03 июня 2021 г. |
Дело N А05-10314/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 31.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Козьминское" Ленского района Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А05-10314/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с муниципального образования "Козьминское" (далее - МО "Козьминское") в лице Администрации МО "Козьминское" Ленского района Архангельской области, адрес: 165780, Архангельская обл., Ленский р-н, с. Козьмино, Первомайская ул., д. 45, ОГРН 1052905021949, ИНН 22915003473 (далее - Администрация), 9 543 306 руб. 08 коп., использованных не по целевому назначению в рамках реализации адресной программы переселения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 1, ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352 (далее - КСП).
Решением суда от 10.11.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление.
Податель кассационной жалобы указывает на отсутствие оснований для взыскания с него спорных денежных средств, поскольку за нецелевое использование бюджетных средств КСП уже направило уведомление от 29.12.2018 N 01-02/1326 о применении к МО "Козьминское" бюджетных мер принуждения в размере 9 543 306 руб. 08 коп., и финансовым отделом Администрации принято распоряжение от 12.08.2020 N 309 о бесспорном взыскании 9 543 306 руб. 08 коп. за счет доходов бюджета МО "Козьминское", при этом срок исполнения бюджетных мер принуждения еще не наступил.
До начала судебного заседания от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Министерство и КСП своих представителей в судебное заседание не направили.
Неявка представителей лиц, участвующих в деле, не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в порядке статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях реализации мероприятий по сокращению доли аварийного жилья в жилищном фонде в Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы.
Целью указанной программы является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2012 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов в Архангельской области.
Государственным заказчиком программы выступает Министерство.
Министерство и Администрация 29.07.2013 заключили договор N 8ФП-1-13 (далее - Договор) о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, который определял права и обязанности сторон при реализации Закона N 185-ФЗ, а также при расходовании средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утвержденных в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по условиям которого МО "Козьминское" обязалось эффективно использовать средства финансовой поддержки в соответствии с целевым назначением и законодательством Российской Федерации.
В 2018 году по результатам проверки законности, результативности использования средств бюджета, выделенных на реализацию мероприятий адресной программы переселения, КСП выявила бюджетные нарушения МО "Козьминское" по статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно акту проверки, в нарушение положений пункта 3 статьи 2, пункта 13 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, разделов I, V адресной программы переселения Администрация приобрела за счет средств названной адресной программы квартиры для переселения граждан, не проживавших в аварийных помещениях и не подлежащих расселению по адресной программе переселения, в связи с чем допустила нецелевое использование бюджетных средств в размере 9 543 306 руб. 08 коп.
По итогам проведенной проверки КСП направила главе МО "Козьминское" представление от 29.12.2018 N 01-02/1332, финансовому отделу Администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" - уведомление от 29.12.2018 N 01-02/1326 о применении бюджетных мер принуждения.
Министерство 06.04.2020 направило главе Ленского муниципального района Архангельской области и главе сельского поселения "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области письмо N 203/09-10/2272, в котором потребовало возвратить 9 543 306 руб. 08 коп. в областной бюджет.
Оставление без удовлетворения данного требования послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, установив, что в нарушение условий адресной программы, Договора и норм бюджетного законодательства, Администрация не исполнила принятое на себя обязательство по достижению целевых показателей результативности использования субсидии, удовлетворили заявленное Министерством требование. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
Нормами Закона N 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (далее - МО) на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно статье 2 Закона N 185-ФЗ под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между МО, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 названного Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 этой статьи.
В целях получения средств Фонда, постановлением правительства Архангельской области утверждена названная адресная программа, которая реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления МО Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО.
Целью адресной программы является переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2012 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в МО Архангельской области, участвующих в программе.
Задачей программы является строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Основными мероприятиями программы являются приобретение помещений в многоквартирных жилых домах; строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений о возложении на МО Архангельской области обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма; снос аварийного жилищного фонда.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления МО Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда МО.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
Суды установили, что нецелевое использование 9 543 306 руб. 08 коп. спорных бюджетных средств, выделенных в рамках адресной программы переселения, была установлена судами в рамках дела N А05-2012/2019. В рамках названного дела суды установили, что спорные денежные средства были предоставлены лицам, не проживавшим в аварийных жилых помещениях, расселение которых предусматривалось адресной программой переселения, и не являвшихся нанимателями или членами семьи нанимателя помещений в аварийных домах, включенных в адресную программу.
Таким образом, судебными актами по делу N А05-2012/2019 установлен факт нецелевого использования МО "Козьминское" денежных средств в размере 9 543 306 руб. 08 коп.; представление КСП от 29.12.2018 N 01-02/1332 и уведомление КСП от 29.12.2018 N 01-02/1326 о применении бюджетных мер принуждения признаны законными.
Приняв во внимание изложенные обстоятельства, установив, что в нарушение требований бюджетного законодательства, а также предусмотренных Договором условий предоставления субсидии, обязательства по обеспечению адресных и целевых показателей использования предоставленной субсидии не исполнены, доказательства возврата в областной бюджет спорной суммы не представлены, суды правомерно удовлетворили требование Министерства о взыскании с Администрации 9 543 306 руб. 08 коп., предоставленных в рамках реализации адресной программы переселения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права при разрешении спора.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А05-10314/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Козьминское" Ленского района Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.