Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2021 г. N Ф07-2717/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А56-8564/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Григорьевым Н.А.
при участии:
от заявителя: Гакало Л.М. (доверенность от 24.12.2020)
от заинтересованного лица: Тюлев А.А. (доверенность от 13.01.2021)
от 3-го лица: 1. Не явился, извещен, 2. Останина Г.И. (доверенность от 19.11.2020), 3. Останина Г.И. (доверенность от 11.01.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34254/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2020 по делу N А56-8564/2020 (судья Заварзина М.А.), принятое
по заявлению ФГК ВОУ ВО "Военный учебно-научный центр военно-морского флота "Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова" о признании незаконным отказа,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-и лица: 1)МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области; 2)Министерство обороны Российской Федерации; 3)ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военный учебно-научный центр военно-морского флота "Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление) от 23.10.2019 во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о нижеперечисленных сорока шести объектах недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Зеленая Роща, военный городок 180, со следующими условными номерами: 41:215:000003860:0100:00000, 41:215:000003860:0700:00000, 41:215:000003860:0111:00000, 41:215:000003860:1700:00000, 41:215:000003860:1000:00000, 41:215:000003860:0200:00000, 41:215:000003860:0800:00000, 41:215:000003860:0116:00000, 41:215:000003860:2000:00000, 41:215.000003860:2200:00000, 41:215:000003860:2300:00000, 41:215:000003860:2500:00000,41:215:000003860:0119:00000, 41:215:000003860:1100:00000,41:215:000003860:1500:00000, 41:215:000003860:1300:00000,41:215:000003860:0900:00000, 41:215:000003860:1400:00000,41:215:000003860:1800:00000, 41:215:000003860:0110:00000, 41:215:000003860:0117:00000, 41:215:000003860:2100:00000, 41:215:000003860:0100:00000, 41:215:000003860:2400:00000, 41:215:000003860:0118:00000, 41:215:000003860:0120:00000, 41:215:000003860:2600:00000, 41:215:000003860:0300:00000, 41:215:000003860:0600:00000, 41:215:000003860:2700:00000, 41:215:000003860:2900:00000, 41:215:000003860:0102:00000, 41:215:000003860:0105:00000, 41:215:000003860:0107:00000, 41:215:000003860:0113:00000, 41:215:000003860:0115:00000, 41:215:000003860:0112:00000, 41:215:000003860:1600:00000, 41:215:000003860:0109:00000, 41:215:000003860:2800:00000, 41:215:000003860:0101:00000, 41:215:000003860:0103:00000, 41:215:000003860:0106:00000, 41:215:000003860:0108:00000, 41:215:000003860:0114:00000, 41:215:000003860;1900:00000, обязании Управления осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав Учреждения по вышеперечисленным объектам недвижимости, относящимся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенным на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Зеленая Роща, военный городок 180.
Решением от 11.10.2020 суд признал незаконными отказы Управления от 23.10.2019, принятые по заявлениям от 17.10.2019 за N N 47-0-1-100/3007/2019-4575, 47-0-1 -100/3007/2019-4573. 47-0-1 -100/3007/2019-4580. 47-0-1 -100/3007/2019-4572, 47-0-1 -100/3007/2019-4576. 47-0-1 -100/3007/2019-4556. 47-0-1 -100/3007/2019-4550. 47-0-1 -100/3007/2019-4566. 47-0-1 -100/3007/2019-45 74. 47-0-1 -100/3007/2019-4559, 47-0-1 -100/3007/2019-4560. 47-0-1 -100/3007/2019-4583. 47-0-1 -100/3007/2019-4585, 47-0-1-100/3007/2019-4554. 47-0-1-100/3007/2019-4565. 47-0-1-100/3007/2019-4577, 47-0-1 -100/3007/2019-4578. 47-0-1 -100/3007/2019-45 81. 47-0-1 -100/3007/2019-4579, 47-0-1 -100/3007/2019-4593. 47-0-1 -100/3007/2019-4598. 47-0-1 -100/3007/2019-4584, 47-0-1 -100/3007/2019-4592. 47-0-1 -100/3007/2019-4590. 47-0-1 -100/3007/2019-4549, 47-0-1 -100/3007/2019-4552. 47-0-1 -100/3007/2019-4563. 47-0-1 -100/3007/2019-4596, 47-0-1 -100/3007/2019-4562, 47-0-1 -100/3007/2019-45 57. 47-0-1 -100/3007/2019-4587. 47-0-1 -100/3007/2019-4582. 47-0-1 -100/3007/2019-4595. 47-0-1 -100/3007/2019-4564 об отказе в государственном кадастровом учете объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Зеленая Роща, в/городок 180, обязал Управление осуществить государственный кадастровый учет объектов недвижимости на основании заявлений от 17.10.2019 за NN 47-0-1-100/3007/2019-4575, 47-0-1 -100/3007/2019-4573. 47-0-1 -100/3007/2019-4580. 47-0-1 -100/3007/2019-4572, 47-0-1 -100/3007/2019-4576. 47-0-1 -100/3007/2019-4556. 47-0-1 -100/3007/2019-4550. 47-0-1 -100/3007/2019-4566. 47-0-1 -100/3007/2019-45 74. 47-0-1 -100/3007/2019-4559, 47-0-1 -100/3007/2019-4560. 47-0-1 -100/3007/2019-4583. 47-0-1 -100/3007/2019-4585, 47-0-1-100/3007/2019-4554. 47-0-1-100/3007/2019-4565. 47-0-1-100/3007/2019-4577, 47-0-1 -100/3007/2019-4578. 47-0-1 -100/3007/2019-45 81. 47-0-1 -100/3007/2019-4579, 47-0-1 -100/3007/2019-4593. 47-0-1 -100/3007/2019-4598. 47-0-1 -100/3007/2019-4584, 47-0-1 -100/3007/2019-4592. 47-0-1 -100/3007/2019-4590. 47-0-1 -100/3007/2019-4549, 47-0-1 -100/3007/2019-4552. 47-0-1 -100/3007/2019-4563. 47-0-1 -100/3007/2019-4596, 47-0-1 -100/3007/2019-4562, 47-0-1 -100/3007/2019-45 57. 47-0-1 -100/3007/2019-4587. 47-0-1 -100/3007/2019-4582. 47-0-1 -100/3007/2019-4595. 47-0-1 -100/3007/2019-4564, в удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявления Учреждения отказать в полном объеме указывая, что заявителем были поданы документы на внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, к которым подлежат применению положения ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), между тем, на день принятия решения в орган регистрации прав от ГУП "Леоблинвентаризация" поступили ответы о том, что объекты на учете не состоят, инвентаризация не проводилась, что явилось основанием для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости согласно п. 2 ч.8 ст. 69 Закона N 218-ФЗ; суд при принятии решения применил положения ст. 70 Закона N 218-ФЗ, в соответствии с которой заявитель должен был с заявлением о проведении кадастрового учета представить вместе с декларацией об объекте технический план, однако, данные требования заявителем не выполнены.
