути", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.01.2013 N 7, и условиями Договора.
Согласно пункту 1.2 Договора заказчик обязуется произвести оплату оказываемых услуг по ледокольному обеспечению в размере согласно разделу 6 и в порядке, предусмотренном разделом 7 Договора.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что в период, указанный в пункте 1.1 Договора, исполнитель оказывает услуги ледоколом "Новороссийск" на участке от морского порта Певек (за исключением случаев по согласованию с исполнителем) до пункта, указанного в заявке заказчика. Спецификация судна (ледокола "Новороссийск") указана в приложении к договору, являющимся неотъемлемой частью договора
В соответствии с пунктом 2.2 Договора оказание услуг по ледокольному обеспечению судов предусматривает: обеспечение безопасности плавания в акватории СМП по рекомендациям ледокола при нахождении судна в зоне действия связи с ледоколом на каналах связи очень высокой частоты путем систематического оповещения капитана судна о ледовой и гидрометеорологической обстановке для быстрого и безопасного прохода в акватории СМП, выдаче рекомендаций по выбору оптимального маршрута плавания; ледовую разведку ледоколом; прокладку ледоколом каналов во льду; формирование группы судов и расстановку судов для следования за ледоколом; выдача рекомендаций капитаном ледокола по самостоятельному движению судов заказчика; плавание судна заказчика в проложенном во льду канале за ледоколом на буксире, без буксира в одиночном плавании или в составе группы судов. Способ проводки судна во льдах определяется капитаном ледокола самостоятельно по согласованию с капитаном проводимого судна заказчика.
Согласно разделу 6 Договора часовая стоимость услуг по ледокольному обеспечению судна заказчика включает в себя стоимость бункерского топлива, иных горюче-смазочных материалов и расходы исполнителя, связанные с оказанием услуг по договору и сборы, подлежащие уплате исполнителем, при нахождении ледокола на ходу - 215 280 руб. в час, при нахождении ледокола в режиме ожидания - 116 040 руб. в час.
Пунктом 7.1 Договора предусмотрено, что заказчик осуществляет оплату оказанных услуг не позднее, чем в течение 15 календарных дней с момента получения заказчиком счета, счета-фактуры и акта оказанных услуг, направленных исполнителем заказчиком по факсу и или электронной почте, с досылкой оригиналов по почте.
Исполнитель осуществляет направление оригиналов документов, предусмотренных названным пунктом, не позднее 15 календарных дней с даты окончания оказания соответствующей услуги.
В соответствии с пунктом 7.4 Договора в случае невыполнения заказчиком условия договора в части соблюдения сроков платежей заказчик уплачивает пени в размере 0,05% от стоимости услуги, подлежащей оплате, за каждый день просрочки выполнения обязательств. При этом оплата пени не освобождает сторону от выполнения обязательств по настоящему договору.
Помощник заместителя директора по флоту Северо-Западный бассейновый филиал 14.11.2019 уведомила электронным письмом представителя Общества о том, что ледокол "Новороссийск" планирует покинуть порт Певек 16.11.2019 в связи с погодными условиями.
От Общества в адрес Предприятия поступила заявка от 17.11.2019 N ТДПМ 5/04-1556 с просьбой организовать индивидуальную ледокольную проводку судна "Лев Яшин" под флагом Российской Федерации, следующего из порта Находка в порт Певек в период с 19.11.2019 по 20.11.2019. Услуга Предприятием была оказана.
Письмом от 19.11.2019 N 5/04-1559 Общество просило уточнить крайнюю дату подачи заявки на ледокольную проводку т/х "Лев Яшин" с порта Певек, а также подтвердить дежурство ледокола "Новороссийск" на меридиане порта Певек до 30.11.2019.
В ответ на указанное письмо Предприятие направило письмо от 19.11.2019 N ФЛ-1284/19, в котором сообщило, что крайняя дата подачи заявки на оказание услуг по ледокольному обеспечению т/х "Лев Яшин" ледоколом "Новороссийск" из морского порта Певек - 20.11.2019. Срок окончания дежурства ледокола "Новороссийск" в морском порту Певек будет определен после получения от Общества информации о сроке оказания услуг для т/х "Лев Яшин".
В адрес Предприятия от Общества поступила заявка от 20.11.2019 N ТДПМ 5/04-1564 с просьбой организовать индивидуальную ледокольную проводку судна "Лев Яшин" под флагом Российской Федерации, судовладелец ООО "Судоходная компания Азия", следующего из порта Певек в порт Владивосток в период с 29.11.2019 по 30.11.2019.
Письмом от 22.11.2019 N ТДПМ5/04-1573 Общество гарантировало оплату за нахождение ледокола "Новороссийск" в режиме ожидания на меридиане морского порта Певек согласно заявке Общества от 20.11.2019 N ТДПМ5/04-1564 с 25.11.2019 до начала ледокольной проводки в размере 116 040 руб. в час.
Письмом от 27.11.2019 N ТДПМ 5/04-1581 Общество проинформировало Предприятие о том, что в связи с неблагоприятными погодными условиями в порту Певек судно "Лев Яшин" не поставили к причалу под выгрузку в запланированную дату 27.11.2019. Постановка судна в графике на 28-29.11.2019, завершение всех грузовых операций планируется 04.12.2019, в связи с чем просило подтвердить ожидание судна "Лев Яшин" ледоколом "Новороссийск" после 30.11.2019 до окончания грузовых операций для проведения ледокольной проводки до легкого ледового фона. Гарантировало плату за нахождение ледокола "Новороссийск" в режиме ожидания на меридиане порта Певек после 30.11.2019 до начала ледокольной проводки судна "Лев Яшин" в размере 116 040 руб./час с НДС 20%
Дополнительным соглашением от 29.11.2019 N 1 к Договору стороны продлили срок оказания услуг до 05.12.2019.
В соответствии с условиями Договора и заявками Общества Предприятие оказало Обществу услуги по ледокольному обеспечению т/х "Лев Яшин" в акватории СМП в период с 17 час. 00 мин. 26.11.2019 по 19 час. 00 мин. 05.12.2019.
Для оплаты оказанных услуг Предприятие направило Обществу 16.12.2019 по электронной почте акт оказанных услуг от 05.12.2019 N 4, счет от 05.12.2019 N 27920-К2/02, счет-фактуру от 05.12.2019 N 03947/02. Согласно указанным документам стоимость услуг составила 29 870 160 руб. 04 коп.
Общество 15.01.2019 оплатило только часть услуг - на сумму 18 150 120 руб. (платежные поручения от 15.01.2020 N 397 и N 398), оплату оставшейся части не произвело, акт оказанных услуг от 05.12.2019 N 4 не подписало.
В письме от 25.12.2019 N ТДПМ 5/04-1653 Общество выразило несогласие с расчетом стоимости услуг, считая, что из расчета стоимости оказанных услуг по ледокольной проводке т/х "Лев Яшин" следует исключить простой ледокола в объеме 101 часа в период: с 17 час. 00 мин. 26.11.2019 по 00 час. 30 мин. 30.11.2019 (79,5 часов), с 02 час. 55 мин. 30.11.2019 по 24 час. 00 мин. 30.11.2019 (21,5 часов), полагая, что в этот период услуги не оказывались.
Ссылаясь на то обстоятельство, что Общество произвело лишь частичное погашение суммы задолженности за оказанные услуги, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания спорных услуг и их объем подтвержден выпиской из судового журнала ледокола "Новороссийск" и Обществом не оспаривается. Стоимость услуги ледокола согласована сторонами в разделе 6 Договора при нахождении ледокола в режиме ожидания - 116 040 руб. в час. В своих письмах Общество гарантировало оплату услуг Предприятия, в том числе за период нахождения ледокола в режиме ожидания.
Поскольку ответчик не представил доказательства оплаты услуг за спорный период, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования Предприятия в заявленном размере.
Вновь заявленные доводы подателя жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства невыполнения Предприятием условий Договора из-за плохих погодных условий, о злоупотреблении правом со стороны Предприятия при одностороннем отказе от Договора, а также о том, что выписки из судового журнала не содержат сведений об ухудшении погодных условий, подлежат отклонению судом кассационной инстанции в виду следующего.
Согласно пункту 177 Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 N 463 (далее - Общие правила), в замерзающих морских портах в целях обеспечения навигационной доступности морского порта и обеспечения безопасности мореплавания в условиях льдообразования в морских портах и на подходах к ним осуществляется ледокольная проводка судов.
На основании пункта 178 Общих правил начало и окончание периода ледокольной проводки судов, ограничения для судов по режиму ледового плавания в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливаются капитаном морского порта в соответствии с обязательными постановлениями.
В соответствии с пунктом 180 Общих правил в период ледокольной проводки капитан морского порта должен сообщать капитанам судов о ледовой обстановке в морском порту и на подходах к морскому порту и объявлять типы судов (в соответствии с ограничениями по режиму ледового плавания), освобожденных от ледокольной проводки и допущенных к ней, а при получении заявки на ледокольную проводку сообщать координаты начала и очередность ледокольной проводки судна.
В силу пункта 185 Общих правил время и порядок следования судов через лед, а равно и число проводимых одновременно судов определяются капитаном морского порта по согласованию с капитаном ледокола.
В пункте 2.3 Договора указано, что исполнитель самостоятельно определяет способ, протяженность (дальность), скорость и иные параметры ледокольного обеспечения судов заказчика в зависимости от гидрометеорологических и ледовых условий, исходя из требований безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что в случае наличия опасности для судна, грузов, а также экипажа исполнитель оставляет за собой право изменить маршрут.
Согласно пункту 3.5 Договора моментом начала оказания услуг является время начала движения ледокола по заявке заказчика к судам заказчика для ледокольного обеспечения (за исключением случаев по согласованию с исполнителем).
Моментом окончания услуг является время пересечения ледоколом меридиана морского порта Певек, после завершения ледокольного обеспечения судов заказчика (за исключением случаев, согласованных сторонами).
В соответствии с пунктом 4.1.3 Договора исполнитель обязуется оказывать услуги с учетом актуального метеопрогноза и фактического состояния ледовых, навигационных, гидрологических, метеорологических и иных условий, ледопроходимости и технических возможностей ледокола. Отказ капитана ледокола от выполнения ледоколом работ по ледокольному обеспечению судна в связи с навигационными, гидрологическими, метеорологическими и иными условиями ни при каких обстоятельствах не может быть расценен заказчиком как немотивированный отказ исполнителя от оказания услуг в соответствии с условиями договора. Все спорные вопросы, связанные с таким отказом, могут быть разрешены сторонами в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.16 Договора исполнитель обязуется направить заказчику информацию о согласовании/несогласовании заявки заказчика в течение 1 суток с момента получения заявки заказчика, направленной исполнителю в порядке 4.27 Договора.
Учитывая изложенное, суды обоснованно указали, что Договор не предусматривает безоговорочного принятия исполнителем заявки, а допускает возможность отклонения полученной в рамках договора заявки на оказание услуг.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Предприятие еще 14.11.2019 уведомило Общество о том, что ледокол "Новороссийск" планирует покинуть порт Певек 16.11.2019 в связи с погодными условиями.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что письмо Предприятия от 21.11.2019 N ФЛ-1304/19 в ответ на заявку Общества от 20.11.2019 NТДПМ 5/04-1564 о невозможности оказания услуг по ледокольному обеспечению с 29.11.2019 по 30.11.2019 со ссылкой на планирование окончания дежурства ледокола с 23.11.2019 по 24.11.2019 не свидетельствует о недобросовестном поведении Предприятия.
Суды также обоснованно исходили из того, что отказ капитана ледокола от выполнения ледоколом "Новороссийск" работ по ледокольному обеспечению судна в связи с навигационными, гидрологическими, метеорологическими и иными условиями в соответствии с пункта 5.5 Договора не является немотивированным отказом Предприятия от оказания услуг в соответствии с условиями Договора.
Имеющимися в деле данными о прогнозе погоды, поступившими на судно, и выпиской из судового журнала ледокола "Новороссийск" касательно погоды подтверждаются сведения о неблагоприятных погодных условиях.
Из пояснений Предприятия в суде первой инстанции следует, что при принятии такого решения Предприятие исходило из хорошей морской практики, опыта работы в данном районе и имеющихся прогнозов погоды. Со стороны Предприятия не было отказа от Договора, как утверждает Общество.
Согласно материалам дела Общество обратилось к Предприятию письмом от 22.11.2019 N ТДПМ 5/04-1573, которым гарантировало оплату за нахождение ледокола "Новороссийск" в режиме ожидания на меридиане порта Певек с 25.11.2019 до начала ледокольной проводки судна "Лев Яшин" в размере 116 040 руб. в час с НДС 20%.
Письмом от 25.11.2019 N ФЛ-1323/19 Предприятие подтвердило нахождение ледокола "Новороссийск" на меридиане морского порта Певек до 30.11.2019 для ледокольной проводки т/х "Лев Яшин" согласно заявке N ТДПМ 5/04-1564 на предложенных Обществом условиях оплаты периода ожидания.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу, что стороны согласовали оказание услуг в соответствии с заявками от 20.11.2019 и 22.11.2019 на условиях оплаты Обществом режима ожидания готовности его судна к выходу из порта Певек, в связи с чем изменили момент начала оказания услуг в порядке пункта 3.5 Договора.
Следовательно, довод подателя жалобы о том, что он вынужден был направить Предприятию письмо от 22.11.2019 N 5/04-1573, подлежит отклонению.
Недобросовестность Предприятия не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Из письма Общества от 27.11.2019 N ТДПМ 5/04-1581 следует, что в связи с неблагоприятными погодными условиями в порте Певек судно "Лев Яшин" не поставили к причалу под выгрузку в запланированную дату 27.11.2019, постановка судна в графике на 28-29.11.2019, а завершение всех грузовых операций планировалась 04.12.2019.
Таким образом, указанным письмом Общество само подтверждает наличие неблагоприятных погодных условий в спорный период и невозможность оказания услуг по ледовому обеспечению до 30.11.2019, то есть до окончания периода оказания услуг по Договору.
Выпиской из судового журнала, актом оказанных услуг от 05.12.2019 N 4, платежными поручениями от 15.01.2020 N 397 и N 398 подтверждается, что заявка Общества от 20.11.2019 по ледокольному обеспечению т/х "Лев Яшин" из порта Певек фактически была выполнена Предприятием с 00 час. 00 мин. 04.12.2019 по 19 час. 00 мин. 05.12.2019, то есть после окончания срока действия Договора. Период ожидания с 00 час. 00 мин. 01.12.2019 по 00 час. 00 мин. 04.12.2019 Обществом оплачен и не оспаривается.
Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств, подтверждающих его доводы о злоупотреблении правом на стороне Предприятия.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А56-32931/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Полиметалл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.