28 апреля 2021 г. |
Дело N А56-81870/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Свидерского Д.А. (доверенность от 01.12.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" Серовой А.В. (доверенность от 09.07.2020),
рассмотрев 26.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А56-81870/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента", адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Комсомольская ул., д. 13, ОГРН 1034700894898, ИНН 4704054105 (далее - Общество, ООО "РАСЭМ"), к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2020, в удовлетворении заявления Управления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы Управление указывает на осуществление Обществом деятельности по размещению отходов (захоронение) в нарушение запрета, установленного пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Полагает, что совместное размещение отходов, имеющих различный морфологический состав, приводит к изменению компонентов состава и невозможности последующего извлечения в целях их переработки, утилизации, размещения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества, ссылаясь на необоснованность приведенных в кассационной жалобе доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами на основании материалов дела, Общество на основании лицензии 78 N 00098 от 11.12.2015 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Объект размещения отходов, эксплуатируемый Обществом, расположен по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16.
В Управление из Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" поступили сведения по проведенной аэрофотосъемки территории земельных участков, из которых усматривалось, в том числе, что территория полигона ООО "РАСЭМ" находится на землях населенных пунктов.
Усмотрев наличие признаков нарушения требований законодательства, должностным лицом Управления возбуждено дело об административном правонарушении N АД-13-100/2020 и назначено проведение административного расследования в отношении ООО "РАСЭМ" по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
По результатам проведенного расследования Управлением установлено, что в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, ООО "РАСЭМ" осуществляется деятельность по захоронению отходов III - IV классов опасности с использованием объекта размещения отходов, находящегося в границах населенного пункта г. Выборг.
По факту осуществления Обществом предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), Управление составило протокол от 25.08.2020 N АД-13-159/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ, направило в арбитражный суд материалы административного дела для привлечения Общества к административной ответственности согласно указанной квалификации.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 64, 65, 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьями 2.1, 14.1, 24.5 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062).
Подпунктом "а" пункта 3 Положения N 1062 установлены лицензионные требования, согласно которым, для работ по сбору, обработке, утилизации. обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений. сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, является обязательным условием.
Наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, предполагает под собой наличие таких объектов, которые соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства.
Как установлено судами, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, Общество на основании лицензии 78 N 00098 от 11.12.2015 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.02.2015 N 133 объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО "РАСЭМ", был включен в Государственный реестр объектов размещения отходов под номером 47-00032-Х-00133-18022015 (назначение объекта размещения отходов - хранение, наименование - "Другой специально оборудованный объект хранения отходов). Объект размещения отходов, используемый Обществом включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; вид деятельности Общества определен как хранение отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более); хранение отходов производства и потребления I - III классов опасности. Осуществление Обществом указанных видов деятельности подтверждается отчетностью по форме N 2-ТП (отходы).
Представленное в материалы дела заключение строительно-технической экспертизы на объект размещения (хранения) отходов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16, изготовленное обществом с ограниченной ответственностью "Берг-проект", подтверждает ведение Обществом на указанном объекте деятельности по размещению отходов в части хранения.
Кроме того, Управление подтвердило данный вид деятельности Общества, актуализировав в 2019 году учетные сведения об объекте Общества, как об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Управление указывает, что в ходе административного расследования установлено осуществление Обществом деятельности по размещению отходов (захоронение) в нарушение запрета, установленного пунктом 5 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, что, по мнению административного органа, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оценив и исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество осуществляет деятельность по хранению отходов в соответствии с Технологическим регламентом эксплуатации объекта размещения отходов (в части хранения отходов) N в ГРОРО 47-00032-Х-00133-18022015, утвержденным 01.01.2019. Иное из материалов дела не следует и Управлением не доказано.
Довод Управления о невозможности извлечения в первоначальном состоянии отходов, размещаемых на объекте Общества, не опровергает тот факт, что Общество осуществляет деятельность именно по хранению отходов.
Судами также правомерно учтено, что в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.08.2020 N 608 в генеральный план МО "Выборгский район" Ленинградской области внесены изменения в части исключения земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16, на котором расположен объект размещения отходов Общества, из границ населенного пункта г. Выборг.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно отказали Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Изложенные в кассационной жалобе возражения Управления по существу направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А56-81870/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.