Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2021 г. N Ф07-4479/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А56-6091/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В., Вардиковой В.А.
при участии:
от заявителя: предст. Лопатин С.В. - доверенность от 11.07.2019 (до перерыва)
от заинтересованного лица: предст. Султанмуратов Д.Ю. - доверенность от 29.05.2020 (до перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25837/2020) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 по делу N А56-6091/2020 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к Управлению Федерального казначейства по Ленинградской области
об оспаривании представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ленинградской области (далее - Управление) от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001.
Решением суда от 07.08.2020 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда первой инстанции от 07.08.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, а также нарушение норм материального и процессуального права. Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в решении суда отсутствует мотивировочная часть в полном объеме. Податель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции не применил подлежащую применению норму части 5 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не принял во внимание, что Фондом были представлены доказательства устранения нарушений по пунктам 1 и 2 представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 до вынесения указанного представления. Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводу Фонда о том, что в 2018 году Фонд не обязан был проводить конкурс по отбору российской кредитной организации для открытия счетов специализированной некоммерческой организации ввиду принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 355-ФЗ) в соответствии с которым договор банковского счета, заключенный до дня вступления в силу Закона N 355-ФЗ региональным оператором с российской кредитной организацией, которая соответствует требованиям части 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 355-ФЗ), действует до истечения срока действия такого договора либо до прекращения действия договора банковского счета вследствие его расторжения по соглашению сторон или вследствие одностороннего отказа от такого договора (исполнения договора) одной из сторон. Податель жалобы также указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценки доводам заявителя о неисполнимости оспариваемого представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001, в котором не указаны действия, которые необходимо совершить Фонду в целях исполнения представления. Податель жалобы также ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Фонда о том, что выявленные Управлением замечания не являются бюджетными нарушениями по смыслу главы 30 БК РФ, а также доводам Фонда об отсутствии у Управления полномочий на проведении проверки сроков выполнения работ по договорам, финансируемым из средств собственников помещений многоквартирных домов, проверки проведения конкурсов по отбору российской кредитной организации для открытия счетов специализированной некоммерческой организации, проверки собираемости взносов на капитальный ремонт.
В судебном заседании 15.12.2020 представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании 15.12.2020 был объявлен перерыв до 11 час. 40 мин. 22.12.2020, после перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 29.07.2019 N 312 "О проведении выездной проверки" (с учетом приказов от 07.08.2019 N 319, от 30.08.2019 N 342, от 02.09.2019 N 343), в соответствии с пунктом 8 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Ленинградской области на 2019 год (раздел I) Управлением в период с 01.08.2019 по 13.09.2019 проведена проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 13.09.2019, в котором отражены выявленные нарушения, а также вынесено представление от 06.11.2019 N 45-09-05/18-4001 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным представлением Управления от 06.11.2019 N 45-09-05/18-4001, Фонд обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда и отмены решения суда первой инстанции от 07.08.2020 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 186 ЖК РФ контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
2) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) указанных специализированных некоммерческих организаций (далее - Правила N 1092).
Правила N 1092 определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (далее - деятельность по контролю), во исполнение статьи 186 ЖК РФ.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Правил N 1092 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого представления) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
Таким образом, вопреки доводам Фонда, из приведенных нормативных положений следует, что Управление наделено соответствующими полномочиями по контролю за использованием региональными операторами, как средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, так и средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 1092 при осуществлении деятельности по контролю Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Под представлением в целях настоящих Правил понимается документ Федерального казначейства (его территориального органа), направляемый региональному оператору и содержащий информацию о выявленных в деятельности регионального оператора нарушениях законодательства Российской Федерации и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно пункту 1 представления от 06.11.2019 N 45-09-05/18-4001 в нарушение пункта 1 статьи 182 ЖК РФ Фондом по состоянию на 01.01.2019 не обеспечено проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД), собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, включенных в Краткосрочный план реализации в 2015 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2014 N 623 (далее - Краткосрочный план 2015 года) и в Краткосрочный план реализации в 2016 году Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 13.11.2015 N 433 (далее - Краткосрочный план 2016 года), в объеме и в сроки, которые предусмотрены Краткосрочным планом 2015 года и Краткосрочным планом 2016 года, а именно:
- 11 многоквартирных домов, проведение капитального ремонта которых предусмотрено за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах на общую сумму 27 741 350,83 руб. (из них: 4 007 741,01 руб. по Краткосрочному плану 2015 года; 23 733 609,82 руб. по Краткосрочному плану 2016 года);
- 1 многоквартирного дома, проведение капитального ремонта которого предусмотрено с учетом мер государственной поддержки, на сумму 1 000 863,62 руб. (414 358 00 руб. - средства областного бюджета Ленинградской области; 200 172,00 руб. - средства бюджетов муниципальных образований Ленинградской области; 386 333,62 рубля - средства собственников помещений в многоквартирных домах) по Краткосрочному плану реализации 2016 года, что повлекло нарушение пункта 7 статьи 7 Областного закона от 29.11.2013 N 82-03 "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", пункта 3.3.3 Соглашения от 21.09.2015 N 2-КР-РО/2015, пункта 3.2.2 Соглашения от 21.12.2016 N З-КР-РО/2016, выразившееся в не достижении показателей результативности использования субсидии, предоставленной на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за счет средств областного бюджета.
