Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2021 г. N Ф07-2135/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А56-81870/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Свидерский Д.А. по доверенности от 01.12.2020
от заинтересованного лица: Серова А.В. по доверенности от 09.07.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31354/2020) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 по делу N А56-81870/2020 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к ООО "Региональное агентство системного и экологического менеджмента"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" (далее - заинтересованное лицо, Общество, ООО "РАСЭМ") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 09.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в ходе административного расследования Управлением установлено, что Общество осуществляет деятельность по размещению отходов (захоронение) в нарушение запрета, установленного пунктом 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Ссылается на то, что судом не принято во внимание, что полигон предназначен для приема различных отходов, которые имеют различный морфологический состав, размещаются совместно, в смеси, что влечет изменение компонентов состава и невозможность последующего извлечения в целях их переработки, утилизации, размещения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суд проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления из Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" поступили сведения по проведенной аэрофотосъемки территории земельных участков Ленинградской области, Всеволожский район, Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч.9, кадастровый номер 47:01:0115002:16, территория полигона ООО "РАСЭМ".
Учитывая наличие признаков нарушения требований законодательства государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г.Санкт-Петербургу, консультантом отдела государственного экологического надзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возбуждено дело об административном правонарушении N АД-13-100/2020 и назначено проведение административного расследования в отношении ООО "РАСЭМ" по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.
В рамках административного расследования установлено, что ООО "РАСЭМ" имеет одну производственную площадку, по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, г.Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, кадастровый номер 47:01:0115002:16. Согласно Уставу ООО "РАСЭМ" осуществляет деятельность по удалению и обработке твердых отходов.
ООО "РАСЭМ" получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1- 4 классов опасности Серия 78 N 00098 от 11 декабря 2015 года, в части сбора отходов IIV классов опасности, транспортирование отходов IV классов опасности, размещение отходов I-IV классов опасности.
В ходе проведения административного расследования в соответствии с определением N АД-13-100/2020 об обеспечении мер производства по делу об административном правонарушении от 07.07.2020, 10 июля 2020 был проведен осмотр территории полигона по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный р-н, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч.9, по результатам осмотра составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов N АД-13-100/2020 от 10.07.2020.
По результатам проведенного расследования Управлением установлено, что в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, ООО "РАСЭМ" осуществляется деятельность по захоронению отходов III - IV классов опасности с использование объекта размещения отходов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9 и находящегося в границах населенного пункта г. Выборг, что не соответствует установленным требованиям к объекту размещения.
По данному факту Управлением в отношении Общества составлен протокол от 25.08.2020 об административном правонарушении по делу N АД-13-159/2020.
Протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, включает нарушение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности.
Податель жалобы указывает, что в ходе административного расследования Управлением установлено, что Общество осуществляет деятельность по размещению отходов (захоронение) в нарушение запрета, установленного пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем судом первой инстанции обоснованно установлено, что Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии 78 N 00098 от 11.12.2015 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При постановке объекта размещения отходов Общества на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вид деятельности Общества определен как хранение отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более); хранение отходов производства и потребления I - III классов опасности.
Тот факт, что Общество осуществляет именно данные виды деятельности подтверждается сведениями, ежегодно направляемыми им в Управление по форме (2-ТП (отходы)) в соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 N 766 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Согласно указанным сведениям (2-ТП (отходы)), количество размещаемых Обществом отходов за 2016 г. составило 170,3 тыс. тонн, за 2017 г. - 187 тыс. тонн, за 2018 г. - 238,7 тыс. тонн и за 2019 г. - 253,9 тыс. тонн, что превышает количество, предусмотренное п. 2 "ч" Критериев, на который ссылается Управление.
Отчетность Общества, подтверждающая факт осуществления им деятельности именно по хранению отходов, принимается Управлением без замечаний.
Кроме того, Управление подтвердило данный вид деятельности Общества, актуализировав в 2019 году учётные сведения об объекте Общества, как об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что объект размещения отходов, эксплуатируемый Обществом, расположен по адресу: Ленинградская область, Выборгский муниципальный район, г. Выборг, ш. Скандинавия, уч. 9, кадастровый номер земельного участка 47:01:0115002:16, внесен в государственный реестр объектов размещения отходов под номером 47-00032-Х00133-18022015. Назначение объекта размещения отходов - хранение, наименование - "Другой специально оборудованный объект хранения отходов".
Таким образом, объект размещения отходов, эксплуатируемый Обществом, представляет собой объект хранения отходов. Работы по хранению отходов выполняются Обществом на основании "Технологического регламента эксплуатации объекта размещения отходов (в части хранения отходов) N в ГРОРО 47-00032-Х-00133-18022015", утвержденного 01.01.2019.
Довод Управления о невозможности извлечения в первоначальном состоянии отходов, размещаемых на объекте Общества, не подтверждает тот факт, что Общество осуществляет деятельность именно по захоронению отходов. Кроме того, данный довод не подтверждает также и невозможность дальнейшей обработки, утилизации, размещения отходов.
Кроме того, возможность дальнейшего обращения с отходами, находящимися на объекте Общества, подтверждается и имеющимся в материалах административного дела заключением строительно-технической экспертизы ООО "Берг-проект".
В связи с вышеизложенным апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оснований для вывода об осуществлении ООО "РАСЭМ" деятельности по захоронению отходов не имеется.
Более того, судом первой инстанции правомерно учтено, что в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.08.2020 N 608 в генеральный план МО "Выборгский район" Ленинградской области внесены изменения в части исключения земельного участка с кадастровым номером 47:01:0115002:16, на котором расположен объект размещения отходов Общества, из границ населенного пункта г. Выборг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела апелляционной инстанции срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в любом случае истек, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенное, правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 октября 2020 года по делу N А56-81870/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81870/2020
Истец: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "Региональное агентство системного и экологического менеджмента"
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2135/2021
28.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31354/20
18.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31354/20
09.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-81870/20