г. Вологда |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А44-2116/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Благовест" Алкаева К.А. по доверенности от 01.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Благовест" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 августа 2020 года по делу N А44-2116/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Благовест" (ОГРН 1105321000025, ИНН 5321137711; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Северная, дом 2, кабинет 18; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании незаконным предписания от 30.12.2019 N ЛК-1927-19, согласно которому общество обязано в срок до 13.04.2020 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года (исключить из платы за содержание жилого помещения плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м по многоквартирному дому по адресу: Великий Новгород, проспект А. Корсунова, дом 36, корпус 6).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 03 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывает на то, что обстоятельств, свидетельствующих о признании недействительным решения собственников помещений многоквартирного дома, в акте проверки комитетом не заявлено, правомерность применения тарифа в ходе проверки не проверялась. Также комитетом не исследовался вопрос о неправомерности перераспределения платы за содержание жилого помещения внутри тарифа при наличии соответствующего условия в договоре, соответствующих замечаний комитета по этому вопросу в акте проверки и вынесенном предписании не содержится. Кроме того указывает на то, что общество исполняло решение общего собрания собственников, которые 25.04.2018 общим собранием произвели изменение стоимости услуг внутри тарифа на содержание жилого помещения - 25 руб. за кв.м (утвержденного 17.11.2017). Таким образом, собственники не приняли решение о включении стоимости услуг по вывозу твердых бытовых отходов в размер платы за содержание жилого помещения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим судебное заседание проведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, в связи с обращением собственников многоквартирного дома по адресу: Великий Новгород, проспект А. Корсунова, дом 36, корпус 6, на основании приказа комитета от 26.12.2019 N ЛК-1927-19 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт от 30.12.2019 N ЛК-1927-19, обществу выдано предписание от 30.12.2019 N ЛК-1927-19, согласно которому общество обязано в срок до 13.04.2020 произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года (исключить из платы за содержание жилого помещения плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м. по названному многоквартирному дому (далее - МКД), поскольку начисление указанной платы произведено по тарифу от 17.11.2017 без уменьшения ее с мая 2018 года на плату за сбор и вывоз ТБО, что явилось основанием для выводов о нарушении обществом подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил N 491).
Не согласившись с предписанием комитета, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, согласившись с выводами комитета о незаконном уклонении общества от обязанности по исключению платы за вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения, поскольку ввиду прямого несоответствия решения собрания собственников от 26.04.2020 императивным нормам части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) данное решение собрания собственников ничтожно и не может порождать каких-либо юридически значимых последствий.
Апелляционный суд считает указанные выводы необоснованными ввиду следующего.
Согласно статье 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (пункт 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Аналогичные требования содержатся в пункте 31 Правил N 491, согласно которому при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ следует, что транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Как указано в части 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Общество является управляющей организацией рассматриваемого МКД на основании договора управления от 01.01.2018 N 01/18-У.
Решение о заключении указанного договора принято собственниками помещений МКД на общем собрании 17.11.2017.
По условиям договора размер платы за содержание жилого помещения составляет 25 руб. (приложение к договору управления), в состав которой включена плата за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м.
Согласно пункту 8.2 постановления Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 07.11.2016 N 15 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами" территория Великого Новгорода относится к 4-ой зоне деятельности регионального оператора.
С региональным оператором - обществом с ограниченной ответственностью "Экосити" заключено соглашение об осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, на территории Новгородской области (зоны деятельности 4) от 16.03.2018 N 4.
Постановлением комитета по тарифной политике Новгородской области от 13.04.2018 N 12/1 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности 4 - общества с ограниченной ответственностью "Экосити" на 2018 год; предельные единые тарифы действуют с 01.01.2018.
Таким образом, на основании приведенных выше положений в спорный период на территории Великого Новгорода в состав платы за коммунальные услуги включается услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами и отражается в платежном документе отдельной строкой.
Комитет, исходя из того обстоятельства, что собственники помещений МКД на общем собрании 17.11.2017 приняли решение об утверждении с января 2018 года размера платы за содержание жилого помещения на 2018 год - 25 руб. (приложение к договору управления), в состав которой включена плата за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м, и при этом в материалах дела содержатся платежные квитанции, согласно которым общество выставляло собственникам с мая 2018 года по ноябрь 2019 года плату за содержание жилого помещения по МКД в размере 25 руб. за 1 кв.м, пришел к выводу о нарушении обществом подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416, части 8.1 статьи 23 Закона N 458, части 2 статьи 162 ЖК РФ и в оспариваемом предписании обязал заявителя произвести перерасчет размера платы за содержание жилого помещения за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года, исключив из указанной платы плату за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м.
