25 мая 2021 г. |
Дело N А56-47337/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга Дворкина М.Л. (доверенность от 04.12.2020), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Сибовой Е.С. (доверенность от 11.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А56-47337/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, к. 2, лит. А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), об обязании в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить работы по ремонту фасадов выявленного объекта культурного наследия "ГРЭС "Красный Октябрь", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 108, корп. 1, лит. А (далее - Электростанция); установлении судебной неустойки в размере 50 000 руб. за каждый случай неисполнения решения суда в установленный решением срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - в размере 100 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда
Решением от 09.10.2020 на Компанию возложена обязанность в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по ремонту фасадов Электростанции; установлена судебная неустойка в размере по 50 000 руб. за каждый случай неисполнения решения суда в установленный решением срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 10 000 руб. в месяц.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 данное решение оставлено без изменения.
Компания в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, представленный Комитетом акт от 12.05.2020 не является достаточным подтверждением такого же состояния здания до проведения проверки и ухудшения состояния здания в результате действий (бездействия) Общества; в отсутствие документа, определяющего состав необходимых работ, решение является неисполнимым.
Комитет в письменных возражениях на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными, доводы ответчика - несостоятельными.
В судебном заседании представитель Компании поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Комитета против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном виде.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания с августа 2011 года является собственником нежилого здания общей площадью 27 587,9 кв. м с кадастровым номером 78:12:6351А:0:539, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 108, лит. А.
На основании приказа Комитета от 20.02.2001 N 15 здание по указанному адресу, 1914, 1920-х годов постройки, именуемое как "ГРЭС "Красный Октябрь" (ТЭЦ N 5) включено в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
В рамках проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия Комитетом проведен осмотр указанного выше объекта с фотофиксацией, в результате которого выявлены факты неудовлетворительного технического состояния фасадов, а именно: утрата отделочных слоев фасадных стен на значительных по площади участках; оголение кирпичной кладки с деструкцией поверхности; трещины; нарушение целостности заполнений проемов; нарушение целостности металлического открытия карнизных свесов; самосевная растительность на крыше и цокольной части здания; значительные загрязнения поверхностей фасада; по западному фасаду в уровне первого и второго этажей оконные заполнения частично заменены на поздние (металлопластик). По результатам осмотра здания составлен акт от 12.05.2020 с приложением к нему материалов фотофиксации.
Комитет, ссылаясь на неисполнение Компанией как собственником выявленного объекта культурного наследия обязанностей по обеспечению сохранности данного объекта и его надлежащего содержания, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, установив, что принадлежащее Компании на праве собственности спорное здание является выявленным объектом культурного наследия, подлежащим в силу статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) наряду с объектами культурного наследия, включенными в реестр, государственной охране, и находится в неудовлетворительном состоянии, правомерно в соответствии со статьями 16.1, 33, 47.3 названного Закона удовлетворили требования Комитета и возложили на ответчика обязанность совершить действия, направленные на приведение выявленного объекта культурного наследия в надлежащее состояние.
Довод подателя жалобы о недоказанности ухудшения состояния здания вследствие действий (бездействия) Компании не может быть принят во внимание, поскольку независимо от причин нахождения объекта в неудовлетворительном состоянии его собственник в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Закона N 73-ФЗ не освобождается от обязанностей по проведению мероприятий, направленных на сохранение и надлежащее содержание объекта.
Ссылка Компании на то, что работы в отношении выявленного объекта культурного наследия могут проводиться только при наличии разрешительной документации, согласованной с Комитетом, также отклоняется, поскольку разработка необходимой документации, подлежащей утверждению Комитетом, обеспечивается собственником объекта, ответчиком не обоснована невозможность оформления такой документации в пределах установленного судом срока для выполнения работ, отвечающего критериям разумности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А56-47337/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, установив, что принадлежащее Компании на праве собственности спорное здание является выявленным объектом культурного наследия, подлежащим в силу статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) наряду с объектами культурного наследия, включенными в реестр, государственной охране, и находится в неудовлетворительном состоянии, правомерно в соответствии со статьями 16.1, 33, 47.3 названного Закона удовлетворили требования Комитета и возложили на ответчика обязанность совершить действия, направленные на приведение выявленного объекта культурного наследия в надлежащее состояние.
Довод подателя жалобы о недоказанности ухудшения состояния здания вследствие действий (бездействия) Компании не может быть принят во внимание, поскольку независимо от причин нахождения объекта в неудовлетворительном состоянии его собственник в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и положений Закона N 73-ФЗ не освобождается от обязанностей по проведению мероприятий, направленных на сохранение и надлежащее содержание объекта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-3275/21 по делу N А56-47337/2020