31 мая 2021 г. |
Дело N А56-48710/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы -Водоканал" Шаховой М.В. (доверенность от 11.05.2021 N 57),
рассмотрев 26.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы -Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2021 по делу N А56-48710/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы- Водоканал", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д.60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146 (далее - АО "ПКС-Водоканал", Общество) обратилось в Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Одоевского, д. 24, корп. 2, лит. А (далее - Управление Росрыболовства, Отдел) от 20.03.2020 N 369/10 об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 23.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2021, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях в порядке статьи 81 АПК РФ от 24.05.2021 Общество просит отменить судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 16, пункта 3 статьи 19, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды), пункта 5.1.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444, контроль за негативным воздействием на окружающую среду в части охраны водного объекта (Онежское озеро) возложен на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а не на Управление Росрыболовства. Общество настаивает на том, что именно показатели нормируемых веществ в водном объекте в месте выпуска могли служить критериями загрязненности водоема вредными веществами, и только сравнение этих показателей с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) вредных веществ, установленными Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (далее - Приказ Минсельхоза N 552) могло быть предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, предписание от 20.03.2020 N 369/10 является неисполнимым, поскольку из буквального толкования статьи 43.1 Закона N 7-ФЗ и пункта 4 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и системы водоотведении" (далее -Закон N 416-ФЗ) соблюдение организацией, осуществляющей водоотведение нормативов допустимых сбросов возможно только при условии соблюдения абонентами нормативов состава сточных вод, в том числе путем реализации последними планов снижения сбросов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Представители Отдела, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Министерство изложило свою позицию в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, АО "ПКС-Водоканал" осуществляет сброс сточных вод (хозяйственно-бытовых сточных вод населения, предприятий города, производственных сточных вод предприятий) в Петрозаводскую губу Онежского озера через выпуск N 1 на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.12.2018 N 10-01.04.01.006-О- РСВХ-Т-2018-02845/00, выданного Невско-Ладожским Бассейновым Водным Управлением.
В отношении Общества на основании приказа от 28.02.2020 N 49 Управлением проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 25.02.2019, срок исполнения которого истек 03.02.2020, в ходе которой установлен факт его неисполнения в полном объеме, в установленные в нем сроки.
В соответствии со сведениями, полученными в результате учета качества сточных (дренажных) вод за IV квартал 2019 года, фактический сброс загрязняющих веществ в Онежское озеро со сточными водами Общества превышает разрешенный нормативно-допустимый сброс загрязняющих веществ по следующим показателям: медь в 2,0 раза (фактически - 0,002 мг/дм3; нормативно-допустимый - 0,001 мг/дм3); марганец в 8,7 раза (фактически - 0,087 мг/дм3, нормативно-допустимый - 0,01 мг/дм3); сульфаты в 1,02 раза (фактически - 60, 567 мг/дм3, нормативно- допустимый - 59,0 мг/дм3).
В соответствии с данными гидрохимического анализа сточных вод Общества, проведенного после истечения срока исполнения ранее выданного предписания от 25.02.2019, наблюдается превышение разрешенного нормативно-допустимого сброса загрязняющих веществ по следующим показателям: марганец в 1,7 раза (фактически - 0, 017 мг/дм3, нормативно-допустимый - 0,01 мг/дм3).
В соответствии с протоколом результатов лабораторных испытаний от 12.03.2020 N 290.20.01(В) содержание загрязняющих веществ в сточных водах Общества превышает разрешенный нормативно-допустимый сброс загрязняющих веществ по следующим показателям: марганец в 6,8 раза (фактически - 0,068 мг/дм3, нормативно-допустимый - 0,01 мг/дм3). По остальным нормируемым показателям превышение установленной предельно-допустимой концентрации не выявлено.
Вышеуказанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20.03.2020.
По результатам проверки Управлением выдано новое предписание от 20.03.2020 N 369/10, которым Обществу предписано в срок до 22.02.2021 прекратить сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых в Онежское озеро со сточными водами АО "ПКС-Водоканал" через выпуск N 1 (Онежское озеро, Петрозаводская губа, географические координаты выпуска: 61°44'П" С.Ш. 34°30'20" В.Д.), с превышением установленных предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Не согласившись с означенным предписанием от 20.03.2020 N 369/10, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, признав, что у Рыболовства имелись правовые и фактические основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Полномочия Управления по осуществлению федерального государственного контроля (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в том числе контроля за соблюдением водопользователями мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (в числе которых поименованы предупреждение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения и соблюдение нормативов качества воды), в выдачи соответствующих предписаний, проверены судами с учетом положений пункта 1 и части 2 статьи 43.2, статей 43.3, 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), пункта 5.5.27 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (применительно к необходимости принятия мер по сохранению биоресурсов).
На основании приказов Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2009 N 818 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства" и "Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" от 16.03.2009 N 191 суды удостоверились в том, что Онежское озеро относится к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом N 7-ФЗ).
Понятие сточных вод (как вод, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории) дано в пункте 19 статьи 1 Водного кодекса.
В силу положений статей 11, 22 Водного кодекса, юридическое лицо, которому в пользование предоставлен водный объект, обязано соблюдать требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных вод.
