03 июня 2021 г. |
Дело N А56-6091/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" представителя Лопатина С.В. (доверенность от 25.12.2020),
от Управления Федерального казначейства по Ленинградской области представителя Султанмуратова Д.Ю. (доверенность от 18.12.2020),
рассмотрев 02.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А56-6091/2020,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", адрес: 188653, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, н.п. военный городок Агалатово, д. 161, ОГРН 1134700002007, ИНН 4703471025 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным вынесенного Управлением Федерального казначейства по Ленинградской области, адрес: 196066, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 63, 1, ОГРН 1037821024537, ИНН 7810458024 (далее - Управление), представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 (далее - Представление).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 07.08.2020 и постановление от 26.02.2021, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не применили подлежащую применению часть 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и не приняли во внимание представленные Фондом доказательства устранения нарушений по пунктам 1 и 2 Представления до его вынесения, кроме того, указанные пункты Представления неисполнимы. Выявленные Управлением замечания не являются бюджетными нарушениями по смыслу главы 30 БК РФ. Управление не наделено полномочиями на проведение проверки сроков выполнения работ по договорам, финансируемым из средств собственников помещений многоквартирных домов, проверки проведения конкурсов по отбору российской кредитной организации для открытия счетов специализированной некоммерческой организации, проверки собираемости взносов на капитальный ремонт. У Фонда отсутствовала обязанность по проведению в 2018 году конкурса по отбору российской кредитной организации для открытия счетов специализированной некоммерческой организации ввиду принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 355-ФЗ), в соответствии с которым договор банковского счета, заключенный до дня вступления в силу Закона N 355-ФЗ региональным оператором с российской кредитной организацией, которая соответствует требованиям части 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 355-ФЗ), действует до истечения срока действия такого договора либо до прекращения действия договора банковского счета вследствие его расторжения по соглашению сторон или вследствие одностороннего отказа от такого договора (исполнения договора) одной из сторон.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 29.07.2019 N 312 "О проведении выездной проверки" (с учетом приказов от 07.08.2019 N 319, от 30.08.2019 N 342, от 02.09.2019 N 343), в соответствии с пунктом 8 Плана контрольных мероприятий Управления на 2019 год (раздел I), в период с 01.08.2019 по 13.09.2019 Управление провело проверку использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 13.09.2019, в котором отражены выявленные нарушения.
Управление в отношении Фонда вынесло Представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Считая Представление незаконным, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о законности Представления, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В пункте 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу части 2 статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Во исполнение статьи 269.2 БК РФ и статьи 186 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092), в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
Региональным оператором по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области, созданным в соответствии со статьями 178, 179, 180 ЖК РФ, является Фонд. Учредителем Фонда, как некоммерческой организации, выступает субъект Российской Федерации - Ленинградская область в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области.
Фонд в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 180 ЖК РФ осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; производит финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Фонд обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ).
Из приведенных нормативных положений следует, что Управление наделено соответствующими полномочиями по контролю за использованием региональными операторами, как средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, так и средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ Фонд несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В силу статьи 266.1 БК РФ Фонд является объектом государственного (муниципального) финансового контроля.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ и пунктом 10 Правил N 1092, должностные лица казначейства, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право выдавать представления об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом под представлением в целях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ), понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 265, 269.2, 270.2 БК РФ, статьей 168, 176, 182, 186 ЖК РФ, статьей 182, 715 ГК РФ, Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными Постановлением N 1092, а также Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
При этом суды исходили из подтверждения допущенных Фондом нарушений, установив, что в нарушение пункта 1 статьи 182 ЖК РФ Фонд по состоянию на 01.01.2019 не обеспечил проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, включенных в Краткосрочный план реализации в 2015 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2014 N 623 (далее - Краткосрочный план 2015 года) и в Краткосрочный план реализации в 2016 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 13.11.2015 N 433 (далее - Краткосрочный план 2016 года), в объеме и в сроки, которые предусмотрены Краткосрочными планами на 2015 - 2016 годы, а именно:
- одиннадцати многоквартирных домов, проведение капитального ремонта которых предусмотрено за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах на общую сумму 27 741 350,83 руб. (в том числе 4 007 741,01 руб. по Краткосрочному плану 2015 года и 23 733 609,82 руб. по Краткосрочному плану 2016 года);
- одного многоквартирного дома, проведение капитального ремонта которого предусмотрено с учетом мер государственной поддержки, на сумму 1 000 863,62 руб. (в том числе 414 358 руб. из средств областного бюджета Ленинградской области, 200 172 руб. из бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, 386 333,62 руб. собственников помещений в МКД) по Краткосрочному плану реализации 2016 года, что повлекло нарушение пункта 7 статьи 7 Областного закона от 29.11.2013 N 82-03 "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", пункта 3.3.3 Соглашения от 21.09.2015 N 2-КР-РО/2015, пункта 3.2.2 Соглашения от 21.12.2016 N З-КР-РО/2016, выразившееся в не достижении показателей результативности использования субсидии, предоставленной на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за счет средств областного бюджета.