В силу части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
- обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (пункт 2);
- привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (пункт 3);
- контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (пункт 4);
- осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Краткосрочным планом 2015 года и Краткосрочным планом 2016 года установлены предельные сроки выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а именно:
Краткосрочным планом 2015 года - 30 декабря 2016 года;
Краткосрочным планом 2016 года - 30 декабря 2017 года.
В соответствии со статьей 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность (пункт 1); если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2); если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).
Согласно пункту 226 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615) заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в следующих случаях:
а) систематическое (2 раза и более) нарушение подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ;
б) задержка подрядной организацией начала оказания услуг и (или) выполнения работ более чем на 5 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика или собственников помещений в многоквартирном доме;
в) неоднократное (2 раза и более в течение одного календарного месяца) несоблюдение (отступление от требований, предусмотренных договором о проведении капитального ремонта, проектной документацией, стандартами, нормами и правилами, а также иными действующими нормативными правовыми актами) подрядной организацией требований к качеству услуги (или) работ и (или) технологии проведения работ;
г) неоднократное (2 раза и более в течение одного календарного месяца) использование некачественных материалов, изделий и конструкций, выявленных заказчиком в соответствии с условиями договора о проведении капитального ремонта; е) нарушение подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 229 Положения N 615 в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчик вправе заключить договор о проведении капитального ремонта с участником электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер.
Как установлено Управлением в ходе проверки и судом первой инстанции, в нарушение вышеприведенных нормативных положений Фондом не приняты должным образом меры по обеспечению капитального ремонта МКД, так как при наличии фактов систематических нарушений подрядной организацией сроков выполнения работ (качества работ и (или) технологии проведения работ), Фонд не воспользовался своевременно правом расторжения договора в одностороннем порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением N 615, и не осуществил действия по привлечению других подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту МКД с целью обеспечить проведение капитального ремонта МКД в сроки, установленные Краткосрочным планом 2015 года и Краткосрочным планом 2016 года. Фондом также не велась должным образом претензионная и исковая работа в целях понуждения недобросовестных подрядчиков к надлежащему исполнению обязательств, возникших из условий договоров на проведение капитального ремонта МКД.
1) Управлением в ходе проверки установлено, что в соответствии с Краткосрочным планом 2015 года без государственной поддержки по объект гп. им. Морозова, ул. Мира, д.9 (ремонт фасада) и гп. им. Морозова, ул. Первомайская, д.5 (ремонт фасада) срок выполнения работ по договору N 2015-16 от 23.07.2015 с АО "Дирекция единого заказчика Ленинградской области" - 10.11.2015.
При этом, Фондом направлены АО "Дирекция единого заказчика Ленинградской области" претензии за нарушение срока выполнения работ по договору: от 08.02.2017 N 2-17/686 и от 03.10.2017 N 10-17/11263 спустя 465 дней и 693 дней от установленного срока окончания работ по договору N 2015-16 от 23.07.2015, а также спустя 40 дней и 277 дней от установленного предельного срока выполнения работ по капитальному ремонту МКД, установленному Краткосрочным планом 2015 года.
Вышеуказанные претензии подрядчиком не удовлетворены, при этом с иском в суд с целью защиты своих прав и законных интересов Фонд не обращался.