Учреждение возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение обратилось в Управление с заявлениями от 17.10.2019 за N N 47-0-1-100/3007/2019-4575, 47-0-1 -100/3007/2019-4573. 47-0-1 -100/3007/2019-4580. 47-0-1 -100/3007/2019-4572, 47-0-1 -100/3007/2019-4576. 47-0-1 -100/3007/2019-4556. 47-0-1 -100/3007/2019-4550. 47-0-1 -100/3007/2019-4566. 47-0-1 -100/3007/2019-45 74. 47-0-1 -100/3007/2019-4559, 47-0-1 -100/3007/2019-4560. 47-0-1 -100/3007/2019-4583. 47-0-1 -100/3007/2019-4585, 47-0-1-100/3007/2019-4554. 47-0-1-100/3007/2019-4565. 47-0-1-100/3007/2019-4577, 47-0-1 -100/3007/2019-4578. 47-0-1 -100/3007/2019-45 81. 47-0-1 -100/3007/2019-4579, 47-0-1 -100/3007/2019-4593. 47-0-1 -100/3007/2019-4598. 47-0-1 -100/3007/2019-4584, 47-0-1 -100/3007/2019-4592. 47-0-1 -100/3007/2019-4590. 47-0-1 -100/3007/2019-4549, 47-0-1 -100/3007/2019-4552. 47-0-1 -100/3007/2019-4563. 47-0-1 -100/3007/2019-4596, 47-0-1 -100/3007/2019-4562, 47-0-1 -100/3007/2019-45 57. 47-0-1 -100/3007/2019-4587. 47-0-1 -100/3007/2019-4582. 47-0-1 -100/3007/2019-4595. 47-0-1 -100/3007/2019-4564 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос.Зеленая Роща, в/городок 180, с приложением деклараций на спорные объекты недвижимости.
Уведомлениями от 23.10.2019 в постановке на государственный кадастровый учет недвижимости объектов недвижимости отказано на основании п.2 ч.8 ст.69 Закона N 218-ФЗ, поскольку согласно полученной информации от органа технической инвентаризации спорные объекты капитального строительства на учете не состоят, инвентаризация не проводилась.
Полагая, что названные отказы являются незаконными и нарушают права Учреждения, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав требования Учреждения обоснованными в части признания незаконными отказов Управления от 23.10.2019 и обязания осуществить государственный кадастровый учет спорных объектов, в связи с чем заявление удовлетворил в указанной части, отказав в требовании об обязании Управления зарегистрировать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения на спорные объекты, поскольку Учреждение с заявлением о государственной регистрации права не обращалось.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу требований, содержащихся в части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Из буквального содержания статьи 70 Закона N 218-ФЗ следует, что данной нормой установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. То есть установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона N 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.
Из материалов дела следует, что Учреждение, обращаясь в Управление, представило декларации по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157.
При этом регистрирующий орган не доказал, что представленные заявителем декларации заполнены и составлены с нарушением требований, установленных названным приказом.
Заявленные к государственному кадастровому учету объекты недвижимости введены в эксплуатацию до 1990 года.
Таким образом, обращение Учреждения в Управление Росреестра с целью осуществления государственного кадастрового учета было основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что у регистрирующего орган не было законных оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимого имущества, относящихся к имуществу подведомственной Министерству обороны Российской Федерации организации и созданных до 1990 года.
Исходя из изложенного довод Управления об отсутствии правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости в упрощенном порядке вследствие непредставления заявителем технического плана является необоснованным.
Нормативное определение в части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ декларации не только как основания для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости Министерства обороны Российской Федерации, но и как основания для составления технического плана, не свидетельствует о том, что возможность осуществления государственного кадастрового учета в данном порядке обусловлена совместным предоставлением и декларации, и технического плана, поскольку такой вывод из приведенной нормы права не следует.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.10.2020 по делу N А56-8564/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8564/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА "ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВА"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: МТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в городе СПб и ЛО, Министерство обороны Российской Федерации, Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СПб, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны