21 мая 2021 г. |
Дело N А56-78032/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "ЛСР. Базовые материалы" Варнина Д.В. (доверенность от 14.08.2020), от Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ковалевич В.В. ( доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев 19.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЛСР. Базовые материалы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу А56-78032/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЛСР. Базовые материалы", адрес: 188751, Ленинградская обл., г.п. Кузнечное, здание АБК-2 производства N 2, Лит. Ж, каб. 203, ОГРН 1114703005273, ИНН 4703124060 (далее - Общество, АО "ЛСР. Базовые") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр., д. 24, корп. А; ОГРН 1045100180388 (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора, Управление) об оспаривании постановления от 04.09.2020 NАД-06-52/2020/ПС, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 23.10.2020 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Межрегионального управления Росприроднадзора от 04.09.2020 N АД-06-52/2020/ПС.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2021 решение от 23.10.2020 отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы, со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1), указывает на неосуществление до настоящего времени недропользования по представленной лицензии, что, по его мнению, исключает необходимость предоставления какой-либо отчетности и не образует объективную сторону вменяемого ему деяния по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Управления отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, АО "ЛСР. Базовые" получена лицензия на пользование недрами ШБТ 16440 ТЭ, государственная регистрация от 07.02.2018 7376ЛДБТ 16440 ТЭ, выданная Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу с целью разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств на участке недр федерального значения, включающем месторождение строительных песков Темная Лода в Финском заливе Балтийского моря (далее - Лицензия).
Межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 02.06.2020 по 30.06.2020 в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной на основании Распоряжения Управления от 26.05.2020 N 88-РП, выявлены несоблюдение положений Приложения N 1 к Лицензии АО "ЛСР. Базовые", а именно:
- Общество не представило сведения о направлении информационных отчетов и информационные отчеты о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр в порядке, определяемом Федеральным агентством по недропользованию и сведения о завершении пользователем недр разведочных работ на участке недр и представлении в установленном порядке геологического отчета и технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов строительных песков по категориям В, С1 и С2 (нарушение пунктов 9.5, 13.2);
- не представило сведения, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями (нарушение пункта 6.2).
По факту выявленных нарушений Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 17.07.2020 по делу N АД-06-52/2020/ПР; постановлением о назначении административного наказания от 04.09.2020 по делу АД-06-52/2020/ПС Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанных административным органом событии и составе вмененного административного правонарушения, поскольку доказательств фактического осуществления Обществом деятельности по недропользованию в спорный период в материалы дела не представлено. Как следствие, его бездействие, связанное с неисполнением предусмотренной пунктом 9.5, 13.2 Приложения N 1 к Лицензии обязанности по предоставлению сведений, не свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и не согласился с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная инстанция сочла, что административная ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ наступает не только в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами с какими-либо нарушениями законодательства, но и с нарушениями предусмотренных лицензией условий, являющихся ее неотъемлемой частью.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201, 210, 211 АПК РФ).
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Законно о недрах.
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения (пункт 4); представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики (пункт 5); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
При этом под геологической информацией о недрах понимаются информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах)(часть 1 статьи 27 Закона о недрах).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (часть 5 статьи 12 Закона о недрах).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 названного Закона пользователь недр обязан обеспечивать выполнение условий, установленных лицензией.
Оспариваемым постановлением Обществу вменено нарушение пункта 9.5 Приложения N 1 к Лицензии, устанавливающего обязанность пользователя недр ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию информационный отчет о проделанной работе, а также пункта 13.2- о наличии обязанности заявителя завершить геологоразведочные работы и предоставить геологический отчет и технико- экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов строительных песков указанных выше категорий не позднее 48 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (т.е. 04.09.2019).
Материалами дела подтверждается факт неисполнения требований Закона о недрах и Лицензионных условий (о направлении информационных отчетов о проведенных работах на предоставленном в пользование участке недр, сведений о завершении пользователем недр разведочных работ на участке недр, геологического отчета и технико-экономического обоснования постоянных разведочных кондиций с подсчетом запасов строительных песков по категориям В, С1 и С2) к указанным в пунктах 9.5 и 13.2 Приложения срокам.
В силу статьи 9 Закона о недрах, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Поскольку поименованные в пунктах 13.2 Приложения N 1 к Лицензии работы не связаны с началом фактической добычи песка, а являются предварительными, связанными в том числе, с подсчетом запаса строительных песков, а пункт 9.5 - предусматривает направление отчета о проделанной работе в целом (в том числе и в период изыскания и геологоразведки, а не только фактической добычи), то невыполнение указанных требований напрямую нарушает лицензионные условия, как следствие, привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является обоснованным.
Виновность заявителя как коллективного субъекта права (юридического лица) оценена судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В материалах дела нет доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него (разумные и адекватные) меры, направленные на соблюдения требований публичного правопорядка, в данном случае требования Лицензионного соглашения.
Соблюдение Управлением административной процедуры подтверждено апелляционным судом ввиду требований раздела IV КоАП РФ.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемого постановления отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2021 по делу N А56-78032/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ЛСР. Базовые материалы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку поименованные в пунктах 13.2 Приложения N 1 к Лицензии работы не связаны с началом фактической добычи песка, а являются предварительными, связанными в том числе, с подсчетом запаса строительных песков, а пункт 9.5 - предусматривает направление отчета о проделанной работе в целом (в том числе и в период изыскания и геологоразведки, а не только фактической добычи), то невыполнение указанных требований напрямую нарушает лицензионные условия, как следствие, привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является обоснованным.
Виновность заявителя как коллективного субъекта права (юридического лица) оценена судами в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Соблюдение Управлением административной процедуры подтверждено апелляционным судом ввиду требований раздела IV КоАП РФ.
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 мая 2021 г. N Ф07-3164/21 по делу N А56-78032/2020