23 апреля 2021 г. |
Дело N А66-5246/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Озерная 8" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А66-5246/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", адрес: 170003, Тверская обл., г. Тверь, шоссе Петербургское, д. 2, каб. 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к товариществу собственников недвижимости "Озерная 8", адрес: 170008, Тверская обл., г. Тверь, Озерная ул., д. 8, ОГРН 1146952017761, ИНН 6950187005 (далее - Товарищество), о взыскании 157 852 руб. 01 коп. задолженности в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги, начисленной за период с марта по июнь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный кассовый центр".
Решением от 24.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.08.2020 и постановление от 20.01.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, истец не представил надлежащий расчет, подтверждающий задолженность. Представленный истцом расчет на компакт- диске в формате excel, не является таковым; содержит сведения, не относящиеся в спорному дому. Суды не учли, что в спорной ситуации ответчик является получателем, а не плательщиком "повышающего коэффициента". Суды не указали нормы права, подтверждающие возложение на Товарищество обязанности по оплате "повышающего коэффициента". Суды не исследовали возможность установки индивидуальных приборов учета внутри квартир.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (ресурсоснабжающая организация) и Товарищество (управляющая организация) заключили договор от 06.10.2014 N 92768 в редакции соглашения от 26.01.2017 (далее - Договор), по которому ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять ресурс надлежащего качества до границы эксплуатационной ответственности управляющей организации, для оказания последней коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям, проживающим (находящимся) в многоквартирных домах, указанных в приложении 1, в количестве порядке и сроки, предусмотренные договором, а управляющая организация - принимать и оплачивать поставленные ресурсы.
Согласно пункту 4.1.1 Договора при установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, принятых в установленном порядке в качестве коммерческих, количество тепловой энергии и теплоносителя, полученных управляющей организацией, определяется по показаниям установленных приборов, а в случае их отсутствия - в порядке, предусмотренным пунктом 4.1.3 Договора. Установка коллективных (общедомомвых) приборов учета в случае их отсутствия может осуществляться ресурсоснабжающей организацией или управляющей организацией на основании заключенного соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5.2 Договора фактически переданное управляющей организации количество и качество передаваемой тепловой энергии и горячей воды за расчетный период осуществляется при помощи приборов учета, а при их отсутствии - определяется в соответствии с Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В пункте 6.4 Договора стороны согласовали условие о том, что оплата за поставленные ресурсы осуществляется до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
В обоснование иска Общество сослалось на то, что во исполнение Договора в период с марта по июнь 2016 года оно поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Товарищества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, которую последнее не оплатило.
Поскольку жилой дом не оборудован общедомовым прибором учета, а техническая возможность его установки имеется, Общество доначислило Товариществу за оказанную коммунальную услугу горячее водоснабжение объем коммунальной услуги, применив повышающий коэффициент к нормативу потребления, ссылаясь на то, что ранее Товарищество оплатило стоимость объема горячего водоснабжения, рассчитанного Обществом без учета повышающего коэффициента к нормативу потребления.
Общество направило в адрес Товарищества письма от 14.04.2016, 23.05.2016, от 22.06.2016 и 15.07.2016, к которым приложены счета-фактуры, счета на оплату "повышающего коэффициента 0,4 к нормативам потребления" с просьбой оплатить доначисленный объем коммунального ресурса.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производи тся за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку тепловая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и Правила N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с названным Законом, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета (пункт 3(1) приложения N 1), которые составляют: с 01.01.2015 по 30.06.2015 - 1,1; с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1,2; с 01.01.2016 по 30.01.2016 - 1,4; с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Приказом Главного управления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 23.08.2012 N 338-нп (далее - Приказ N 338-нп) для потребителей Тверской области установлены нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях при отсутствии индивидуальных приборов учета, определенные расчетным способом.
Приказом Главного управления Региональной энергетической комиссии Тверской области от 31.08.2015 N 131-нп (далее - Приказ N 131-нп) в Приказ N 338-нп внесены изменения, согласно которым при наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета нормативы потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях определяются в соответствии с приложением к названному приказу с учетом повышающего коэффициента, составляющего с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1,4.
Согласно пункту 2 Приказа N 131-нп нормативы потребления коммунальной услуги, указанные в приложении названного приказа, действуют с 01.09.2012 по 30.06.2016.
Из положений приведенных нормативных актов следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета), должен применяться повышенный норматив.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что в силу пунктов 8, 9, 13, 15 Правил N 354 в редакции, действующей в спорный период, а также положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, которая действовала на тот момент, и из условий заключенного между сторонами Договора, следует, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг перед собственниками помещений многоквартирного дома обязан оплачивать весь объем поставляемого в дом коммунального ресурса. При этом исполнение обязательств собственниками помещений по оплате коммунальных услуг путем перечисления денежных средств ресурсоснабжающей организации (прямые расчеты) предполагало исполнение обязательств ответчика перед истцом.
В силу подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которому содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации, и подпункту "с" пункта 31 Правил N 354, ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан был обеспечить установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме, управление которым он осуществлял.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ответчик данную обязанность не исполнил. В спорный период общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов в многоквартирном доме N 8 по ул. Озерная г. Твери отсутствовали.
В связи с этим на основании подпункта "в" пункта 21 Правил N 124, постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380, пунктами 26 (1), 27 (1) Правил N 306, в редакции, действовавшей в спорный период, с учетом Приказов N 338-нп и 131-нп истец произвел перерасчет объема поставленного ресурса с применением предусмотренных указанными актами повышающих коэффициентов к нормативу потребления спорной коммунальной услуги.
Суды проверили расчет задолженности, представленный истцом (т.д. 2, л. 119-122), и признали его соответствующим действующему законодательству и пункту 5.2 Договора. Вопреки доводам ответчика истец представил в дело расчет задолженности на бумажном носителе.
Суды указали, что истец учел, что часть жилых помещений, не была оборудована индивидуальными приборами учета, в связи с чем при расчете использовал повышающий коэффициент к нормативу потребления в отношении объема индивидуального потребления, что соответствует формуле определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованы коллективным (общедомовым) прибором учета, приведенной в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124.
Суды обоснованно отклонили довод ответчика о том, что истец не доказал возможность установки общедомовых и (или) индивидуальных приборов учета и поэтому не имеет право производить расчет объема поставленного ресурса с использованием повышающего коэффициента, основаны на неверном понимании правовых норм, поскольку возражая против применения повышающего коэффициента в расчетах именно ответчик, на которого возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета обязан доказать невозможность их установки. Ответчик не представил в материалы дела акт об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии, а также акты о невозможности установки индивидуальных приборов учета в жилых помещениях собственников многоквартирного дома, которым он управляет.
Суды отклонили расчет ответчика, поскольку он не подтвержден документально и не соответствует действующему законодательству.
Доводы подателя жалобы о том, что денежные средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, не подлежат взысканию в пользу ресурсоснабжающей организации, а должны оставаться в распоряжении управляющей организации, основаны на ошибочном толковании подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354.
Согласно подпункту "у(1)" пункта 31 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период), исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Однако, как разъяснено в письмах Минстроя России от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 и от 09.09.2016 N 29454-АТ/04, в случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов. Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А66-5246/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Озерная 8" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "у(1)" пункта 31 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период), исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Однако, как разъяснено в письмах Минстроя России от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04 и от 09.09.2016 N 29454-АТ/04, в случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов. Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта "у(1)" пункта 31 Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2021 г. N Ф07-4244/21 по делу N А66-5246/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4244/2021
20.01.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8336/20
24.08.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5246/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-5246/19