В связи с утратой интереса к исполнению договора N 2015-16 от 23.07.2015, вследствие просрочки исполнения обязательств по договору, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 405, пункта 2 статьи 715 ГК РФ Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление от 25.01.2018 N 1-18/732 (т.е. только спустя 807 дней от установленной даты окончания работ по договору N 2015-16 от 23.07.2015).
Впоследствии Фондом был заключен договор N 2015-16-1 от 26.06.2018 с ООО "Нева-Инжиниринг", срок выполнения работ по договору установлен - не позднее 03.09.2018. В связи с нарушением срока выполнения договор N 2015-16-1 от 26.06.2018 был расторгнут Фондом 14.02.2019 (т.е. только спустя 233 дней с даты заключения договора). При этом, как установлено Управлением по состоянию на 16.08.2019 претензионная и исковая работа в целях понуждения ООО "Нева-Инжиниринг" к надлежащему исполнению обязательств, возникших из условий договора N 2015-16-1 от 26.06.2018, Фондом не велась.
Таким образом, в сроки, установленные Краткосрочным планом 2015 года, Фондом не было обеспечено выполнение работ по капитальному ремонту по вышеуказанным адресам.
Управлением также установлено, что в соответствии с Краткосрочным планом 2016 года без государственной поддержки по объектам:
1) пос. Новоселье, д.15 (ремонт крыши) и с. Копорье, д.18 (ремонт крыши) срок выполнения работ по договору N 2017-16 от 07.07.2017, заключенному с ООО "СМУ-31", установлен - 07.11.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора N 2017-16 от 07.07.2017, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление N 11-17/3649 от 24.11.2017.
Фондом направлена претензия от 14.11.2017 N 14-17/13094 (неустойка за нарушение срока выполнения работ), указанная претензия подрядчиком не исполнена. При этом с исковым заявлением к ООО "СМУ-31" о взыскании денежных средств по договору N 2017-16 от 07.07.2017 Фонд обратился только в декабре 2018 года (то есть спустя более года после одностороннего отказа от исполнения договора N 2017-16 от 07.07.2017)
При этом, после расторжения в 2017 году договора N 2017-16 от 07.07.2017 Фондом не приняты меры по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов по адресам: пос. Новоселье, д. 15 и с. Копорье, д.18 путем заключения нового договора на проведение работ по капитальному ремонту МКД.
Таким образом, в сроки, установленные Краткосрочным планом 2016 года, Фондом не было обеспечено выполнение работ по капитальному ремонту по вышеуказанным адресам.
2) по адресу: дер. Гостилицы, ул. Школьная, д.12 (ремонт крыши) срок выполнения работ по договору N 2017-16 от 07.07.2017, заключенному с ООО "СМУ-31" установлен - 07.11.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление N 11-17/3649 от 24.11.2017.
Фондом направлена претензия от 14.11.2017 N 14-17/13094 (неустойка за нарушение срока выполнения работ); претензия подрядчиком не удовлетворена. При этом, согласно представленному Реестру претензий, предъявленных Фондом за 2016-2019 годы по состоянию на 16.08.2019 исковое заявление о понуждении недобросовестного подрядчика к надлежащему исполнению обязательств, возникших из условий договора N 2017-16 от 07.07.2017, Фондом не направлялось.
После расторжения договора N 2017-16 от 07.07.2017 Фондом в соответствии с подпунктом б) пункта 193 Положения N 615 был заключен договор N 2016-29 от 01.12.2017 с ООО "Альфабалтстрой СК", срок выполнения работ по данному договору установлен - 25.01.2018.
Согласно пояснениям Фонда, отраженным в возражениях от 20.09.2019 N И7848/2019, работы были выполнены в полном объеме 25.01.2018.
Вместе с тем, как установлено Управлением и следует из материалов дела, капитальный ремонт крыши МКД по адресу: дер. Гостиницы, ул. Школьная, д.12 выполнен только в 2019 году, что следует из акта приемки выполненных работ от 25.01.2018 N 2016-29/1, содержащего отметку о приемке начальником управления контроля качества производства работ Фонда НО "Фонд капитального ремонта Ленинградской области" от 25.02.2019 (том 1 л.д.145-149).
3) по адресам: пос. Оредеж, ул. Ленина, д.10 (ремонт крыши) и г. Луга, пр. Кирова, д.95 (ремонт крыши) срок выполнения работ по договору N 2017-13 от 05.07.2017, заключенному с ООО "СМУ-31" установлен - 29.10.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление N 11-17/13183 от 16.11.2017.