Суд первой инстанции посчитал доводы комитета обоснованными.
Вместе с тем судом и комитетом не учтено следующее.
Согласно протоколу общего собрания собственников от 25.04.2018, собственниками помещений МКД принято решение о внесении изменений в договор управления от 01.01.2018 N 01/18-У в части приложения 2 (расчет тарифа на жилищные услуги).
В соответствии с внесенными с мая 2018 года изменениями общий размер тарифа не поменялся (25 руб.), в составе тарифа уменьшена стоимость технического обслуживания общего имущества с 5 руб. 30 коп. до 2 руб. 78 коп. за 1 кв.м с учетом аренды контейнера в размере 06 коп. за 1 кв.м, увеличена стоимость работ по текущему ремонту с 4 руб. 50 коп. за 1 кв.м до 7 руб. 02 коп. за 1 кв.м. Услуги по сбору и вывозу ТБО в составе тарифа с мая 2018 года отсутствуют.
Суд первой инстанции посчитал, что ввиду прямого несоответствия решения собрания собственников от 26.04.2020 императивным нормам части 7 статьи 156 ЖК РФ, согласно которым размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается на срок не менее чем один год, данное решение собрания собственников от 26.04.2020 ничтожно и не может порождать каких-либо юридически значимых последствий.
Вместе с тем в соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Порядок изменения и расторжения договора управления многоквартирным домом предусмотрен пунктом 1 статьи 310, пунктом 1 статьи 432, статьями 450 - 453 ГК РФ.
При этом, действительно значимым обстоятельством является установление периода фактического применения утвержденной собранием собственников МКД платы за содержание жилого помещения в МКД не менее одного года.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.06.2020 по делу N А44-7600/2019.
Такие обстоятельства комитетом не учтены.
Вместе с тем из имеющегося в материалах дела протокола собрания собственников помещений МКД от 18.09.2015 следует, что размер платы за содержание и текущий ремонт утвержден в размере 25 руб. с 01.10.2015 (применительно к предыдущей управляющей организации МКД).
Таким образом, в материалах дела усматривается, что фактически тариф в размере 25 руб. применялся более года до собрания собственников 26.04.2018, собранием собственников 17.11.2017 указанный тариф не был утвержден как новый, по сути, на данном собрании только принято решение о заключении договора управления с обществом с прежним тарифом.
Кроме того, как указано выше, фактический размер тарифа решением собрания собственников помещений МКД от 26.04.2018 не изменен, изменились его составляющие.
Из приведенных выше правовых норм следует, что стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным решения собрания.
На период рассмотрения настоящего дела ни приложение к договору управления (расчет тарифа) с мая 2018 года, ни решение общего собрания от 26.04.2018 в установленном законом порядке не оспорены, тогда как комитет уже исходит из вывода о превышении полномочий собственниками, принятия решения в нарушение требований законодательства и ничтожности данного решения, что не может быть признано обоснованным.
Кроме того, в данном случае необходимо учитывать, что при выставлении платежных документов за спорный период общество руководствовалось решением собрания собственников помещений МКД от 26.04.2018 и составом тарифа в размере 25 руб. в соответствии с данным решением. Как указано выше, плата за услуги по сбору и вывозу ТБО в указанном тарифе отсутствовала.
Вместе с тем комитет без учета данного обстоятельства при вынесении оспариваемого предписания возложил на общество обязанность исключить из платы за содержание жилого помещения плату за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м.
Такая буквальная формулировка оспариваемого предписания противоречит фактическим обстоятельствам настоящего дела. Доказательств предъявления обществом к оплате собственникам помещений МКД с мая 2018 по ноябрь 2019 года в составе платы за содержание жилого помещения именно платы за сбор и вывоз ТБО в размере 2 руб. 58 коп. за 1 кв.м комитетом не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, оспариваемое предписание комитета от 30.12.2019 N ЛК-1927-19 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем в соответствии с положениями части 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным. Оснований для отказа в удовлетворении требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ ввиду удовлетворения требований общества с комитета в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции в общем размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 августа 2020 года по делу N А44-2116/2020 отменить.
Признать недействительным предписание Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 30.12.2019 N ЛК-1927-19.
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Благовест" (ОГРН 1105321000025, ИНН 5321137711; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Северная, дом 2, кабинет 18) 4 500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2116/2020
Истец: ООО Управляющая компания "Благовест"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД