12 мая 2021 г. |
Дело N А13-5709/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Салютис" директора Спиринцевой М.В. (решение от 27.02.2018) и Жуковой В.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 11.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салютис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А13-5709/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Салютис", адрес: 162626, город Череповец, улица Батюшкова, дом 7а, ОГРН 1023501246757, ИНН 3528068683 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Яшина, дом 1а, ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418 (далее - Управление), о признании недействительным санитарно-эпидемиологического заключения от 10.03.2020 N 35.ВЦ.02.000.М.000137.03.20. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм", адрес: 160013, город Вологда, улица Зеленина, дом 30, офис 1, ОГРН 1093525004000, ИНН 3525221157 (далее - ООО "Алгоритм"), Департамент здравоохранения Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19, ОГРН 1033500049703, ИНН 532501519 (далее - Департамент).
Решением суда первой инстанции от 17.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе, дав суду свои пояснения.
Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество обратилось в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора) с заявлением от 26.02.2020 вх. N 46 о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам условий выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) - рентгенодиагностика по адресу осуществления деятельности: Вологодская область, город Череповец, улица Батюшкова, дом 7а. К заявлению Общество приложило экспертное заключение ООО "Алгоритм" от 17.02.2020 N 224 о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, проектную документацию и иные документы по описи.
По результатам рассмотрения заявления Управление вынесло санитарно-эпидемиологическое заключение от 10.03.2020 N 35.ВЦ.02.000.М.000137.03.20, согласно которому, условия выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) Обществом по указанному адресу не соответствует СП 2.6.1.2612-03 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40.
В заключении указано, что Общество планирует разместить на цокольном этаже 5-этажного жилого дома рентгенодиагностический кабинет с портативным рентгеновским аппаратом "meX+60", что является нарушением требований пункта 3.2.7 СП 2.6.1.2612-03.
Общество, не согласившись с указанным заключением обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу абзаца 13 статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
В соответствии со статьей 27 Закона N 52-ФЗ условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1). Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами (пункт 2). Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам (пункт 3).
В силу пункта 10.14.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами, осуществляется в соответствии с требованиями норм радиационной безопасности и санитарных правил устройства и эксплуатации помещений для работы с источниками ионизирующих излучений.
Согласно пункту 3.2.7 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" не допускается размещение источников ионизирующего излучения и работа с ними в жилых зданиях и детских организациях, за исключением размещения в жилых зданиях рентгенодиагностических аппаратов с цифровой обработкой изображения, применяемых в стоматологической практике, номинальная рабочая нагрузка которых не превышает: 40 мА·мин./нед. для помещений, смежных с жилыми помещениями, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся диагностические исследования; 200 мА·мин./нед. для помещений, не смежных с жилыми помещениями, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений стоматологической организации.
В пункте 3.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" указано, что рентгеновское отделение (кабинет) не допускается размещать в жилых зданиях и детских учреждениях. Исключение составляют рентгеностоматологические кабинеты (аппараты), размещение которых в жилых зданиях регламентируется главой IX Правил. Допускается функционирование рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми. Допускается размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому, а также в цокольных этажах, при этом вход в рентгеновское отделение (кабинет) должен быть отдельным от входа в жилой дом.
В главе IX СанПиН 2.6.1.1192-03 регламентированы меры по обеспечению радиационной безопасности при рентгеностоматологических исследованиях, в том числе определено какие аппараты могут располагаться в помещении стоматологического учреждения, находящегося в жилом доме, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещения, в котором проводятся рентгеностоматологические исследования.
С учетом системного толкования приведенных нормативных положений суды сделали вывод о том, что размещение рентгеновского кабинета не допускается в жилых зданиях, за исключением рентгенодиагностических аппаратов с цифровой обработкой изображения, применяемых в стоматологической практике.
В рассматриваемом случае судами установлено, что в многоквартирном 5-этажном жилом доме по указанному адресу в цокольном этаже с отдельным входом Общество планирует к размещению рентгенодиагностический, а не рентгеностоматологический кабинет; в приложении к лицензии от 22.04.2019 N ЛО-35-01-002742 на основании которой Общество осуществляет медицинскую деятельность виды работ по стоматологии не указаны; тот факт, что размещение кабинета не связано с рентгеностоматологическими исследованиями Заявителем не оспаривается.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что исключения для мест размещения источников ионизирующего излучения и работы с ними в жилых зданиях и детских организациях, предусмотренные пунктом 3.2.7 СП 2.6.1.2612-10 и пунктом 3.1 СанПиН 2.6.1.1192-03, касающиеся исключительно рентгеностоматологических кабинетов (аппаратов), не применимы к рентгенодиагностическому кабинету, планируемому Обществом к размещению в спорном жилом доме, суды двух инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого санитарно-эпидемиологического заключения Управления.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А13-5709/2020, оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салютис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В главе IX СанПиН 2.6.1.1192-03 регламентированы меры по обеспечению радиационной безопасности при рентгеностоматологических исследованиях, в том числе определено какие аппараты могут располагаться в помещении стоматологического учреждения, находящегося в жилом доме, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещения, в котором проводятся рентгеностоматологические исследования.
...
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из того, что исключения для мест размещения источников ионизирующего излучения и работы с ними в жилых зданиях и детских организациях, предусмотренные пунктом 3.2.7 СП 2.6.1.2612-10 и пунктом 3.1 СанПиН 2.6.1.1192-03, касающиеся исключительно рентгеностоматологических кабинетов (аппаратов), не применимы к рентгенодиагностическому кабинету, планируемому Обществом к размещению в спорном жилом доме, суды двух инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого санитарно-эпидемиологического заключения Управления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 мая 2021 г. N Ф07-4216/21 по делу N А13-5709/2020