13 мая 2021 г. |
Дело N А66-6086/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 12.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А66-6086/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери", адрес: 170004, г. Тверь, ул. Строителей, д. 8, корп. 1, комн. 23, ОГРН 1146952014747, ИНН 695018513 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - ГЖИ, Инспекция), о признании недействительным предписания от 19.12.2019 N 7623/ОГ-19.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Атомэнергосбыт", адрес: 115432, Москва, 4062-й Проектируемый проезд, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - АО "АтомЭнергоСбыт").
Решением суда первой инстанции от 18.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что суды пришли к неверным выводам по вопросам неисправности и выхода из строя приборов учета; индивидуальный прибор учета (далее - ИПУ) в случае истечения межповерочного интервала считается вышедшим из строя; сам факт истечения указанного интервала предполагает искажение прибором учета данных об объеме потребления, пока не доказано обратное, что влечет применение расчетного способа определения платы за электроэнергию с повышающим коэффициентом; акты допуска ИПУ электрической энергии не представлены Обществом, поскольку такие приборы вводились в эксплуатацию еще до создания управляющей компании.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии на осуществление данной деятельности от 06.05.2015 N 000074, выданной на основании решения лицензионной комиссии Тверской области от 29.04.2015 N 14 (приказ ГЖИ от 05.05.2015 N 130-ОД).
Управляющей организацией заключены договоры управления МКД, расположенными в городе Твери по адресам: ул. Виноградова, д. 1 от 01.11.2014; ул. Бобкова, д. 6, корп. 1 от 01.11.2014; б-р Ногина, д. 2 от 01.11.2014; пр-т Калинина, д. 9 от 01.12.2014; ул. Севастьянова, д. 9 от 01.11.2014; Тракторная ул., д. 5 "б" от 01.12.2014; ул. Чудова, д. 12 от 01.03.2015; Пролетарская наб., д. 6, корп. 2 от 01.11.2014; Пролетарская наб., д. 11 от 01.01.2015; пр-т Ленина, д. 14, корп. 2 от 01.02.2015; пр-т Ленина, д. 40 от 01.11.2014; пр-т 50 лет Октября, д. 12 от 01.11.2014; пр-т 50 лет Октября, д. 16 от 01.11.2014; пр-т 50 лет Октября, д. 22 от 01.12.2014 (далее - Договоры).
Согласно реестру лицензий Тверской области указанные дома включены в перечень МКД, находящихся в управлении Общества.
Договор управления с собственниками помещений МКД N 11 по ул. Чудова от 01.11.2014 расторгнут с 31.07.2019 в связи с выбором иной управляющей организации.
На основании распоряжения начальника ГЖИ от 19.11.2019 N 7623/ОГ-19 в период с 25.11.2019 по 20.12.2019 в отношении Общества Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка по обращениям жителей вышеуказанных МКД от 09.10.2019 N N 7623/ОГ, 7631/ОГ, 7641/ОГ, 7691/ОГ, от 10.10.2019 N 7765/ОГ, от 15.10.2019 N 7876/ОГ, от 16.10.2019 N 7929/ОГ, от 18.10.2019 N N 8039/ОГ, 8047/ОГ, от 22.10.2019 N 8106/ОГ, от 30.10.2019 N 8344/ОГ, от 08.11.2019 N 8546/ОГ, от 12.11.2019 N N 8605/ОГ, 8604/ОГ, от 13.11.2019 N 8646/ОГ, от 14.11.2019 N 8723/ОГ, от 15.11.2019 N N 8749/ОГ, 8751/ОГ, 8811/ОГ, от 18.11.2019 N N 036/12220/ОГ, 8839/ОГ, от 19.11.2019 N 8889/ОГ, от 20.11.2019 N 8935/ОГ, от 22.11.2019 N 8980/ОГ, от 26.11.2019 N N 9018/ОГ, 9024/ОГ, 9034/ОГ, по вопросу правомерности перерасчета в платежных документах за сентябрь 2019 года размера платы по строке "Электроэнергия на СОИ".
