01 июня 2021 г. |
Дело N А05-2915/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии предпринимателя Суханова А.С. (паспорт), от предпринимателя Дундина П.А. представителя Суханова А.С. (доверенность от 26.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Суханова Александра Сергеевича и индивидуального предпринимателя Дундина Павла Алексеевича на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А05-2915/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Суханов Александр Сергеевич, ОГРНИП 304290121900116, ИНН 290108152026, и Дундин Павел Алексеевич, ОГРНИП 312290424800023, ИНН 290407270564, обратились в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 распоряжения Министерства строительства и архитектуры Архангельской области, адрес: 163004, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1072901007189, ИНН 2901164135 (далее - Минстрой), от 23.08.2019 N 208-р; обязании заинтересованного лица принять распоряжение об учете при подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Приводинское" Котласского муниципального района Архангельской области предложения администрации муниципального образования "Приводинское" (по заявлению Суханова А.С.) о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Приводинское" Котласского муниципального района Архангельской области путем включения в границы деревень Куимиха и Забелинская земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:092501:37, 29:07:092501:33, 29:07:092501:32, 29:07:092501:42.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1022900530278, ИНН 2900000367 (далее - Минагропромторг); администрация муниципального образования "Приводинское", адрес: 165391, Архангельская обл., Котласский р-н, рабочий поселок Приводино, Советская ул., д. 19, ОГРН 1052904026878, ИНН 2904015928 (далее - Администрация).
Решением от 24.08.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 решение от 24.08.2020 отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматели в кассационной жалобе просят отменить постановление от 03.02.2021, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение от 24.08.2020. По мнению подателей жалобы, действующим законодательством не предусмотрена необходимость согласования подготовки проектов документов территориального планирования с Минагропромторгом; суд апелляционной инстанции ошибочно пришел к выводу о нахождении спорных земельных участков в зоне сельскохозяйственного использования; данные земельные участки действующими документами территориального планирования отнесены к рекреационной зоне.
В судебном заседании Суханов А.С., действующий от своего имени и от имени Дундина П.А., поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Суханову А.С. с 28.03.2016 принадлежат на праве собственности земельный участок общей площадью 2963 кв. м с кадастровым номером 29:07:092501:32 и земельный участок общей площадью 53 576 кв. м с кадастровым номером 29:07:092501:33. Земельный участок общей площадью 345 714 кв. м с кадастровым номером 29:07:092501:37 с 25.06.2009 находится в общей долевой собственности предпринимателей Суханова А.С. и Дундина П.А. по 1/2 доли в праве у каждого. Предприниматель Дундин П.А. является собственником земельного участка общей площадью 57 619 кв. м с кадастровым номером 29:07:092501:42.
Указанные земельные участки расположены на территории муниципального образования "Приводинское" Котласского муниципального района Архангельской области, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Решениями Совета депутатов муниципального образования "Приводинское" от 31.05.2018 N 91 и от 29.06.2018 N 95 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского поселения "Приводинское" Котласского муниципального района Архангельской области соответственно (далее - Генеральный план и Правила соответственно).
Суханов А.С., действующий от своего имени и от имени Дундина П.А., обратился в Администрацию с письмом от 27.03.2019, в котором, ссылаясь на то, что Генеральным планом и Правилами предусмотрено использование указанных выше земельных участков в качестве земель рекреаций и участки отнесены к территориальной зоне Р-1 (зоне размещения объектов активного отдыха), просил внести изменения в Генеральный план и Правила и включить земельные участки с кадастровыми номерами 29:07:092501:37 и 29:07:092501:42 в границы д. Куимиха (или д. Забелинская), земельные участки с кадастровыми номерами 29:07:092501:32 и 29:07:092501:33 - в границы д. Забелинская с отнесением названных четырех земельных участков к территориальной зоне Ж-1 (зоне застройки индивидуальными жилыми домами).
Администрация письмом от 06.05.2019 N 02-06-9040 направила данное заявление в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области (далее - Комиссия), указав на возможность и целесообразность принятия данного предложения.
