19 апреля 2021 г. |
Дело N А56-8564/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-морского флота "Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" Гакало Л.М. (доверенность от 24.12.2020), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Тюлева А.А. (доверенность от 13.01.2021 N 480), от Министерства обороны Российской Федерации Останиной Г.И. (доверенность от 12.11.2020), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Останиной Г.И. (доверенность от 11.01.2021 N 9),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-8564/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-морского флота "Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", адрес: 197045, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1, ОГРН 1027807581636, ИНН 7814003099 (далее - Академия), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), от 23.10.2019 во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений в отношении 46 (сорока шести) объектов недвижимости, перечисленных в заявлении, расположенных на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Зеленая Роща, военный городок 180; обязании Управления Росреестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав Российской Федерации и Академии в отношении указанных объектов недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества); Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство); федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением от 11.10.2020 признаны незаконными отказы Управления Росреестра от 23.10.2019, принятые по заявлениям от 17.10.2019 за N 47-0-1-100/3007/2019-4549, 47-0-1-100/3007/2019-4550, 47-0-1-100/3007/2019-4552, 47-0-1-100/3007/2019-4554, 47-0-1-100/3007/2019-4556, 47-0-1-100/3007/2019-4557, 47-0-1-100/3007/2019-4559, 47-0-1-100/3007/2019-4560, 47-0-1-100/3007/2019-4562 - 4566, 47-0-1-100/3007/2019-4572 - 4579, 47-0-1-100/3007/2019-4580 - 4585, 47-0-1-100/3007/2019-4587, 47-0-1-100/3007/2019-4590,47-0-1-100/3007/2019-4592, 47-0-1-100/3007/2019-4593, 47-0-1-100/3007/2019-4595, 47-0-1-100/3007/2019-4596, 47-0-1-100/3007/2019-4598; на Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости на основании заявлений Учреждения от 17.10.2019; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно применили при рассмотрении спора положения части 5 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации), поскольку в заявлениях, поданных в регистрирующий орган, Академия просила внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о ранее учтенных объектах недвижимости; ввиду отсутствия документов, подтверждающих ранее осуществленный кадастровый учет объектов, во внесении в ЕГРН сведений об объектах было правомерно отказано в соответствии с требованиями статьи 69 Закона о регистрации; для осуществления кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 70 Закона о регистрации, заявителем не представлены технические планы.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Академии, Министерства, Учреждения против удовлетворения жалобы возражали, считая выводы судов правильными.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.04.2016 N 515 прекращено право оперативного управления 2001 Отделения Морской Инженерной Службы и закреплено за Академией на праве оперативного управления недвижимое имущество согласно перечню, являющемуся приложением N 4 к приказу, в том числе объекты, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Зеленая Роща, военный городок 180.
По акту приема-передачи объекты переданы Академии.
Академия обратилась в Управление Росреестра с заявлениями от 17.10.2019 об осуществлении государственного кадастрового учета закрепленных за ней на праве оперативного управления сорока шести объектов недвижимости с приложением деклараций о спорных объектах.
Управление Росреестра уведомлениями от 23-25.10.2019 сообщило об отказе во внесении сведений об объектах недвижимости как о ранее учтенных на основании пункта 2 части 8 статьи 69 Закона о регистрации, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 69 данного Закона сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть включены в государственный кадастр недвижимости на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет заявленного объекта или государственную регистрацию прав на него, однако согласно полученной от органа технической инвентаризации информации спорные объекты капитального строительства на учете не состоят, инвентаризация этих объектов не проводилась.
Академия, считая, что для внесения сведений об объектах в кадастр недвижимости были представлены все необходимые документы, в связи с чем решения Управления Росреестра об отказе в осуществлении регистрационных действий являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом о регистрации.
Главой 11 названного Закона, включающей статьи 69 и 70, установлены некоторые заключительные и переходные положения в связи с вступлением с 01.01.2017 в силу Закона о регистрации.
Частями 5 - 7 статьи 69 упомянутого Закона определен порядок внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости при отсутствии в ЕГРН таких сведений. Частью 8 той же статьи установлены основания для отказа во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН, в частности, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным (пункт 2 части 8).
Статьей 70 Закона о регистрации установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. Согласно части 5 названной статьи в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству организаций, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости, форма которой и требования к ее заполнению, а также состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Указанные особенности применяются к объектам, созданным до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (часть 6).
Форма декларации об указанных объектах, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2016 N 157.
Суды, установив, что спорные объекты, созданные в 1950х - 1980х годах, закреплены на праве оперативного управления за Академией, то есть относятся к имуществу организации, подведомственной Министерству, к заявлениям Академии были приложены декларации, составленные по установленной форме, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Закона о регистрации пришли к выводу, что заявления в регистрирующий орган были поданы Академией с целью осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с частями 5, 6 статьи 70 Закона о регистрации и у Управления Росреестра не имелось оснований рассматривать данные заявления применительно к частям 5 - 7 статьи 69 Закона.
Поскольку регистрирующий орган не доказал наличие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 70 Закона о регистрации, суды правомерно признали оспариваемые решения незаконными и удовлетворили требования Академии в этой части.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из приложенных к заявлениям Академии документов, в частности, деклараций, заявления подлежали рассмотрению в соответствии с частью 5 статьи 70 Закона о регистрации, в которой технический план не указан в качестве документа, являющегося основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-8564/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, установив, что спорные объекты, созданные в 1950х - 1980х годах, закреплены на праве оперативного управления за Академией, то есть относятся к имуществу организации, подведомственной Министерству, к заявлениям Академии были приложены декларации, составленные по установленной форме, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Закона о регистрации пришли к выводу, что заявления в регистрирующий орган были поданы Академией с целью осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с частями 5, 6 статьи 70 Закона о регистрации и у Управления Росреестра не имелось оснований рассматривать данные заявления применительно к частям 5 - 7 статьи 69 Закона.
Поскольку регистрирующий орган не доказал наличие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 70 Закона о регистрации, суды правомерно признали оспариваемые решения незаконными и удовлетворили требования Академии в этой части.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из приложенных к заявлениям Академии документов, в частности, деклараций, заявления подлежали рассмотрению в соответствии с частью 5 статьи 70 Закона о регистрации, в которой технический план не указан в качестве документа, являющегося основанием для осуществления государственного кадастрового учета объекта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2021 г. N Ф07-2717/21 по делу N А56-8564/2020