В ходе проверки установлено, что в сентябре 2019 года Общество при начислении платы по статье "Электроэнергия на СОИ" (электроэнергия на содержание общего имущества) произвело перерасчет размера платы на общую сумму 72 742 руб. 40 коп. с примечанием "Перерасчет ЖЭУ", чем нарушило требования пунктов 1.5, 2.1.1, 4.2.1, 4.2.9, 5.1 Договоров, части 1 статьи 157, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 32, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
По результатам проведенной проверки 19.12.2019 составлен акт N 7623/ОГ-19 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства от 19.12.2019 N 7623/ОГ-19, по которому Общество должно в срок до 06.03.2020:
- произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, ранее начисленного в строке "Электроэнергия на СОИ" в разделе "Перерасчет" платежных документов за сентябрь 2019 года потребителям, проживающим в городе Твери по адресам: ул. Виноградова, д. 1, кв. 95, кв. 96, кв. 109, кв. 114, кв. 116, кв. 144; ул. Бобкова, д. 6, корп. 1, кв. 36, кв. 38; б-р Ногина, д. 2, кв. 98; пр-т Калинина, д. 9, кв. 17; ул. Севастьянова, д. 9, кв. 3; Тракторная ул., д. 5 "б", кв. 8; ул. Чудова, д. 12, кв. 27; Пролетарская наб., д. 6, корп. 2, кв. 68, кв. 82; Пролетарская наб., д. 11, кв. 29, кв. 155; пр-т Ленина, д. 14, корп. 2, кв. 46; пр-т Ленина, д. 40, кв. 37; пр-т 50 лет Октября, д. 12, кв. 5, кв. 8, кв. 62, кв. 64; пр-т 50 лет Октября, д. 16, кв. 45; пр-т 50 лет Октября, д. 22, кв. 20;
- об исполнении предписания сообщить в ГЖИ до 06.03.2020, а также сообщить общую сумму перерасчета всем потребителям.
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В платежных документах, предъявленных к оплате за сентябрь 2019 года, Общество произвело перерасчет размера платы по статье "Электроэнергия на СОИ" на общую сумму 72 742 руб. 40 коп. Общество полагает, что является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для потребителей, и указанный перерасчет является доначислением повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальной услуги по электроснабжению за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в связи с истечением сроков эксплуатации их ИПУ электроэнергии.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с указанными доводами Общества.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно подпункту к(1) пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31 (1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.
В соответствии с подпунктом е(1) пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3-х расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2-х расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В силу пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
В силу пункта 81(10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Как обоснованно указали суды, истечение межповерочного интервала и срока эксплуатации прибора учета электрической энергии автоматически не приводит к неисправности прибора учета и искажению его показаний. Доказательства того, что истечение срока поверки ИПУ привело к фактическому искажению данных об объеме электрической энергии, потребленной в спорный период, в материалы дела не представлены. АО "АтомЭнергоСбыт" приняты к расчетам представленные показания ИПУ.
Кроме того, суды установили недоказанность дат выходов из строя приборов учета, в связи с этим на основании подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 посчитали, что перерасчет за период, предшествующий дате обнаружения неисправности прибора учета, неправомерен. Акты допуска в эксплуатацию ИПУ электроэнергии, установленных у жителей рассматриваемых МКД, за период с января 2016 по октябрь 2019 годов, в том числе после первых установок, замен, ремонтов и поверок, а также свидетельства их поверок Обществом в ходе проверки не представлены, в связи с этим установить даты проведения замен и поверок указанных приборов учета не представилось возможным.
Суды из представленных в дело документов и пояснений, в том числе от АО "АтомЭнергоСбыт", установили, что несмотря на истечение срока межповерочного интервала, приборы учета по указанным в предписании домам в спорный период работали без нарушений, следовательно, сомнений в правильности определения объема электрической энергии спорными приборами учета не возникло. Убедительных доказательств обратного Обществом не представлено.
При оценке доводов о возможности применения повышающих коэффициентов судами учтено следующее.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 60 Правил N 354 по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов.
На основании пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
Величина такого коэффициента в 2016 году принималась равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Суды двух инстанций согласились с доводом ГЖИ о том, что положения части 1 статьи 157 ЖК РФ не допускают начисление платы за коммунальные услуги одновременно исходя из показаний приборов учета и исходя из нормативов, а формула 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354 не предусматривает применение повышающего коэффициента без применения нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с этим обоснованно признали, что начисление платы за коммунальные услуги по показаниям ИПУ с применением повышающих коэффициентов, которые установлены к нормативам их потребления, законом не предусмотрено.
Судами отклонены доводы Общества о возможности одновременного применения повышающего коэффициента к объему ресурса, определенному по показаниям ИПУ электрической энергии, как противоречащие указанным выше положениям.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что начисление Обществом жителям МКД в сентябре 2019 года платы по статье "Электроэнергия на СОИ" в графе "Перерасчет" платежных документов в связи с перерасчетом за 2016 год противоречит нормам действующего жилищного законодательства.
Указание ГЖИ на то, что Общество не является исполнителем коммунальных услуг, по мнению судов двух инстанций, само по себе не повлияло на обоснованность вынесенного предписания.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, достоверности, достаточности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А66-6086/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания Пролетарского района города Твери" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.
...
Суды двух инстанций согласились с доводом ГЖИ о том, что положения части 1 статьи 157 ЖК РФ не допускают начисление платы за коммунальные услуги одновременно исходя из показаний приборов учета и исходя из нормативов, а формула 4.1 приложения N 2 к Правилам N 354 не предусматривает применение повышающего коэффициента без применения нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с этим обоснованно признали, что начисление платы за коммунальные услуги по показаниям ИПУ с применением повышающих коэффициентов, которые установлены к нормативам их потребления, законом не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2021 г. N Ф07-3707/21 по делу N А66-6086/2020