Краткосрочными планами на 2015 и 2016 годы установлены сроки выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, определенных соответственно 30.12.2016 и 30.12.2017.
Суды указали, что при наличии фактов систематических нарушений подрядной организацией сроков выполнения работ (качества работ и (или) технологии проведения работ), Фонд не предпринимал должным образом мер по обеспечению капитального ремонта МКД, не воспользовался своевременно правом расторжения договора в одностороннем порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением N 615, и не осуществил действия по привлечению других подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту МКД с целью обеспечить проведение капитального ремонта МКД в сроки, установленные Краткосрочными планами 2015 - 2016 годов. Фондом также не велась должным образом претензионная и исковая работа в целях понуждения недобросовестных подрядчиков к надлежащему исполнению обязательств, возникших из условий договоров на проведение капитального ремонта МКД.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Краткосрочным планом 2015 года без государственной поддержки по объекту гп. им. Морозова, ул. Мира, д. 9 (ремонт фасада) и гп. им. Морозова, ул. Первомайская, д. 5 (ремонт фасада) срок выполнения работ по договору от 23.07.2015 N 2015-16 с АО "Дирекция единого заказчика Ленинградской области" - 10.11.2015.
При этом, за нарушение срока выполнения работ по договору Фонд направлял АО "Дирекция единого заказчика Ленинградской области" претензии от 08.02.2017 N 2-17/686 и от 03.10.2017 N 10-17/11263 спустя 465 и 693 дней соответственно от срока окончания работ по договору, а также спустя 40 и 277 дней от предельного срока выполнения работ по капитальному ремонту МКД, установленному Краткосрочным планом 2015 года.
Претензии подрядчик не исполнил, при этом с иском в суд с целью защиты своих прав и законных интересов Фонд не обратился.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие просрочки исполнения обязательств, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией, на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 405, пункта 2 статьи 715 ГК РФ Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление от 25.01.2018 N 1-18/732 - спустя 807 дней от даты окончания работ по названному договору.
Впоследствии Фонд заключил договор от 26.06.2018 N 2015-16-1 с ООО "Нева-Инжиниринг" со сроком выполнения работ не позднее 03.09.2018.
В связи с нарушением срока выполнения Фонд 14.02.2019 расторг данный договор, то есть по истечение 233 дней с даты его заключения; на 16.08.2019 претензионная и исковая работа в целях понуждения подрядчика к надлежащему исполнению обязательств Фондом не велась.
Таким образом, Фондом не было обеспечено выполнение работ по капитальному ремонту по вышеуказанным адресам в сроки, установленные Краткосрочным планом 2015 года.
Управлением также установлено, что в соответствии с Краткосрочным планом 2016 года без государственной поддержки по объектам:
- по адресу: пос. Новоселье, д. 15 (ремонт крыши) и с. Копорье, д. 18 (ремонт крыши) срок выполнения работ по договору от 07.07.2017 N 2017-16, заключенному с ООО "СМУ-31", установлен - 07.11.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению данного договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, некачественного выполнения работ подрядной организацией, на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление от 24.11.2017 N 11-17/3649.
Направленная Фондом претензия от 14.11.2017 N 14-17/13094 об уплате неустойки за нарушение срока выполнения работ, подрядчиком не исполнена. С исковым заявлением к ООО "СМУ-31" о взыскании денежных средств по названному договору Фонд обратился только в декабре 2018 года, по истечение года после одностороннего отказа от исполнения договора.
После расторжения в 2017 году договора Фонд не принимал мер по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: пос. Новоселье, д. 15 и с. Копорье, д. 18 путем заключения нового договора на проведение работ по капитальному ремонту МКД.
Таким образом, в сроки, установленные Краткосрочным планом 2016 года, Фондом не было обеспечено выполнение работ по капитальному ремонту по вышеуказанным адресам.
- по адресу: дер. Гостилицы, ул. Школьная, д. 12 (ремонт крыши) срок выполнения работ по договору от 07.07.2017 N 2017-16, заключенному с ООО "СМУ-31" установлен по 07.11.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, некачественного выполнения работ подрядчиком на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление от 24.11.2017 N 11-17/3649.
Направленная Фондом претензия от 14.11.2017 N 14-17/13094 об уплате неустойки за нарушение срока выполнения работ подрядчиком не исполнена; на 16.08.2019 претензионная и исковая работа в целях понуждения подрядчика к надлежащему исполнению обязательств Фондом не велась.
После расторжения данного договора Фонд заключил договор от 01.12.2017 N 2016-29 с ООО "Альфабалтстрой СК" со сроком выполнения работ - 25.01.2018. В возражениях от 20.09.2019 N И7848/2019 Фонд указывает о выполнении работ в полном объеме 25.01.2018.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что капитальный ремонт крыши МКД по адресу: дер. Гостиницы, ул. Школьная, д. 12 выполнен только в 2019 году, что следует из акта приемки выполненных работ от 25.01.2018 N 2016-29/1, содержащего отметку о приемке начальником управления контроля качества производства работ Фонда от 25.02.2019.
- по адресам: пос. Оредеж, ул. Ленина, д. 10 (ремонт крыши) и г. Луга, пр. Кирова, д. 95 (ремонт крыши) срок выполнения работ по заключенному с ООО "СМУ-31" договору от 05.07.2017 N 2017-13 установлен по 29.10.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление от 16.11.2017 N 11-17/13183; на 16.08.2019 в адрес подрядчика направлены предупреждение от 03.10.2017 N 10-17/11264 об ответственности за нарушение сроков выполнения работ по договору, претензия от 14.11.2017 N 11-17/13093 о взыскании пеней за нарушение сроков выполнения работ; указанные претензии подрядчиком не исполнены.
После расторжения договора Фонд принял меры по обеспечению капитального ремонта путем проведения 09.04.2019 нового аукциона, по результатам которого с ООО "Викинг Недвижимость" заключен договор от 28.05.2019 N 2015/2016/2019-41, срок выполнения работ по которому 22.10.2019.
Таким образом, меры по обеспечению капитального ремонта МКД Фондом приняты спустя 465 дней от предельного срока, установленного в Краткосрочном плане 2016 года.
- по адресам: г. Тихвин, мкр. 1, д. 18 (ремонт фасада, ремонт подвальных помещений), г. Тихвин, мкр. 3, д. 41а (ремонт крыши), г. Тихвин, мкр. 4, д. 10 (ремонт крыши) срок выполнения работ заключенному с ООО "ГК Строй-Эксперт" договору от 05.07.2017 N 2017-15 установлен по 16.11.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, вызванного некачественным выполнением подрядной организацией работ, на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление от 03.05.2018 N 5-18/5535, спустя 168 дней от срока окончания работ по названному договору; по состоянию на 16.08.2019 претензионная и исковая работа в целях понуждения подрядчика к надлежащему исполнению обязательств, возникших из условий договора, Фондом не велась.
После расторжения договора Фондом проведен 28.08.2018 аукцион и 12.10.2018 с ООО "ПКФ" заключен договор N 2017-15-1.
- по адресу: г. Подпорожье, пр. Ленина, д. 14А (НИР) срок выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД по заключенному с ООО "Мегаполис" договору от 30.08.2016 N 2016-8 по 28.10.2016.
В связи с нарушением сроков выполнения работ по данному договору Фонд в адрес ООО "Мегаполис" было направлено уведомление о расторжении договора от 09.09.2019 N И-7553/2019 (таким образом, уведомление было направлено спустя почти 3 года после истечения срока выполнения работ по договору от 30.08.2016 N 2016-8 и уже после начала проведения Управлением проверки).
Таким образом, Фонд не обеспечил надлежащий контроль за сроками выполнения работ по договору от 30.08.2016 N 2016-8 и за соответствием разрабатываемой проектно-сметной документации техническому заданию.
В этой связи суды пришли к выводу, что в нарушение пункта 1 статьи 182 ЖК РФ, по состоянию на 01.01.2019 (учитывая, что проверка проводилась за 2018 год), Фонд не обеспечил проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, включенных в Краткосрочные планы 2015 и 2016 годов.
Доводы подателя жалобы об устранении указанных в Представлении нарушений до его вынесения были рассмотрены судами обеих инстанций с учетом того, что устранение части нарушений в 2019 году не свидетельствует об отсутствии (устранении) нарушений в проверяемом периоде 2018 года.
Согласно пункту 2 Представления в нарушение части 3 статьи 180 ЖК РФ с учетом информации, размещенной на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети "Интернет" по состоянию на 01.04.2018, 01.07.2018, 01.10.2018, 01.01.2019, 01.04.2019, 01.07.2019, кредитные организации, в которых Фондом открыты специальные счета, не соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ, пунктом 7 Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 454 (далее - Положение N 454).
