г. Вологда |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2021 г. N Ф07-5391/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А05-10314/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Козьминское" в лице администрации муниципального образования "Козьминское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2020 года по делу N А05-10314/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; ИНН 2901127253, ОГРН 1042900022626; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Козьминское" в лице администрации муниципального образования "Козьминское" (адрес: 165787, Архангельская область, Ленский район, село Козьмино, улица Первомайская, дом 45; ИНН 2915003473, ОГРН 1052905021949; далее - Администрация) о взыскании 9 543 306 руб. 08 коп., использованных не по целевому назначению в рамках реализации адресной программы переселения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области (адрес: 163000, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 1; ИНН 2901219352, ОГРН 1112901009968; далее - Контрольно-счетная палата).
Решением суда от 10.11.2020 иск удовлетворен.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просила его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В соответствии с пунктом 2 статьи 268.1, статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) за допущенные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации Контрольно-счетная палата 29.12.2018 уведомила финансовый отдел администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район". Финансовый отдел направил копию уведомления Администрации с предупреждением о применении бюджетных мер принуждения к муниципальному образованию "Козьминское". Бюджет муниципального образования "Козьминское" на 2020 год, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования "Козьминское" 24.12.2019 N 94 дотационный. Вывод суда о том, что доказательства возврата бюджетных средств в областной бюджет ответчик не представил, является неправомерным, поскольку срок возврата бюджетных средств по уведомлению КСП согласно БК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 24.10.2018 N 1268, распоряжению финансового отдела не наступил, управление федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкого автономного округа не имело возможности взыскать средства со счета бюджета муниципального образования "Козьминское". В силу статьи 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) вывод суда о том, что средства к возврату в областной бюджет в размере 9 543 306 руб. 08 коп. являются средствами Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, является необоснованным. Согласно акту Контрольно-счетной палаты камеральной проверки законности предоставления жилья гражданам, нуждающимся в жилом помещении, в рамках адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" муниципальным образованием "Козьминское" Ленского района" от 10.08.2018 и уведомлению к возврату подлежат бюджетные средства в размере 9 543 306 руб. 08 коп., из них за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 4 485 538 руб. 50 коп. и средства областного бюджета 5 057 767 руб. 58 коп., то есть кроме средств Фонда возврату подлежат средства областного бюджета, не подпадающие под действие Закона N 185-ФЗ. Применение судом положений и обязательств договора от 28.10.2008 N 72-ЗС к муниципальному образованию "Козьминское" неправомерно, поскольку договор с учетом дополнительных соглашений Администрация не подписывала. На основании решений Контрольно-счетной палаты и суда муниципальное образование "Козьминское" будет нести ответственность дважды за одно и тоже нарушение: по уведомлению Контрольно-счетной палаты и по решению Арбитражного суда Архангельской области от 10.11.2020 по делу N А05-10314/2020. Администрация 07.12.2020 провела возврат 659 000 руб. (заявка на возврат от 07.12.2020 N 1).
Министерство и Контрольно-счетная палата в отзывах на жалобу возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Администрации и Министерства поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в порядке статьи 16 Закона N 185-ФЗ в целях реализации мероприятий по сокращению доли аварийного жилья в жилищном фонде в Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2018 годы".
Целью адресной программы переселения является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2012 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов в Архангельской области.
В соответствии с паспортом адресной программы переселения государственным заказчиком выступает министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Министерство и Администрация заключили договор от 29.07.2013 N 8ФП-1-13 о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, который определял права и обязанности сторон при реализации Закона N 185-ФЗ, а также при расходовании средств, предоставленных из областного бюджета на реализацию утвержденных в установленном порядке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Муниципальное образование "Козьминское" приняло на себя обязательство эффективно использовать средства финансовой поддержки в соответствии с целевым назначением и законодательством Российской Федерации.
