02 июня 2021 г. |
Дело N А21-8690/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от муниципального казенного предприятия "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград" Двоенко С.С. (доверенность от 25.11.2020 N 2689),
рассмотрев 31.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по делу N А21-8690/2020,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное предприятие "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград", адрес: 236039, Калининград, Киевская ул., д. 17, ОГРН 1033904500332, ИНН 3903006520 (далее - МКП "Калининград-ГорТранс", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - УФАС, Управление), от 19.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/19.5-805/2020 о привлечении к административной ответственности по части 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.11.2020 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.02.2021 отменил решение суда первой инстанции, поскольку пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения и возможности снизить размер назначенного Предприятию наказания в виде административного штрафа.
Не соглашаясь с постановлением апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.11.2020.
В обоснование доводов жалобы Предприятие, ссылаясь на выполнение требований предписания от 11.06.2020 N 72-Т/2020, указывает на отсутствие события административного правонарушения.
Представитель МКП "Калининград-ГорТранс" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей антимонопольного органа, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 039/07/18.1-507/2020 Управление вынесло решение от 08.06.2020, которым признало в действиях МКП "Калининград-ГорТранс" при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме нарушение части 1, части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
На основании указанного решения Управление выдало Предприятию обязательное для исполнения предписание от 11.06.2020 N 72-Т/2020 о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МКП "Калининград-ГорТранс", утвержденного приказом Предприятия от 04.12.2018 N 2867, путем отмены протокола, содержащего отказ от заключения договора с победителем открытого конкурса в электронной форме от 19.05.2020, направить в адрес ООО "Азов" для заключения договор оказания возмездных услуг, составленного в соответствии с условиями Документации открытого конкурса и условиями, предложенными в заявке ООО "Азов" на участие в конкурсе. В срок до 20.06.2020 Предприятию необходимо было представить в Управление подтверждение исполнения предписания.
В связи с тем, что МКП "Калининград-ГорТранс" в установленный срок не исполнило предписание УФАС от 11.06.2020 N 72-Т/2020, Управление 17.08.2020 составило в отношении Предприятия протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 20.08.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/19.5-805/2020 МКП "Калининград-ГорТранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем заявление Предприятия удовлетворил.
Апелляционный суд, установив ненадлежащее исполнение требования предписания от 11.06.2020 N 72-Т/2020, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, признал доказанным наличие в действиях Предприятия состава вмененного ему правонарушения. Однако суд пришел к выводу о возможности снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно подпункту "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закон N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Согласно части 1, части 2 статьи 51 Закона N 135-ФЗ предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства (часть 4 статьи 51 Закона N 135-ФЗ).
Как предусмотрено частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч руб.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, письмами от 19.06.2020 N 1327, от 23.07.2020 N 1602 Предприятие (организатор торгов) сообщило Управлению об исполнении предписания, предоставив в качестве подтверждения копию приказа от 19.06.2020 N 1302 об отмене протокола. Кроме того, Предприятие представило протокол отстранения от участия в процедуре закупки от 22.06.2020.
Положение о закупке МКП "Калининград-ГорТранс" (пункты 6.3, 6.5, 6.6, 6.7), содержит положения, в соответствии с которыми между заказчиком и оператором электронной площадки заключается соглашение, устанавливающее правила проведения процедур. При осуществлении закупки оператор электронной площадки обеспечивает информированность размещение информации, информированность участников, формирование проектов протоколов. Обмен между участниками, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с проведением закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Названный приказ направлен оператору электронной торговой площадки посредством письма от 19.06.2020, что не позволяет сделать вывод об исполнении предписания.
В нарушение установленного пунктом 6.4 Положения о закупках порядка заключения договора с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки проект договора был направлен на электронный адрес ООО "Азов".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Предприятие не исполнило надлежащим образом требования предписания от 11.06.2020 N 72-Т/2020, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Апелляционным судом установлено, что Предприятие не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований предписания в установленный срок. Доказательства, свидетельствующие о невозможности принятия достаточных мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Вопреки доводам жалобы действия Предприятия не могут быть расценены как отсутствие состава административного правонарушения, поскольку неисполнение требований предписания от 11.06.2020 N 72-Т/2020 обусловлено не объективными причинами, а самостоятельными действиями заявителя.
С учетом изложенного является правомерным вывод о наличии в действиях МКП "Калининград-ГорТранс" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Предприятия к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным суды не установили; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
При разрешении вопроса о соразмерности назначенного административного наказания суд обоснованно учел конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, характер совершенного правонарушения и снизил размер штрафа до 150 000 рублей, что составляет половину размера минимального штрафа, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
В целом доводы подателя жалобы выражают несогласие с выводами Управления, поддержанными судом апелляционной инстанции, но не опровергают их обоснованность применительно к совокупности установленных по делу обстоятельств.
Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по делу по делу N А21-8690/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Калининград-ГорТранс" городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.