Согласно представленному Реестру претензий, предъявленных Фондом за 2016-2019 годы по состоянию на 16.08.2019 в адрес подрядчика направлены: предупреждение 10-17/11264 от 03.10.2017 об ответственности за нарушение сроков выполнения работ по договору от 05.07.2017 N 2017-13; претензия 11-17/13093 от 14.11.2017 о взыскании пени за нарушение сроков выполнения работ по договору от 05.07.2017 N 2017-13; указанные претензии подрядчиком не исполнены.
После расторжения договора N 2017-13 от 05.07.2017 Фондом приняты меры по обеспечению капитального ремонта путем проведения 09.04.2019 нового аукциона, по результатам которого заключен договор от 28.05.2019 N2015/2016/2019-41 с ООО "Викинг Недвижимость", срок выполнения работ по договору - 22.10.2019.
Таким образом, Фондом приняты меры по обеспечению капитального ремонта МКД по вышеуказанным адресам путем проведения нового аукциона, только спустя 465 дней от установленного предельного срока проведения региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов в Краткосрочном плане 2016 года.
4) по адресам: г. Тихвин, мкр. 1, д.18 (ремонт фасада, ремонт подвальных помещений), г. Тихвин, мкр. 3, д.41а (ремонт крыши), г. Тихвин, мкр. 4, д.10 (ремонт крыши) срок выполнения работ по договору N 2017-15 от 05.07.2017, заключенному с ООО "ГК Строй-Эксперт" - 16.11.2017.
В связи с утратой интереса к исполнению договора, вследствие существенного нарушения сроков выполнения работ, а также некачественного выполнения работ подрядной организацией на основании пункта 11.2 договора, пункта 2 статьи 715 ГК РФ, подпунктов а) е) Положения N 615 Фонд в одностороннем порядке отказался от исполнения указанного договора, направив подрядчику уведомление N 5-18/5535 от 03.05.2018 (т.е. только спустя 168 дней от установленного срока окончания работ по договору N 2017-15 от 05.07.2017).
При этом, согласно представленному Реестру претензий, предъявленных Фондом за 2016-2019 годы по состоянию на 16.08.2019 претензионная и исковая работа в целях понуждения недобросовестного подрядчика к надлежащему исполнению обязательств, возникших из условий договора N 5-18/5535 от 03.05.2018, Фондом не велась.
После расторжения договора Фондом проведен 28.08.2018 аукцион и 12.10.2018 заключен договор N 2017-15-1 с ООО "ПКФ".
5) по адресу: г. Подпорожье, пр. Ленина, д.14А (НИР) срок выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества МКД по договору N 2016-8 от 30.08.2016, заключенному с ООО "Мегаполис - 28.10.2016.
В связи с нарушением сроков выполнения работ по договору N 2016-8 от 30.08.2016 Фондом в адрес ООО "Мегаполис" было направлено уведомление о расторжении договора от 09.09.2019 N И-7553/2019 (таким образом, уведомление было направлено спустя почти 3 года после истечения срока выполнения работ по договору N 2016-8 от 30.08.2016 и уже после начала проведения Управлением проверки).
Таким образом, вопреки доводам заявителя Фондом не обеспечен надлежащий контроль за сроками выполнения работ по договору N 2016-8 от 30.08.2016 и за соответствием разрабатываемой проектно-сметной документации техническому заданию, что повлекло нарушение пункта 4 части 2 статьи 182 ГК РФ.
На основании изложенного Управление пришло к обоснованному выводу о том, что Фондом в нарушение пункта 1 статьи 182 ЖК РФ по состоянию на 01.01.2019 (учитывая, что проверка проводилась за 2018 год) не обеспечено проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, включенных в Краткосрочный план 2015 года и Краткосрочный план 2016 года.
Доводы подателя жалобы о том, что на момент вынесения представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 нарушения, указанные в пункте 1 представления, были уже устранены (работы по капитальному ремонту выполнены) отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2018 году.
Таким образом, установив факт необеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, включенных в Краткосрочный план 2015 года и Краткосрочный план 2016 года, по состоянию на 01.01.2019, Управление правомерно отразило данные нарушения в представлении от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001. Устранение части нарушений в 2019 году (завершение ремонта по части объектов) не свидетельствует об отсутствии (устранении) нарушений в проверяемом периоде 2018 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Фонда в части признания недействительным пункта 1 представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001.
