город Мурманск |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А42-6168/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Толкунов В.М.,
рассмотрев 12.05.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А42-6168/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами", адрес: 117447, Москва, Большая Черемушкинская ул., д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск, адрес: 183031, г. Мурманск, пр. Героев-североморцев, д. 33, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Комиссия), о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2020 N 784 по делу N 784/25-07-02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), в виде предупреждения.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 11.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.01.2021 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комиссия просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Общество не оспаривало нахождение недопустимого объема крупногабаритного мусора на территории контейнерной площадки; управляющая компания дополнительно информировала его о необходимости вывоза спорного мусора. Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), несвоевременный вывоз Обществом значительного скопившегося объема спорных отходов привел к переполнению, загрязнению надлежаще обустроенной контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, нарушает права граждан на комфортную и безопасную среду проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.06.2020 Комиссией проведено обследование состояния контейнерной площадки в районе многоквартирного дома N 5 по улице Адмирала флота Лобова города Мурманска, которая помимо этого дома используется жильцами многоквартирных домов N 1, N 3 по той же улице (далее - МКД). Результаты обследования оформлены актом от 03.06.2020 с приложением материалов фотофиксации.
В ходе проведенного обследования установлено захламление самой контейнерной площадки и прилегающей к ней территории крупногабаритным мусором, а именно мешками с мусором, деревянными ящиками, старой мебелью и прочим, что является нарушением пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила N 40-712).
Установив данные факты, а также то, что Общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Мурманской области, должностное лицо Комиссии составило в отношении Общества протокол от 23.06.2020 N 381 об административном правонарушении, на основании которого Комиссией вынесено постановление от 07.07.2020 N 784 по делу N 784/25-07-02 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, признал постановление Комиссии незаконным и отменил, руководствуясь тем, что обязанность по обустройству, содержанию и уборке контейнерной площадки (мест (площадок) накопления ТКО) возложена на лиц, осуществляющих управление МКД, а общие обязанности, предусмотренные Правилами N 40-712 (включая пункты 10.2.7.5, 10.2.7.12), помимо приведенных выше лиц, также распространяются и на иных субъектов, в том числе на потребителей, лиц, осуществляющих складирование (размещение) отходов. Применив нормы отраслевого и смежного законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что событие вмененного Обществу правонарушения само по себе могло стать следствием нарушения указанных нормативных обязанностей целым рядом субъектов (названных выше лиц). Кроме того, Обществом представлены доказательства вывоза ТКО 27.05.2020, 03.06.2020, то есть на 7-й календарный день после прошлого вывоза, что соответствует пункту 2.14 Санитарно-эпидемиологических требований СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19).
Между тем судом апелляционной инстанции в применении норм материального права не учтено следующее.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Закона N 401-01-ЗМО, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", положениями Правил N 40-712, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, с учетом надлежаще установленной виновности (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Понятие контейнерной площадки дано в пункте 5.2.14.1 Правил N 40-712, согласно которому контейнерная площадка - это место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил N 40-712 контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
В свою очередь, крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил N 40-712 ).
В силу пункта 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил N 40-712 отходы производства и потребления, в том числе ТКО, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
При этом пунктом 10.2.7.12 названных Правил запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и привлечения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно примечанию к названной статье для целей данной статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Апелляционным судом не учтено, что Обществу не вменялось нарушение именно периодичности вывоза ТКО. Как следует из оспариваемого постановления Комиссии, событие правонарушения описано как значительное скопление крупногабаритных отходов (мешки с мусором, деревянные ящики, старая мебель и прочее). Часть мусора выходит за пределы площадки, в результате чего захламлена прилегающая к контейнерной площадке территория. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил N 40-712.
Суд первой инстанции отметил, что наличие спорных отходов на обследуемой площадке в недопустимом значительном объеме наглядно подтверждают фотоматериалы. Общество не ссылалось на несоответствие контейнерной площадки, включенной в адресный перечень мест накопления ТКО на территории города Мурманска, нормативным требованиям. Неосуществление Обществом вывоза значительного скопившегося объема спорных отходов привело к переполнению, загрязнению контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, нарушает права граждан на комфортную и безопасную среду проживания.
Помимо указанного ссылки апелляционного суда на соблюдение периодичности вывоза мусора по СанПиН 2.1.7.3550-19 (не реже 1 раза в 7 дней) не учитывают, что согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (действовали в спорное время), при временном хранении твердых бытовых отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В настоящем случае обследование проведено в летний период (03.06.2020).
Суды не установили нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности. Административная ответственность применена в виде предупреждения.
Исходя из изложенного решение суда первой инстанции от 11.10.2020 является правильным, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для его отмены.
Позиция Комиссии в отношении Общества подтверждается, в частности, постановлениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2020 по делу N А42-1198/2020, от 13.01.2021 по делу N А42-1197/2020, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС21-4282.
В настоящем случае судом апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела и без устранения которого невозможны защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ). В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда от 18.01.2021 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 11.10.2020 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А42-6168/2020 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.10.2020 по настоящему делу.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
...
Помимо указанного ссылки апелляционного суда на соблюдение периодичности вывоза мусора по СанПиН 2.1.7.3550-19 (не реже 1 раза в 7 дней) не учитывают, что согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (действовали в спорное время), при временном хранении твердых бытовых отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
...
Позиция Комиссии в отношении Общества подтверждается, в частности, постановлениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2020 по делу N А42-1198/2020, от 13.01.2021 по делу N А42-1197/2020, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 N 307-ЭС21-4282."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2021 г. N Ф07-2587/21 по делу N А42-6168/2020