26 мая 2021 г. |
Дело N А56-62670/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Толкунова В.М.,
при участии от Общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" Постновой И.А. (доверенность от 01.04.2020),
рассмотрев 25.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А56-62670/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство", адрес: 187403, город Волхов, улица Волгоградская, 1А, ОГРН 1024700532889, ИНН 4702007572 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 28.05.2020 N 494/10 о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области, об обязании Комитета внести изменения в реестр лицензий Ленинградской области путем исключения многоквартирного дом N 6 по ул. Льва Толстого в г. Волхове Ленинградской области (далее - МКД) из реестра лицензии многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Волховские коммунальные системы", и включения данного МКД в реестр лицензии многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Волховские коммунальные системы", адрес: 187401, город Волхов, Южный бульвар, дом 5, ОГРН 1174704016387 (далее - ООО "ВКС").
Решением суда первой инстанции от 11.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, дав суду кассационной инстанции свои пояснения.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Комитет поступило заявление ООО "ВКС" о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области. К указанному заявлению был приложен протокол от 21.03.2020 N 1/2020 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Ленинградская обл., г. Волхов, ул. Льва Толстого, д. 6, договор управления многоквартирного дома от 13.04.2020 N 95-МКД/2019 и реестр собственников, подписавших договор управления.
Комитетом вынесено распоряжение от 29.04.2020 N 415/29 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "ВКС" о внесении изменений в реестр лицензий на основании подпунктов "а", "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), в связи с наличием противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя.
Комитет запросил информацию у Общества и ООО "ВКС".
С учетом полученных документов Комитет вынес распоряжение от 28.05.2020 N 494/10 о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области, которым исключил многоквартирный дом, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Волхов, ул. Льва Толстого, д. 6, из реестра многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми на территории Ленинградской области осуществляет лицензиат - Общество, и включил данный многоквартирный дом в реестр лицензий, деятельность по управлению которыми на территории Ленинградской области осуществляет ООО "ВКС".
Общество, не согласившись с данным распоряжением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего указанные в настоящем пункте сведения.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"), достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"), отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"), выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "г"), отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (подпункт "д"), отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 этого Порядка, является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
В данном случае судами установлено, что по результатам рассмотрения предоставленных Обществом и ООО "ВКС" документов, Комитетом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, в связи с наличием противоречий в сведениях, представленных ООО "ВКС", поскольку сведения о данном доме содержались в разделе реестра лицензий, содержащего перечень домов, управление которыми осуществляет Общество.
Комитет письмом от 08.05.2020 уведомил ООО "ВКС" и Общество о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензии и просил предоставить информацию о прекращении, расторжении договора управления МКД, о направлении в Комитет соответствующего заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области, о передаче технической документации на многоквартирный дом, о наличии судебных запретов по внесению Комитетом изменений в реестр лицензий Ленинградской области, о признании судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол от 21.03.2020) о выборе ООО "ВКС" в качестве управляющей организации и вступлении решения суда в законную силу.
В соответствии с ответом, предоставленным ООО "ВКС", вступившее в законную силу решение суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в МКД (протокол от 21.03.2020) о выборе ООО "ВКС" в качестве управляющей организации отсутствует, судебные запреты по внесению Комитетом изменений в реестр лицензий Ленинградской области также отсутствуют.
В соответствии с ответом, предоставленным Обществом, оно не обладает сведениями о наличии судебных запретов по внесению изменений в реестр лицензий, а также по наличию судебных споров в отношении протокола от 21.03.2020. Согласно информации Общества, собственниками помещений многоквартирного дома принято решение, оформленное протоколом от 06.03.2020, о выборе заявителя в качестве управляющей организации.
Установив по итогам проверки заявления и документов, что ООО "ВКС" выполнены требования о размещении информации в системе государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, отсутствует вступившее в законную силе решение о признании банкротом ООО "ВКС", отсутствуют признаки ничтожности решений общих собраний собственников помещений многоквартирного дома (кворум имелся), Комитет принял решение о внесении многоквартирном доме в реестр лицензий многоквартирных домов, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ВКС" и об исключении многоквартирного дома из реестра МКД, находящихся под управлением Общества.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения Комитета упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А56-62670/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 этого Порядка, является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
В данном случае судами установлено, что по результатам рассмотрения предоставленных Обществом и ООО "ВКС" документов, Комитетом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, в связи с наличием противоречий в сведениях, представленных ООО "ВКС", поскольку сведения о данном доме содержались в разделе реестра лицензий, содержащего перечень домов, управление которыми осуществляет Общество.
...
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 мая 2021 г. N Ф07-5064/21 по делу N А56-62670/2020