19 апреля 2021 г. |
Дело N А21-1225/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от акционерного общества "Янтарьэнерго" Кремкова В.В. (доверенность от 01.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А21-1225/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининградская обл., Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 24.12.2019 N 11048-ОС отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), от заключения соглашения об установлении сервитута; обязании Министерства заключить с Обществом сроком на два года одиннадцать месяцев соглашение об установлении сервитута в соответствии с поданным заявлением (с учетом уточнения требований).
Решением от 10.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 данное решение оставлено без изменения.
Министерство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, пунктом 4 статьи 39.25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено право, но не обязанность уполномоченного органа заключить соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка на срок до трех лет без предоставления сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета части земельного участка; согласно пункту 2.1 статьи 11.3 ЗК РФ образование лесных участков в целях размещения линейных объектов независимо от их вида осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими обстоятельствам дела, нормам земельного и гражданского законодательства.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Министерство с заявлением от 25.11.2019 N ЯЭ/Сов/356 о заключении соглашения об установлении сервитута сроком на два года одиннадцать месяцев в отношении частей лесного участка с кадастровым номером 39:03:000000:237 (единое землепользование) площадью 700 кв. м (39:03:000000:237/ЧЗУ1) и площадью 469 кв. м (39:03:000000:237/ЧЗУ2) для размещения объекта "Строительство трансформаторной подстанции 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-128, ЛЭП 0,4 кВ восточнее п. Петрово, район озера Дивное Гурьевский ГО" с приложением схемы границ испрашиваемых частей земельных участков.
Министерство письмом от 24.12.2019 N 11048-ОС сообщило об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута ввиду непредставления Обществом утвержденного проекта межевания территории, на основании которого образуется лесной участок.
Общество, считая, что в силу пункта 4 статьи 39.25 ЗК РФ образования лесного участка для размещения линейного объекта в данном случае не требовалось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как следует из части 2 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
В силу статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 названного Кодекса.
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть заключено в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (пункт 1 статьи 39.23 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 39.25 ЗК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Суды, установив, что Общество просило установить сервитут в отношении двух частей лесного участка, представляющего собой единое землепользование, прошедшего кадастровый учет, для целей, соответствующих законодательству, и приложило к заявлению схему границ сервитута на кадастровом плане территории, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями законодательства удовлетворили заявленные требования.
Возражения Министерства со ссылкой на пункт 2.1 статьи 11.3 ЗК РФ обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку в данном случае для размещения испрашиваемых объектов, не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения, образования лесного участка не требовалось.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А21-1225/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 39.25 ЗК РФ в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
...
Возражения Министерства со ссылкой на пункт 2.1 статьи 11.3 ЗК РФ обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку в данном случае для размещения испрашиваемых объектов, не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения, образования лесного участка не требовалось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2021 г. N Ф07-3558/21 по делу N А21-1225/2020