г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2021 г. |
Дело N А42-2659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Ковалевич В.В., по доверенности от 28.12.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32860/2020) общества с ограниченной ответственностью "ОРКО -инвест" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.2020 по делу N А42-2659/2020, принятое
по иску Балтийско - Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "ОРКО - инвест"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ОРКО-инвест" (далее - ответчик, Общество) 520 675 рублей 97 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год.
Решением от 21.09.2020 Арбитражный суд Мурманской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда от 21.09.2020, ООО "ОРКО - инвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, возложение на ООО "ОРКО-инвест" обязанности по внесению платы за НВОС за 2018 год от размещения ТКО, образованных другими хозяйствующими субъектами, противоречит пункту 9 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В судебном заседании представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
ООО "ОРКО - инвест" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выданной лицензии 51-0045 от 15.06.2016 ООО "ОРКО - инвест" осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (выполняемы работы - сбор, транспортирование, утилизация, размещение отходов, в том числе твердых коммунальных отходов) и явялется оператором по обращению с ТКО.
06.03.2019 Общество представило декларацию о плате за НВОС за 2018 год.
Управлением при проведении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет по Декларации Раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" и анализе сведений, представленных Обществом в форме статистической отчетности за 2018 год "Форма N 2-ТП (отходы)" от 31.01.2019, выявлено занижение платежной базы НВОС, поскольку Обществом из платежной базы при исчислении платы за НВОС были исключены поступившие из других хозяйствующих субъектов размещенные в 2018 году 9 054,1 тонн твердых коммунальных отходов, в том числе:
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724) - 2333,8 тонн;
- мусор и смет уличный (код ФККО 73120001724) - 1722,2 тонн;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724) - 317,1 тонн;
- мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров (код ФККО 73315101724) - 312,1 тонн;
- отходы от жилищ крупногабаритные (код ФККО 73111002215) - 4 261,9 тонн;
- отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (код ФККО 73120003725) - 0,6 тонн;
- строительные отходы при уходе за газонами, цветниками (код ФККО 73130001205) - 5,6 тонн;
- растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 73130002205) - 3,2 тонн;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код ФККО 73310002725) - 95,1 тонн;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код ФККО 73510001725) - 2,5 тонн.
Управлением в адрес Общества направлено требование "О предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду" исх. от 29.05.2019 N 04/1650.
В ответ на данное требование Общество направило письмо "О направлении информации" (исх. от 17.06.2019 N 136) об отсутствии оснований для внесения корректировок в поданную декларацию о плате за НВОС за 2018 год и обязанности ООО "ОРКО-инвест" доначислять плату за НВОС при размещении ТКО за 2018 год в связи с тем, что плату за НВОС за размещение ТКО за 2018 год обязан вносить региональный оператор, которым Общество не является.
По результатам проверки декларации Управлением составлен акт от 01.07.2019.
04.07.2019 Управлением в адрес Общества выставлено требование N 04/12 от 03.07.2019 об уплате доначисленных сумм в срок до 19.08.2019.
Поскольку требование в добровольном порядке не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав исковые требования обоснованными, как по праву, так и по размеру иск удовлетворил.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме, правомерно руководствовался следующим.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 31.12.2017, далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела, Обществу в установленном порядке выдана лицензия от 15.05.2016 N 51-0045 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (выполняемые работы - сбор, транспортирование, утилизация, размещение отходов, в том числе твердых коммунальных отходов) и является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
10.01.2018 между Министерством энергетики и жилищнокоммунального хозяйства Мурманской области и АО "Управление отходами" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области; АО "Управление отходами" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как верно отметил суд первой инстанции, сам факт заключения АО "Управление отходами" Соглашения от 10.01.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области не порождает у АО "Управление отходами" обязанности по внесению платы за НВОС и, соответственно, не освобождает операторов, фактически осуществляющих размещение отходов, от внесения данной платы.
Судом первой инстанции установлено, что в 2018 году АО "Управление отходами" деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области на территории Мурманской области не осуществляло, тогда, как фактически эту деятельность в данный период осуществляло Общество, что им не оспаривается.
Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по внесению платы за НВОС должно нести именно Общество, как оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющий деятельность по их размещению.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также в пункте 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), согласно которому плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами"), на которые ссылается Общество в качестве подтверждения своей позиции, определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения, и Управление, как территориальный орган Росприроднадзора, не осуществляет государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, то данное постановлением Управлением не применимо при осуществлении своих полномочий, как администратора платы за НВОС.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которыми руководствовалось Управление при исчислении недоимки по плате за НВОС за размещение Обществом ТКО были утверждены постановлением Правительства РФ 03.03.2017, спустя почти год после появления постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", и не претерпели каких-либо изменений в связи с переходом на новую систему тарифного регулирования.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 11.12.2018 было подготовлено письмо N 12-47/31393 "О реализации положений закона N 89-ФЗ", в котором со ссылкой на пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ указано, что "плата при размещении ТКО взимается с того, кто осуществляет размещение (хранение и захоронение) ТКО. Региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО, плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО".
Суд первой инстанции также обоснованно отклонил довод об отсутствии у Общества обязанности по внесению платы за НВОС за 2018 год в связи с тем, что в утвержденном для него тарифе на размещение ТКО, установленном Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области (далее - КТР), не учтена сумма платы за НВОС. Данный вывод суда первой инстанции по применению тарифа основан на нормах права со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которые не претерпели каких либо существенных изменений в связи с переходом на новую систему тарифного регулирования.
Учитывая изложенное, требование истца является обоснованным, законным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
В целом доводы подателя жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.09.2020 по делу N А42-2659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2659/2020
Истец: БАЛТИЙСКО-АРКТИЧЕСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ОРКО-ИНВЕСТ"