01 июня 2021 г. |
Дело N А05-1142/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 01.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А05-1142/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6; ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Архангельской области (адрес: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; далее - Инспекция) от 05.11.2019 N ОК-06/07-06/90 и от 30.12.2019 N ОК-06/07-06/108.
Решением суда первой инстанции от 27.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемые предписания содержат неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании распоряжений 01.10.2019 N ОК-06/01-15/2201 и от 27.11.2019 N ОК-06/01-15/2599 проведены внеплановые документарные проверки соблюдения Обществом порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленной в 2019 году потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: г. Архангельск, ул. Садовая, д. 7.
В ходе проверки Инспекцией выявлено и зафиксировано в актах от 28.10.2019 N ОК-06/07-01/516 и от 24.12.2019 N ОК-06/07-01/609, что в августе 2019 года Обществом доначислена плата за отопление собственникам квартир N 5 и N 32 указанного дома за период с января по май 2019 года в связи с исключением из общей площади помещений дома площади нежилого помещения в размере 270,7 кв.м., принадлежащего Пахомову Б.И.
Об устранении выявленных нарушений путем перерасчета (снятия) платы за отопление за указанный период Инспекция выдала Обществу предписания от 05.11.2019 N ОК-06/07-06/90 и от 30.12.2019 N ОК-06/07-06/108.
Общество, не согласившись с предписаниями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что при расчете размера платы за отопление Обществу следовало учитывать общую площадь всех жилых и нежилых помещений дома, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Пунктом 42 (1) Правил предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
Указанной формулой предусмотрен такой показатель, как общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как указано в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который учитывает совокупно объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и на нужды отопления.
Исходя из того, что решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 24.04.2019 по делу N 2-1613/2019 Обществу отказано в иске к Пахомову Б.И. о взыскании задолженности за период с сентября по декабрь 2018 года, поскольку в принадлежащем ему нежилом помещении площадью 270,7 кв.м. отсутствуют теплопринимающие устройства, оно исключило из общей площади помещений дома указанную площадь нежилого помещения и доначислило плату за отопление за период с января по май 2019 года собственникам квартир дома.
Вместе с тем, как указали суды двух инстанций, законодательством не предусмотрено исключение из общей площади жилых или нежилых помещений дома, применяемой в формуле 3 Правил, площадей каких-либо помещений в связи с неиспользованием услуги по отоплению и демонтажем отопительных приборов в таких помещениях.
В связи с этим исключение Обществом при расчете платы за отопление из общей площади помещений дома (3764,2 кв.м.) площади нежилого помещения, принадлежащего Пахомову Б.И., приводит к необоснованному завышению платы для других собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 313 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по делу N А05-1142/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (адрес: 150003, г. Ярославль, ул. Пятницкая, д. 6; ОГРН 1057601091151; ИНН 7606053324) из федерального бюджета 313 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.04.2020 N 14647.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 приложения N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
...
Как указано в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2021 г. N Ф07-2970/21 по делу N А05-1142/2020