19 мая 2021 г. |
Дело N А42-6879/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 19.05.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Проспект" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А42-6879/2020,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Проспект", адрес: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д.48, кв. 27, ОГРН 1175190005473, ИНН 5190071101, (далее - ТСН "Проспект", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии Октябрьского административного округа города Мурманска, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д.10, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827, (далее - Административная комиссия) от 22.07.2020 N 791/07-05 о привлечении ТСН к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), в виде предупреждения.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Мурманской области в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.02.2021, Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСН направило кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с ошибочным толкованием судами норм материального и процессуального права, а также неверным установлением фактических обстоятельств, что привело в ошибочному выводу о доказанности в действиях Товарищества инкриминируемого ему деяния. Податель жалобы не согласен с оценкой судом его доводов и настаивает на том, что спорный автомобильный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и его содержание и обслуживание должно быть возложено на Администрацию города Мурманска. Кроме того, заявитель полагает, что не был уведомлен надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении, а вынесенное по его итогам постановление содержит неверную квалификацию.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что 27.05.2020 в ходе обследования территории Октябрьского административного округа в границах земельного участка с кадастровым номером 51:20:0002102:48, на котором расположены многоквартирные дома (далее - МКД) N 46, 48, 50 по проспекту Ленина (управление которыми осуществляет ТСН "Проспект"), специалисты Управления Октябрьского административного округа города Мурманска выявили повреждение в виде разрушений, деформаций, выбоин асфальтобетонного покрытия на заезде с проспекта Ленина, проходящего между МКД N 42, 48 к МКД N 46.
Указанное нарушение отражено в акте от 27.05.2020 N 2980, составлена фототаблица.
Усмотрев в действиях Товарищества нарушение требований пунктов 10.1.3, 10.1.4, 10.3.2, 10.3.3 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства), Административной комиссией 23.06.2020 в отношении Товарищества составлен протокол об административном правонарушении N 26-11-03/452 о наличии признаков правонарушения, административная ответственность за которое, предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
По результатам рассмотрения представленных материалов 22.07.2020 Административной комиссией вынесено постановление N 791/07-05 о привлечении ТСН "Проспект" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений пункта 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, пунктов 2.6, 4.2.2, 10.1.3, 10.1.4 Правил благоустройства, части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "е" и "ж" пункта 2, подпунктов "а", "ж", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), пунктов 2.3.3, 3.6.1, 4.1.7, пункта 17 Приложения N7, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170), разъяснений совместного Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункта 66), с учетом того, что Товарищество с 01.06.2017 управляет многоквартирными домами N 46, 48, 50 по проспекту Ленина города Мурманска, следовательно, является лицом, ответственным за надлежащее содержание проезжей части (проезда) указанных многоквартирных домов и того, что спорный дворовый проезд находится на сформированном под перечисленные многоквартирные дома земельном участке N 51:20:0002102:48 (т.е. является общедолевой собственностью правообладателей указанного земельного участка), при соблюдении процессуальных гарантий, предусмотренных частью 1 статьи 1.6, частью 1 статьи 2.1, статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), пришли к выводу о том, что именно Товарищество, являясь ответственным за надлежащее состояние и содержание, в том числе придомовой территории многоквартирных домов N 46, 48, 50 по проспекту Ленина в городе Мурманске, обязано осуществлять контроль (осмотр) за состоянием всей этой территории (включая спорный проезд) и своевременно производить ее санитарно - техническое содержание.
Суды обоснованно отклонили довод ТСН о том, что обязанность по содержанию спорного автомобильного проезда (как автодороги общего пользования местного значения), возложена на Администрацию города Мурманска.
Апелляционным судом установлено, что Товарищество обратилось с иском к Администрации города Мурманска о понуждении устранить повреждения асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги местного значения - проезда, примыкающего к проспекту Ленина и расположенного в 102 квартале города Мурманска между зданиями N 42 и 42 корп.1 на пр. Ленина (с одной стороны) и зданиями 46 и 48 на пр. Ленина (с другой стороны, а также у зданий 1, 3, 2, 4, 5 на пер. Русанова, здания N 9 на ул. Шмидта).
Решением от 05.11.2020 по делу N А42-4322/2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2021, в удовлетворении исковых требований ТСН отказано.
При этом судом в рамках дела N А42-4322/2020 установлены следующие значимые для настоящего дела обстоятельства.
Согласно статье 3, части 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Постановлением администрации города Мурманска от 16.07.2010 N 1261 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Мурманск, в пункте 52 которого указана дорога: проспект Ленина, протяженностью 3,61 км. Категория "магистральные улицы районного значения пешеходно-транспортные, поселковые дороги".
Суды сделали вывод, что поскольку какие-либо дворовые проезды, как по проспекту Ленина, так и в целом по городу Мурманску, к дорогам общего пользования местного значения данный Перечень не относит, следовательно, у муниципального образования город Мурманск отсутствует обязанность по их содержанию.
Свой вывод суды также основывали на том, что спорный проезд, примыкающий к проспекту Ленина между зданиями N 42 и 42 корп.1 и зданием N 46 на пр. Ленина является частью земельного участка N 51:20:0002102:48, на котором расположены дома Товарищества, тогда как из технического паспорта автодороги и публичной кадастровой карты на сайте Росреестра в сети интернет https://pkk.rosreestr.ru/, следует, что граница автодороги общего пользования "проспект Ленина" проходит исключительно вдоль фасадов зданий N 46, 48 на пр. Ленина.
Более того, заявленный ТСН участок находится за пределами красных линий, которыми закрепляются границы улично-дорожной сети (постановление администрации города Мурманска от 28.08.2015 N 2396 "О внесении изменений в приложение к ПАГМ от 12.05.2020 N727 "Об установлении красных линий кварталов 102 и 103 в городе Мурманске").
Принимая во внимание вышеизложенное, суды, удостоверившись в том, что спорный участок не относится к муниципальной автодороге общего пользования, отказали в удовлетворении требования ТСН о понуждении устранить недостатки асфальтобетонного покрытия земельного участка, являющегося общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах ТСН "Проспект". Означенные обстоятельства применительно к статье 69 АПК РФ не подлежат повторному доказыванию.
Таким образом, в настоящем деле, на основании вышеназванных фактических обстоятельств, суды сочли законным постановление административного органа и доказанным состав вменяемого ТСН правонарушения, теми доказательствами, которые были получены в ходе административного производства.
Этот вывод судов соответствует как материалам административного производства, так и содержанию оспариваемого постановления и представленным доказательствам.
Ссылки ТСН на наличие процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела не нашли своего подтверждения, материалами дела подтверждается его надлежащее извещение как на составление протокола об административном правонарушении, так и на вынесение постановления.
При наличии вступившего 31.07.2018 в законную силу постановления Комиссии от 22.11.2017 N 1146/07-05 (обжаловано в рамках дела N А42-9876/2017), вопрос о квалификации Административной комиссией совершенного ТСН правонарушения по пункту 1 статьи 2 Закона N 4-1-01-ЗМО, решен судами правильно.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом тщательного рассмотрения судов, не опровергают их выводы и по существу направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ), а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А42-6879/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Проспект" - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.