Согласно положениям статьи 47 Закона N 166-ФЗ нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты", от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей"(далее- Постановление N 469) и от 28.06.2008 N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" в целях реализации части 1 статьи 47 Закона N 166-ФЗ установлен порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.12.2016 N 857, Приказом Минсельхоза N 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, АО "ПКС-Водоканал" осуществляет сброс сточных вод (хозяйственно-бытовых сточных вод населения, предприятий города, производственных сточных вод предприятий) в Петрозаводскую губу Онежского озера через выпуск N 1 на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.12.2018 N 10-01.04.01.006-О-РСВХ-Т-2018-02845/00, выданного Невско-Ладожским Бассейновым Водным Управлением (место сброса сточных вод - Республика Карелия, Прионежский район, м. Выгойнаволок; географические координаты выпуска сточных вод: 61°44Ч 1" С.Ш. 34°30'20" В.Д).
В соответствии с Постановлением N 469 нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для АО "ПКС-Водоканал" утверждены приказом Невско-Ладожского Бассейнового Водного Управления от 12.12.2018 N 635, которым установлен норматив допустимого сброса веществ (мг/дм3) по марганцу: 0,01 мг/дм3. Данный норматив соответствует показателям, установленным Приказом Минсельхоза N 522 (Таблица 2).
В ходе проведения проверки Общество представило в Управление письмом от 12.03.2020 N 131.04.-0-0/1420 сведения, полученные в результате учета объема сброса и качества сточных вод, а также акт отбора и протокол анализа сточных вод.
Так согласно протоколу гидрохимического анализа сточных вод от 10.02.2020 N 54 к-20 наблюдается превышение разрешенного нормативно допустимого сброса загрязняющих веществ по показателю марганец в 1,7 раза (фактически - 0, 017 мг/дм3, нормативно допустимый - 0,01 мг/дм3).
Согласно акту отбора проб воды от 04.03.2020 и протоколу результатов лабораторных испытаний от 12.03.2020 N 290.20.21 (В) качества сточных вод (пробы N 798/1/20 и N 799/1/20, место отбора проб - К-34, м. Выгойнаволок, площадка КОС) содержание загрязняющих веществ в сточных водах Общества превышает разрешенный нормативно допустимый сброс загрязняющих веществ по следующим показателям: марганец в 6,8 раза (фактически - 0,068 мг/дм3, нормативно допустимый - 0,01 мг/дм3).
Означенными документами в полном объеме подтверждается факт неисполнения Обществом ранее выданного предписания Управления от 25.02.2019 и факт сброса загрязняющих веществ в Онежское озеро со сточными водами АО "ПКС-Водоканал" через выпуск N 1 (Онежское озеро, Петрозаводская губа, географические координаты выпуска: 61°44'П" С.Ш. 34°30'20" В.Д.) с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по показателю марганец.
Ссылку подателя жалобы на пункт 2 статьи 22, пункт 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ апелляционный суд правомерно отклонил, поскольку до получения комплексного экологического разрешения (и в виду его отсутствия у Общества) в отношении заявителя действуют нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, утвержденные Приказом Невско-Ладожского Бассейнового Водного Управления от 12.12.2018 N 635.
Возможность получения такого комплексного экологического разрешения регламентирована пунктом 10 статьи 22, пунктом 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ, положениями Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 6 статьи 11, пункт 1 статьи 11), а равно поименованной в пункте 7 статьи 11 названного закона обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года получить комплексное экологическое разрешение.
Таким образом, Управление, установив факт неисполнения Обществом ранее выданного предписания от 25.02.2019, правомерно выдало заявителю оспариваемое предписание от 20.03.2020 N 369/10 о необходимости в срок по 22.02.2021 прекратить сброс загрязняющих веществ, сбрасываемых в Онежское озеро со сточными водами Общества через выпуск N 1 (Онежское озеро, Петрозаводская губа, географические координаты выпуска: 61°44'П" С.Ш. 34°30'20" В.Д.), с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Суд правильно указал, что из оспариваемого в настоящем деле предписания Управления от 20.03.2020 N 369/10 не следует, что Обществу предписано полностью прекратить сброс сточных вод, а лишь на необходимость прекратить сброс сточных вод с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Относительно рассматриваемого случая предписываемые действия выбраны Управлением в той мере, которая необходима для защиты водного объекта.
Как следствие, оспариваемое предписание отвечает требованию правовой определенности, что свидетельствует о его реальной исполнимости. При этом Общество не лишено возможности самостоятельно выбрать механизм исполнения таких действий для снижения концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в Онежское озеро, до разрешенного нормативно допустимого сброса.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемое предписание Управления от 20.03.2020 N 369/10 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных основ
Изложенные в кассационной жалобе доводы, бывшие предметом исследования в судах, направлены по существу на иную оценку установленных судами обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Общество при подаче кассационной жалобы уплатило государственную пошлину в размере 3000 руб. по платежному поручению от 12.02.2021 N 950.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2021 по делу N А56-48710/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы- Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60, ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146), из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной платежным поручением от 12.02.2021 N 950.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.