Согласно пункту 2 представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 в нарушение части 3 статьи 180 ЖК РФ с учетом информации, размещенной на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети "Интернет" по состоянию на 01.04.2018, 01.07.2018, 01.10.2018, 01.01.2019, 01.04.2019, 01.07.2019, кредитные организации, в которых Фондом открыты специальные счета, не соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ, пунктом 7 Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 454 (далее - Положение N454), а именно:
- ПАО "Банк Санкт-Петербург", в котором Фондом открыты 15 счетов для поступления взносов на капитальный ремонт по решениям собственников помещений в многоквартирном доме, при этом Фонд (владелец специального счета) не уведомил должным образом собственников помещений в многоквартирном доме, а именно в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также не инициировал проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 176 ЖК РФ;
- АО "АБ "Россия", в которой Фондом открыты счета регионального оператора (7 счетов), при этом, в нарушение Положения N 454 конкурс по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в 2018 году Фондом не проведен.
В соответствии с частью 3 статьи 180 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 180 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ) региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, а также требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 180 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ) региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 176 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 20.12.2017) специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Согласно части 2 статьи 176 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 20.12.2017 N 399-ФЗ) специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2018 N 497 "Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором" специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным пунктом 7 Положения N 454.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 176 ЖК РФ владелец специального счета обязан осуществлять контроль за соответствием российской кредитной организации требованиям, установленным частью 2 статьи 176 ЖК РФ. В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны принять такое решение в течение двух месяцев с момента их уведомления. Владелец специального счета, за исключением случаев, если он является инициатором проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в обязательном порядке уведомляется о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором планируется рассмотреть вопрос о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, и вправе участвовать в таком собрании. Копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, в течение трех календарных дней со дня проведения общего собрания, но не позднее двух месяцев со дня уведомления собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, направляется владельцу специального счета лицом, инициировавшим проведение такого общего собрания. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе иной российской кредитной организации в установленный срок, а также в случае неполучения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью, владелец специального счета самостоятельно определяет российскую кредитную организацию и в течение пятнадцати дней открывает специальный счет с уведомлением собственников помещений в многоквартирном доме, органов государственного жилищного надзора об открытии нового специального счета, в том числе в электронной форме с использованием системы.
В силу положений части 2 статьи 15 Областного закона от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", счета регионального оператора, на которых аккумулируются средства фонда капитального ремонта, могут быть открыты только в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и осуществляющих свою деятельность на территории Ленинградской области.
С учетом вышеизложенного, как правомерно указал суд первой инстанции, Фонду необходимо принять меры по организации конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также принять меры по уведомлению должным образом собственников помещений в многоквартирном доме, а именно в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 176 ЖК РФ (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о выборе иной российской кредитной организации в установленный срок), или самостоятельно определить российскую кредитную организацию (в случае неполучения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного в связи с необходимостью принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному статьей 176 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае, Управлением установлено, что открытые Фондом в ПАО "Банк Санкт-Петербург" 15 счетов для поступления взносов на капитальный ремонт по решениям собственников помещений в многоквартирном доме перестали соответствовать требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ и пункта 7 Положения N 454. При этом Фонд (владелец специального счета) в нарушение части 2.1 статьи ЖК РФ своевременно не уведомил должным образом собственников помещений в многоквартирном доме, а именно в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также не инициировал проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 176 ЖК РФ. Из материалов дела следует, что соответствующие уведомления в адрес собственников помещений в МКД были направлены Фондом уже после выявления нарушения и составления 13.09.2019 акта проверки, при этом доказательства того, что на момент вынесения представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 указанные документы были представлены в Управление, заявителем не представлены (возражениях от 20.09.2019 N И-7848/2019 на акт проверки данные документы не поименованы), в связи с чем оснований для применения части 5 статьи 270.2 БК РФ у Управления не имелось.
Кроме того, Управлением установлено, что в АО "АБ "Россия" Фондом открыты счета регионального оператора, в том числе специальный счет N 40703810900000060236, открытый 07.05.2018 (т.е. после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 355-ФЗ) в рамках реализации Краткосрочного плана реализации в 2018-2019 годах Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы с учетом мер государственной поддержки, при этом, в нарушение Положения N 454 конкурс по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в 2018 году Фондом не проведен.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Фонда в части признания недействительным пункта 2 представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001.
