18 мая 2021 г. |
Дело N А42-2659/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ковалевича В.В. (доверенность от 28.12.2020 N 114),
рассмотрев 17.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А42-2659/2020,
УСТАНОВИЛ:
Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д. 24, корп. А, ОГРН 1045100183388, ИНН 5190129538 (далее - истец, Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 13, ОГРН 1045100212277, ИНН 5190132322 (далее - ответчик, Общество, ООО "ОРКО-инвест"), платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в размере 520 675 рублей 97 копеек.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2021, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ООО "ОРКО-инвест" обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя кассационной жалобы, возложение на Общество обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2018 год от размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), образованных другими хозяйствующими субъектами, противоречит пункту 9 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Общество также полагает необходимым применение правовых позиций, выраженных в абзаце четвертом пункта 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П.
Представитель Управления, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ОРКО-инвест" на основании лицензии 51-0045 от 15.06.2016 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (выполняемые работы - сбор, транспортирование, утилизация, размещение отходов, в том числе ТКО) и является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Управлением проведена проверка достоверности данных в представленной 06.03.2019 Обществом декларации о плате за НВОС за 2018 год.
По результатам проверки декларации управлением выявлено, что в разделе 3.1 не в полном объеме произведено начисление за размещение отходов, поскольку Обществом из платежной базы при исчислении платы за НВОС были исключены поступившие из других хозяйствующих субъектов размещенные в 2018 году 9 054,1 тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Требование Управления о внесении исправлений в декларацию Обществом оставлено без удовлетворения со ссылкой на отсутствие оснований для внесения корректировок в поданную декларацию в связи с тем, что плату за НВОС за размещение ТКО за 2018 год обязан вносить региональный оператор, которым Общество не является.
Истцом 04.07.2019 в адрес ответчика выставлено требование N 04/12 о доначислении и довнесении в бюджеты Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в вышеуказанном размере и пени.
Поскольку требование в добровольном порядке не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установив, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно ООО "ОРКО-инвест", как оператор по обращению с ТКО, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению, признав правомерным расчет предъявленной к взысканию задолженности и пени, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16.3, 16.5 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судами, Общество на основании лицензии от 15.05.2016 N 51-0045 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (выполняемые работы - сбор, транспортирование, утилизация, размещение отходов, в том числе твердых коммунальных отходов) и является оператором по обращению с ТКО.
Факт негативного воздействия ответчиком на окружающую среду по итогам хозяйственной деятельности в 2018 году подтвержден материалами дела и ответчиком по существу не оспорен.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В силу пункта 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Установив, что Общество является оператором по обращению с ТКО и непосредственно осуществляет деятельность по их размещению, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у ООО "ОРКО-инвест" обязанности по внесению платы за НВОС. Суды также указали, что факт заключения АО "Управление отходами" соглашения от 10.01.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области и присвоение ему статуса регионального оператора по обращению с ТКО, не порождает у АО "Управление отходами" обязанности по внесению платы за НВОС и, соответственно, не освобождает операторов, осуществляющих размещение отходов, от внесения данной платы. Более того, в 2018 году АО "Управление отходами" деятельность по обращению с ТКО на территории Мурманской области на территории Мурманской области не осуществляло, тогда как фактически эту деятельность в данный период осуществляло Общество, что им не оспаривается.
На основании изложенного выше правового регулирования суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения ООО "ОРКО-инвест" от обязанности внесения платы за НВОС и соответствующих пеней, расчеты которых судами проверены и признаны обоснованными.
Доводы подателя жалобы о том, что в тарифную составляющую Общества не была включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также ссылки на прекращение регулируемой деятельности не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды и разъяснений, содержащихся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, в качестве лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО определены исключительно региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Отношения сторон в рамках заключенных договоров статус Общества в качестве плательщика не изменяют.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по делу N А42-2659/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
...
Доводы подателя жалобы о том, что в тарифную составляющую Общества не была включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также ссылки на прекращение регулируемой деятельности не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений абзаца второго пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды и разъяснений, содержащихся в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.12.2018 N 12-47/31393, в качестве лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО определены исключительно региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Отношения сторон в рамках заключенных договоров статус Общества в качестве плательщика не изменяют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2021 г. N Ф07-4094/21 по делу N А42-2659/2020