В соответствии с частью 2 статьи 176 ЖК РФ специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
В силу части 2.1 статьи 176 ЖК РФ владелец специального счета обязан осуществлять контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2018 N 497 "Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором" специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным пунктом 7 Положения N 454.
Судами обеих инстанций установлено, что открытые Фондом в ПАО "Банк Санкт-Петербург" 15 счетов для поступления взносов на капитальный ремонт по решениям собственников помещений в многоквартирном доме перестали соответствовать требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ и пункта 7 Положения N 454. При этом Фонд (владелец специального счета) в нарушение части 2.1 статьи ЖК РФ своевременно не уведомил должным образом собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также не инициировал проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 176 ЖК РФ. Из материалов дела следует, что соответствующие уведомления собственников помещений в МКД были направлены Фондом после выявления нарушения и составления 13.09.2019 акта проверки. Доказательства того, что на момент вынесения Представления указанные документы были представлены в Управление, заявителем не представлены, в возражениях от 20.09.2019 N И-7848/2019 на акт проверки данные документы не поименованы.
Судами также установлено, что счета регионального оператора в АО "АБ "Россия", в том числе специальный счет N 40703810900000060236, открытый 07.05.2018 (т.е. после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ), открыты Фондом с нарушениями Положения N 454 - без проведения конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов, который Фондом в 2018 году не проведен.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно отклонили доводы Фонда.
Согласно пункту 3 Представления в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 172 ЖК РФ, Фондом в 2018 году допущено искажение показателей данных отчета по итогам деятельности Фонда за 4 квартал 2018 года в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 172 ЖК РФ на сумму 96 287 000 руб., вследствие неправомерного отражения по строке 26 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Собрано средств по взносам на капитальный ремонт с начала отчетного периода" раздела II "Сведения о собираемости средств собственников" остатков взносов собственников помещений в МКД, значащихся по состоянию на 01.01.2018 в сумме 96 287 000 руб., что привело к завышению показателя по строке 32 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Уровень собираемости средств собственников с начало отчетного периода" раздела II "Сведения о собираемости средств собственников" сведений на 5,55%.
Управлением в ходе проверки достоверности данных, отраженных в Сведениях по итогам деятельности Фонда в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 172 ЖК РФ (далее - Сведения), направленных в Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области сопроводительным письмом от 19.12.2018 N гжило-02-6669, установлено несоответствие значений, значащихся в Сведениях по отношению к значениям, отраженным в бухгалтерском учете по счету 55 "Специальные счета в банках" субсчету 55.04. "Прочие специальные счета" за 2018 год.
Как отметили суды, в Сведениях в строке 26 указано о сборе средств в размере 1 688 600 000 руб., что на 96 287 000 руб. больше указанных в бухгалтерской отчетности - 1 592 316 000 руб.
Неправомерное отражение 96 287 000 руб. остатков взносов собственников помещений в МКД, значащихся по состоянию на 01.01.2018, привело к завышению показателя "Уровень собираемости средств собственников с начала отчетного периода" на 5,55% (95,56% - 90,01%).
Наличие указанных нарушений Фондом не опровергнуто, доказательств устранения данного нарушения на момент вынесения Представления заявителем не представлено.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у Управления полномочий по проведению проверок сроков выполнения работ по договорам, финансируемым из средств собственников помещений многоквартирных домов, проведения конкурсов по отбору российской кредитной организации для открытия счетов специализированной некоммерческой организации, а также собираемости взносов на капитальный ремонт рассмотрены судами обеих инстанций и признаны несостоятельными.
При этом апелляционный суд обоснованно указал, что оспариваемое Представление выдано Управлением не в связи с выявленными бюджетными правонарушениями, а в пределах полномочий Управления, предоставленных частью 2 статьи 186 ЖК РФ и пунктом 70 Правил N 1092 при осуществлении Федеральным казначейством (его территориальным органом) контроля за деятельностью регионального оператора, которым в данном случает выступил Фонд.
Податель жалобы также считает оспариваемое Представление неисполнимым, поскольку в нем не указан конкретный механизм устранения выявленных нарушений.
Вместе с тем, Фонд неоднократно указывал на устранение части названных нарушений, доказательств невозможности устранения иных нарушений, указанных в Представлении, заявитель не представил. Иного из материалов дела не следует и судами не установлено.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемое Представление соответствующим действующему законодательству и не нарушающим прав и законных интересов Фонда в сфере экономической деятельности.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А56-6091/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.