16 апреля 2021 г. |
Дело N А56-6527/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Горбачевой А.В. (доверенность от 11.01.2021), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Сергеевой Е.Н. (доверенность от 07.12.2020),
рассмотрев 12.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А56-6527/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды лесного участка от 20.02.2009 N 126-2009-02, и получить на него положительное заключение государственной экспертизы.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на длительное неисполнение ответчиком обязанности по разработке проекта освоения лесов либо внесению в него изменений в связи с новым лесохозяйственным регламентом лесничества.
В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе (с учетом дополнений), а представитель Общества против доводов жалобы возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения правительства Ленинградской области от 16.02.2009 N 43-р "О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" для строительства и эксплуатации двух воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ с кабельными выводами в муниципальном образовании Тосненский район Ленинградской области" 20.02.2009 между Обществом (арендатором) и Комитетом (арендодателем) заключен договор аренды лесного участка N 126-2009-02 (далее - Договор), согласно которому Общество на условиях аренды получило лесной участок площадью 13,57 га, находящийся в федеральной собственности, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Тосненский р-н, Любанское лесничество, Саблинское участковое лесничество, квартал N 24 выделы 1, 2, 3, 4, 5, 59; квартал N 25 выделы 1, 2, 3; квартал N 114 выделы 1, 2, 3 (далее - лесной участок), категория земель - земли лесного фонда, целевое назначение: защитные леса, с целью строительства и эксплуатации линейного объекта. Срок действия Договора - 49 лет.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора после подписания настоящего Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Договора арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Согласно подпункту "з" пункта 18 Договора арендатор обязан осуществлять работы по обеспечению пожарной и санитарной безопасности, а также рекультивацию арендованного участка, предусмотренную проектом освоения лесов, по окончанию срока действия договора аренды в объемах и по срокам, указанным в приложении N 6.
Приложением N 6 к Договору в привязке к проекту освоения лесов предусмотрены лесовосстановительные мероприятия.
В требовании об устранении выявленных нарушений лесного законодательства от 03.07.2019, полученном по почте 09.07.2019, Комитет потребовал от Общества в срок до 22.07.20219 представить проект освоения лесов.
Вследствие неисполнения арендатором условий подпункта "в" пункта 18 Договора Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496, действовавшего до 01.01.2021).
Согласно пункту 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки регламентированы приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Состав), согласно пункту 28 которого проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно пункту 3 Состава проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей, содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 25 Состава в подразделе "Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов" указываются:
основные параметры и нормативы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов в соответствии с лесохозяйственным регламентом;
обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов;
характеристика существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на лесном участке (приложение N 62);
проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (приложение N 63);
территориальное размещение существующих и проектируемых объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (тематическая лесная карта).
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах на бумажных носителях и один - в электронном виде (пункт 34 Состава).
Согласно пункту 30 Состава проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 45 ЛК РФ устанавливает основы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, применительно к настоящему случаю проект освоения лесов составляется на срок действия договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 33 Состава внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ и пунктом 2 Состава невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.
В статье 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
При решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Отказывая в удовлетворении иска, суды нижестоящих инстанций указали, что избранный Комитетом способ защиты прав не обладает критериями допустимости, не приведет к реальному исполнению принятого решения и восстановлению прав истца. В действующем законодательстве отсутствует возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Правовым следствием неисполнения данной обязанности может служить расторжение договора аренды лесного участка.
Однако судами в данном конкретном случае не принято во внимание, что согласно условиям Договора целью использования лесного участка является строительство и эксплуатация двух воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ с кабельными выводами. Основной задачей системы электроснабжения Общества является обеспечение эксплуатационной работы железной дороги.
Комитет указывает, что возможность досрочного расторжения Договора, как правовое последствие непредставления Обществом проекта освоения лесов (либо невнесения в него изменений при наличии к тому оснований) с соответствующим восстановлением прежнего состояния участка (демонтажом линий электропередачи высокого напряжения), создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга потребителей транспортных услуг, а также транспортной безопасности. Наличие таких обстоятельств не должно порождать незаконное бездействие арендатора и злоупотребление правом при неисполнении обязанности по обеспечению наличия действующего и актуального проекта освоения лесов.
При этом фактическое использование лесного участка ответчиком в судах не отрицалось, в дело представлен акт осмотра лесного участка от 18.12.2019, согласно которому работы по строительству линейного объекта выполнены, опоры установлены, провода натянуты.
Законодательством и условиями Договора на арендатора возложена обязанность в установленном порядке разработать проект освоения лесов. Отсутствие в Договоре конкретного срока исполнения данной обязанности не исключает такую обязанность, поскольку подпункт "а" пункта 17 Договора связывает право арендатора приступить к использованию лесного участка после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Такая обязанность не исполнена ни в разумный срок (пункт 2 статьи 314 ГК РФ), ни на письменное требование Комитета.
Ссылка судов двух инстанций на неустановление Договором порядка подготовки проекта освоения лесов несостоятельна, поскольку содержание и порядок подготовки такого документа регулируется законом, в частности Составом.
Владение лесными участками, их использование в отсутствие проектов освоения лесов нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как в отсутствие указанного проекта арендатором не могут выполняться все необходимые и обязательные лесохозяйственные мероприятия, предусмотренные законом и договором.
Доказательства невозможности разработки проекта освоения лесов (внесения в него изменений) по не зависящим от Общества причинам в материалы дела не представлены.
Между тем из пояснений сторон следует, что проект освоения лесов сроком действия 10 лет Обществом ранее был получен вместе с положительным заключением экспертной комиссии от 06.08.2009 N 49-Л, однако в связи с истечением срока его действия и принятием приказа Комитета от 26.11.2018 N 31 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Любанского лесничества Ленинградской области" Общество должно было внести изменения в проект освоения лесов.
Данные пояснения сторон и их документальное подтверждение нижестоящими судами не проверялись.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не установлены значимые для дела обстоятельства, не дана всесторонняя оценка доводам участников спора с подлежащими применению нормами материального права, что привело к принятию необоснованного решения. По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении судов.
В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить и оценить все значимые по делу обстоятельства, предложить Комитету уточнить заявленные требования, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А56-6527/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ и пунктом 2 Состава невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.
В статье 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
...
Законодательством и условиями Договора на арендатора возложена обязанность в установленном порядке разработать проект освоения лесов. Отсутствие в Договоре конкретного срока исполнения данной обязанности не исключает такую обязанность, поскольку подпункт "а" пункта 17 Договора связывает право арендатора приступить к использованию лесного участка после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Такая обязанность не исполнена ни в разумный срок (пункт 2 статьи 314 ГК РФ), ни на письменное требование Комитета."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2021 г. N Ф07-1973/21 по делу N А56-6527/2020