г. Вологда |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А13-5709/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Салютис" Жуковой В.А. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салютис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 ноября 2020 года по делу N А13-5709/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Салютис" (ОГРН 1023501246757, ИНН 3528068683; адрес: 162626, город Череповец, улица Батюшкова, дом 7а; далее - ООО "Салютис") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (ОГРН 1053500015580, ИНН 3525147418; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, улица Яшина, дом 1а; далее - управление, Роспотребнадзор) о признании недействительным санитарно-эпидемиологического заключения от 10.03.2020 N 35.ВЦ.02.000.М.000137.03.20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Алгоритм" (далее - ООО Алгоритм"), Департамент здравоохранения Вологодской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Салютис" с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что санитарные требования к размещению рентгенодиагностического кабинета в данном случае обществом соблюдены, вследствие чего оспариваемое заключение незаконно и подлежит отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
От управления, ООО "Алгоритм" и департамента отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Салютис" обратилось в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в городе Череповце, Череповецком, Шекснинском, Кадуйском, Устюженском, Чагодощенском, Бабаевском районах (далее - Территориальный отдел Роспотребнадзора, отдел) с заявлением (вх. N 46 от 26.02.2020) о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии санитарным правилам условий выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) - рентгенодиагностика по адресу осуществления деятельности: Вологодская область, город Череповец, улица Батюшкова, дом 7а.
Из пояснений представителя заявителя, данных в судебном заседании апелляционной инстанции, следует, что по указанному адресу на цокольном этаже 5-этажного жилого дома общество планирует разместить рентгенодиагностический кабинет с портативным рентгеновским аппаратом "meX+60".
Об этом общество также указывало в своем обращении от 26.02.2020 N 73, адресованном главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области" (том 1, лист 38).
К заявлению общество приложило экспертное заключение ООО "Алгоритм" от 17.02.2020 N 224 о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, проектную документацию и иные документы по описи.
По результатам рассмотрения заявления управление вынесло санитарно-эпидемиологическое заключение от 10.03.2020 N 35.ВЦ.02.000.М.000137.03.20 (далее - заключение, СЭЗ), в котором указало, что условия выполнения работ при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) ООО "Салютис" по указанному адресу не соответствует СП 2.6.1.2612-03 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40 (далее - СП 2.6.1.2612-03).
В заключении указано, что общество планирует разместить на цокольном этаже 5-этажного жилого дома рентгенодиагностический кабинет с портативным рентгеновским аппаратом "meX+60", что является нарушением требований пункта 3.2.7 СП 2.6.1.2612-03.
Не согласившись с названным заключением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ):
- санитарно-эпидемиологическое заключение - это документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;
- санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В силу части 3 статьи 27 Закона N 52-ФЗ использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями даются санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Таким образом, получение санитарно-эпидемиологического заключения необходимо для подтверждения соответствия или несоответствия конкретным санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Как определено в пункте 10.14.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), размещение рентгеновских кабинетов, помещений, связанных с работой с радиоактивными веществами, осуществляется в соответствии с требованиями норм радиационной безопасности и санитарных правил устройства и эксплуатации помещений для работы с источниками ионизирующих излучений.
В силу пунктов 1.2 и 1.3 СП 2.6.1.2612-10 данные Санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, и распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих использование источников ионизирующего излучения (ИИИ).
Пунктом 3.2.7 СП 2.6.1.2612-10 определено, что не допускается размещение источников ионизирующего излучения и работа с ними в жилых зданиях и детских организациях, за исключением размещения в жилых зданиях рентгенодиагностических аппаратов с цифровой обработкой изображения, применяемых в стоматологической практике.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 N 8 утверждены санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.1192-03 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований" (далее - СанПиН 2.6.1.1192-03), которые в силу пункта 1.3 распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию (модернизацию) и эксплуатацию рентгеновских кабинетов, аппаратов, включая передвижные флюорографические кабинеты, аппараты.
Как предусмотрено в пункте 3.1 СанПиН 2.6.1.1192-03, рентгеновское отделение (кабинет) не допускается размещать в жилых зданиях и детских учреждениях. Исключение составляют рентгеностоматологические кабинеты (аппараты), размещение которых в жилых зданиях регламентируется главой IX Правил. Допускается функционирование рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми. Допускается размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому, а также в цокольных этажах, при этом вход в рентгеновское отделение (кабинет) должен быть отдельным от входа в жилой дом.
В главе IX СанПиН 2.6.1.1192-03 регламентированы меры по обеспечению радиационной безопасности при рентгеностоматологических исследованиях, в том числе определено какие аппараты могут располагаться в помещении стоматологического учреждения, находящегося в жилом доме, при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещения, в котором проводятся рентгеностоматологические исследования.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, системное толкование изложенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что размещение рентгеновского кабинета не допускается в жилых зданиях, за исключением рентгенодиагностических аппаратов с цифровой обработкой изображения, применяемых в стоматологической практике.
Материалами дела подтверждается и представителем подателя жалобы подтверждено, что в многоквартирном 5-этажном жилом доме по адресу: Вологодская область, город Череповце, улица Батюшкова, дом 7а, в цокольном этаже с отдельным входом общество планирует к размещению именно рентгенодиагностический, а не рентгеностоматологический кабинет.
Кроме того, судом установлено и апеллянтом не отрицается тот факт, что заявитель осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 22.04.2019 N ЛО-35-01-002742, в приложении к которой не указаны виды работ по стоматологии.
Таким образом, заявителем не оспаривается тот факт, что размещение кабинета общества не связано с рентгеностоматологическими исследованиями.
Следовательно, исключения для мест размещения источников ионизирующего излучения и работы с ними в жилых зданиях и детских организациях, предусмотренные пунктом 3.2.7 СП 2.6.1.2612-10 и пунктом 3.1 СанПиН 2.6.1.1192-03, касающиеся исключительно рентгеностоматологических кабинетов (аппаратов), не применимы к рентгенодиагностическому кабинету, планируемому обществом к размещению в спорном жилом здании.
При этом суд мотивированно отклонил ссылку общества на экспертное заключение ООО "Алгоритм" и письмо департамента, обоснованно установив, что в силу положений Закона N 52-ФЗ и Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, выдача санитарно-эпидемиологических заключений является исключительным полномочием главного государственного врача (его заместителей), который несет ответственность за правильность выдачи заключений.
При этом как верно указал суд, требования государственных стандартов и санитарно-эпидемиологических правил и норм являются обязательными при вынесении заключений главным государственным врачом. Экспертные заключения наряду с другими видами оценок используются для принятия решения о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, но не являются безусловным основанием для принятия решения уполномоченным лицом.
При изложенных обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в данном случае оснований для признания оспариваемого заключения не соответствующим закону.
В связи с этим в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании вышеназванных норм материального права, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, согласно статьям 104, 110 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату только излишне уплаченная по платежному поручению от 23.11.2020 N 673 государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 ноября 2020 года по делу N А13-5709/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Салютис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Салютис" (ОГРН 1023501246757, ИНН 3528068683; адрес: 162626, город Череповец, улица Батюшкова, дом 7а) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 23.11.2020 N 673.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5709/2020
Истец: ООО "Салютис"
Ответчик: Управление Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области
Третье лицо: Департамент здравоохранения Вологодской области, ООО "Алгоритм", Управление ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ВО