3) Согласно пункту 3 представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статьи 172 ЖК РФ, Фондом в 2018 году допущено искажение показателей данных отчета по итогам деятельности Фонда за 4 квартал 2018 года "Сведения по итогам деятельности НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" в соответствии с пунктами 1-4 статьи 172 ЖК РФ" на сумму 96,287 млн. рублей, вследствие неправомерного отражения по строке 26 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Собрано средств по взносам на капитальный ремонт с начала отчетного периода" раздела II "Сведения о собираемости средств собственников" остатков взносов собственников помещений в МКД, значащихся по состоянию на 01.01.2018, в сумме 96,287 млн. рублей, что привело к завышению показателя по строке 32 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Уровень собираемости средств собственников с начало отчетного периода" раздела II "Сведения о собираемости средств собственников" Сведений на 5,55%.
Управлением в ходе проверки достоверности данных, отраженных в Сведениях по итогам деятельности НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" в соответствии с пунктами 1-4 статьи 172 ЖК РФ (далее - Сведения), направленных в Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области сопроводительным письмом от 19.12.2018 N гжило-02- 6669, установлено несоответствие значений, значащихся в Сведениях по отношению к значениям, отраженным в бухгалтерском учете по счету 55 "Специальные счета в банках" субсчету 55.04. "Прочие специальные счета" за 2018 год, вследствие неправомерного отражения в Сведениях остатков взносов собственников помещений в МКД по состоянию на 01.01.2018, в сумме 96,287 млн. рублей, а именно:
- по строке 26 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Собрано средств по взносам на капитальный ремонт с начала отчетного периода" раздела II "Сведения о собираемости средств собственников" Сведений по итогам деятельности НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", значится сумма собранных средств, в сумме 1 688,60 млн. рублей, при этом согласно данным бухгалтерского учета значится поступление взносов, в сумме 1592,316 млн. рублей, или на 96,287 млн. рублей меньше, по отношению к данным, отраженным в Сведениях.
Неправомерное отражение по строке 26 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Собрано средств по взносам на капитальный ремонт с начала отчетного периода" раздела П "Сведения о собираемости средств собственников" Сведений по итогам деятельности НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" остатков взносов собственников помещений в МКД, значащихся по состоянию на 01.01.2018, в сумме 96,287 млн. рублей, привело к завышению показателя "Уровень собираемости средств собственников с начала отчетного периода" на 5,55% (95,56% - 90,01%).
Так, по строке 32 "В том числе по счетам регионального оператора" подраздела "Уровень собираемости средств собственников с начало отчетного периода" раздела II "Сведения о собираемости средств собственников" Сведений по итогам деятельности НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" значится значение уровня собираемости средств собственников с начала отчетного периода по данным Сведений за 4 квартал 2018 года - 95,56% (1688,60/1766,99), при этом, фактическое значение уровня собираемости средств собственников с начала отчетного периода составило 90,01% (1 592,32/1 766,99), что на 5,55% меньше по отношению к значению, отраженному в Сведениях.
Наличие указанных нарушений Фондом не опровергнуто, доказательства того, что на момент вынесения оспариваемого представления Управлению были представлены доказательства устранения данного нарушения, заявителем не представлены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Фонда в части признания недействительным пункта 3 представления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001.
Вопреки доводам подателя жалобы оспариваемое представление от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 выдано Управлением не в связи с выявленными бюджетными правонарушениями, а в пределах полномочий Управления, предоставленных частью 2 статьи 186 ЖК РФ и пунктом 70 Правил N 1092 при осуществлении Федеральным казначейством (его территориальным органом) контроля за деятельностью регионального оператора.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое представление Управления от 06.11.2019 N 45-09.05/18-4001 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Фонд не предусмотренных законом обязанностей, вынесено при наличии достаточных оснований, отвечает требованию правовой определенности и критериям исполнимости, в связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания указанного представления недействительным не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 07.08.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Фонда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Фондом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 02.09.2020 N 17411) подлежит возврату Фонду из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 августа 2020 года по делу N А56-6091/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" - без удовлетворения.
Возвратить некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 02.09.2020 N 17411.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.