03 июня 2021 г. |
Дело N А44-2116/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области Романова В.А. (доверенность от 08.09.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Благовест" Алкаева К.А. (доверенность от 01.07.2020),
рассмотрев 01.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А44-2116/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Благовест", адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, Северная улица, дом 2, кабинет 18, ОГРН 1105321000025, ИНН 5321137711 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81, ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее - Комитет), о признании незаконным предписания от 30.12.2019 N ЛК-1927-19, согласно которому Общество обязано в срок до 13.04.2020 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года (исключить из платы за содержание жилого помещения плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв. м по многоквартирному дому по адресу: Великий Новгород, проспект А. Корсунова, дом 36, корпус 6.
Решением суда первой инстанции от 03.08.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2020 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое предписание признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований Общества отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в связи с обращением собственников многоквартирного дома по адресу: Великий Новгород, проспект А. Корсунова, дом 36, корпус 6, на основании приказа комитета от 26.12.2019 N ЛК-1927-19 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 30.12.2019 N ЛК-1927-19, Обществу выдано предписание от 30.12.2019 N ЛК-1927-19, согласно которому Общество обязано в срок до 13.04.2020 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года (исключить из платы за содержание жилого помещения плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв. м по названному многоквартирному дому (далее - МКД), поскольку начисление указанной платы произведено по тарифу от 17.11.2017 без уменьшения ее с мая 2018 года на плату за сбор и вывоз ТБО, что явилось основанием для вывода о нарушении Обществом подпункта "ж" пункта 4 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил N 491).
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратись в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, согласившись с выводом Комитета о незаконном уклонении Общества от обязанности по исключению платы за вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения, поскольку ввиду прямого несоответствия решения собрания собственников от 26.04.2020 императивным нормам части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) данное решение собрания собственников ничтожно и не может порождать каких-либо юридически значимых последствий.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, в связи с чем его решение отменил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил N 491, также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
В рассматриваемом случае судами установлено, что Общество является управляющей организацией указанного МКД на основании договора управления от 01.01.2018 N 01/18-У. Решение о заключении указанного договора принято собственниками помещений МКД на общем собрании 17.11.2017. По условиям договора размер платы за содержание жилого помещения составляет 25 руб. (приложение к договору управления), в состав которой включена плата за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв. м.
С региональным оператором - обществом с ограниченной ответственностью "Экосити" заключено соглашение об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, на территории Новгородской области (зоны деятельности 4) от 16.03.2018 N 4.
Комитет, исходя из того обстоятельства, что Общество выставляло собственникам с мая 2018 года по ноябрь 2019 года плату за содержание жилого помещения по МКД в размере 25 руб. за 1 кв. м, обязал заявителя произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года, исключив из указанной платы плату за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв. м.
При этом судами установлено, что общим собранием собственников МКД, оформленным протоколом от 25.04.2018, принято решение о внесении изменений в договор управления от 01.01.2018 N 01/18-У в части приложения 2 (расчет тарифа на жилищные услуги). В соответствии с внесенными с мая 2018 года изменениями общий размер тарифа не поменялся (25 руб.). Услуги по сбору и вывозу ТБО в составе тарифа с мая 2018 года отсутствуют.
Суд первой инстанции счел решение собрания собственников от 26.04.2020 ничтожным.
Апелляционная инстанция установив, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД от 18.09.2015 размер платы за содержание и текущий ремонт утвержден в размере 25 руб. с 01.10.2015 (применительно к предыдущей управляющей организации МКД) сделала вывод о том, что общим собранием собственников 17.11.2017 указанный тариф не был утвержден как новый, фактически тариф в размере 25 руб. применялся более года до собрания собственников 26.04.2018.
Исходя из того, что при выставлении платежных документов за спорный период Общество руководствовалось решением общего собрания собственников помещений МКД от 26.04.2018 и составом тарифа в размере 25 руб. в соответствии с данным решением, которое не было оспорено в установленном законом порядке, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемым предписанием Комитет необоснованно возложил на Общество обязанность исключить из платы за содержание жилого помещения плату за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв. м.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, апелляционный суд, руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правомерно удовлетворил требование Общества.
Несогласие Комитета с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционным судом положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А44-2116/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2021 г. N Ф07-3588/21 по делу N А44-2116/2020