На заседании 12.07.2019 Комиссия рекомендовала отклонить предложение заявителей о внесении изменений в Генеральный план и Правила по причине отсутствия положительного решения межведомственной рабочей группы при Министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (далее - Рабочая группа) о возможности включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов; предложила заявителям по факту рассмотрения и принятия положительного решения Рабочей группой направить данное предложение в адрес Минстроя повторно.
На основании протокола заседания Комиссии от 12.07.2019 N 7 Минстроем издано распоряжение от 23.08.2019 N 208-р, пунктом 2 которого отклонено предложение Администрации (по заявлению Суханова А.С.) о внесении изменений в Правила путем включения в границы деревень Куимиха и Забелинская земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:092501:37, 29:07:092501:33, 29:07:092501:32 и 29:07:092501:42 по причине отсутствия положительного решения Рабочей группы о возможности включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.
Письмом от 28.11.2019 N 201/3956 Минстрой сообщил Суханову А.С. о результатах рассмотрения его заявления.
Предприниматели, считая незаконным распоряжение Минстроя в части отклонения их предложения, поскольку действующим законодательством не предусмотрена необходимость представления положительного решения Рабочей группы о возможности включения земельных участков в границы населенных пунктов, а сам Минагропромторг не наделен какими-либо полномочиями в сфере градостроительной деятельности, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 ЗК РФ).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статья 83 ЗК РФ). Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований (статья 84 ЗК РФ).
В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральные планы поселений, городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (статья 23 ГрК РФ). Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1, статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Изменения в правила землепользования и застройки вносятся в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 33 ГрК РФ.
Как установлено статьей 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, исходя из приведенных норм земельного и градостроительного законодательства в совокупности включение в соответствии с градостроительными документами (генеральным планом, правилами землепользования и застройки) земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов влечет изменение категории данных земельных участков.
На основании Закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ и Положения о министерстве строительства и архитектуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11.06.2015 N 214-пп (в редакции постановления от 18.12.2018 N 605-пп), Минстрой осуществляет полномочия в сфере градостроительной деятельности, перераспределенные между органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и органами государственной власти Архангельской области, в том числе рассматривает предложения о внесении изменений в генеральные планы, утверждает генеральные планы (изменения в генеральные планы) и правила землепользования и застройки (изменения в правила землепользования и застройки).
Исходя из положений статей 9, 31, 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования. Соответствующая правовая позиция изложена в пункте 57 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана поселения, городского округа подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если указанным проектом предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно Положению о министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 127-пп, Минагропромторг является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере земельных отношений (в части планирования использования земель сельскохозяйственного назначения); к полномочиям министерства относится, в частности, формирование и ведение перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Архангельской области, использование которых для других целей не допускается. В целях осуществления своих полномочий министерство имеет право создавать для рассмотрения отдельных вопросов, отнесенных к компетенции министерства, рабочие группы.
Распоряжением Минагропромторга от 22.05.2017 N 157-р в целях обеспечения органов государственной власти Архангельской области достоверной информацией о землях сельскохозяйственного назначения, их количественном и качественном состоянии, обобщения и обмена, сбора и актуализации информации о землях сельскохозяйственного назначения, их состоянии и использовании, изменении количественных показателей в связи с переводом в другие категории создана межведомственная рабочая группа по регулированию земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.
При таком положении, поскольку включение принадлежащих заявителям земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границы населенных пунктов влечет изменение категории земель для этих земельных участков, данный вопрос не мог быть разрешен без согласования с исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого пункта распоряжения Минстроя от 23.08.2019 N 208-р и отказал в удовлетворении требований предпринимателей.
Доводы подателей жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном понимании норм земельного и градостроительного законодательства, из которых в совокупности следует, что в данном случае вопрос об утверждении градостроительной документации связан с переводом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель и требует дополнительного согласования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А05-2915/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Суханова Александра Сергеевича и индивидуального предпринимателя Дундина Павла Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.