В 2018 году по результатам проверки законности, результативности использования средств бюджета, выделенных на реализацию мероприятий адресной программы переселения Контрольно-счетная палата установила бюджетные нарушения муниципального образования "Козьминское", определенные статьей 306.4 БК РФ. Как указано в акте проверки, в нарушение положений пункта 3 статьи 2, пункта 13 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, разделов I, V адресной программы переселения Администрация приобрела за счет средств адресной программы переселения квартир для переселения граждан, не проживших в аварийных помещениях и не подлежащих расселению по адресной программе переселения: Булаткина И.Б. по договору социального найма от 18.08.2014 получила квартиру стоимостью 1 043 280 руб. (средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 914 747 руб. 90 коп., средства областного бюджета - 128 532 руб. 10 коп.), до получения квартиры в рамках адресной программы переселения, с 24.04.2007 зарегистрирована в жилом доме, не включенном в адресную программу переселения; Рогова Е.В. получила квартиру по договору социального найма от 19.11.2015 стоимостью 1 225 601 руб. 01 коп. (средства Фонда - 514 864 руб. 75 коп., средства областного бюджета - 710 736 руб. 26 коп.), до получения квартиры в рамках адресной программы переселения, с 15.04.1974 зарегистрирована в жилом доме, не включенном в адресную программу переселения; Некрасов П.А. получил квартиру по договору социального найма от 19.11.2015 стоимостью 1 370 194 руб. 56 коп. (средства Фонда - 575 607 руб. 39 коп., средства областного бюджета - 794 587 руб. 17 коп.), до получения квартиры в рамках адресной программы переселения, с 24.09.2012 зарегистрирован в жилом доме, не включенном в адресную программу переселения; Трегубенко Г.А. получила квартиру по договору социального найма от 19.11.2015 стоимостью 1 583 641 руб. 96 коп. (средства Фонда - 665 274 руб. 88 коп., средства областного бюджета - 918 367 руб. 08 коп.), до получения квартиры в рамках адресной программы переселения, с 22.01.2014 зарегистрирована в жилом доме, не включенном в адресную программу переселения; Логинова B.C. получила квартиру по договору социального найма от 19.11.2015 стоимостью 1 583 641 руб. 96 коп. (средства Фонда - 665 274 руб. 88 коп., средства областного бюджета - 918 367 руб. 08 коп.), до получения квартиры в рамках адресной программы переселения, с 17.11.2011 зарегистрирована в жилом доме, не включенном в адресную программу переселения; Софьина Н.В. получила квартиру стоимостью 2 736 946 руб. 59 коп. (средства Фонда - 1 149 768 руб. 70 коп., средства областного бюджета - 1 587 177 руб. 89 коп.), до получения квартиры в рамках адресной программы переселения проживала в жилом доме, не включенном в адресную программу переселения. В нарушение статей 38, 158, 162 БК РФ Администрация допустила нецелевое использование бюджетных средств в размере 9 543 306 руб. 08 коп. (из них за счет средств Фонда - 4 485 538 руб. 50 коп., средства областного бюджета - 5 057 767 руб. 58 коп.), выразившееся в направлении средств бюджета на цели, не соответствующие целям, определенным Законом N 185-ФЗ, адресной программой переселения, договором N 8ФП-13, договором N 8ФП-1-13, то есть совершены бюджетные нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ.
По итогам проведенной проверки Контрольно-счетная палата направила главе муниципального образования "Козьминское" представление от 29.12.2018 N 01-02/1332, заведующей финансовым отделом администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" - уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 N 01-02/1326.
Министерством на основании договоров N 8ФП-13, 8ФП-1-13 в соответствии с письмом от 06.04.2020 N 203/09-10/2272 выставлено требование главе Ленского муниципального района Архангельской области и главе сельского поселения "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области о возврате средств в размере 9 543 306 руб. 08 коп. в областной бюджет.
Поскольку денежные средства не возвращены, истец обратился в арбитражным суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нормами Закона N 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда статьей 2 Закона N 185-ФЗ понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 20 Закона N 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
Как установил суд первой инстанции, в целях получения средств Фонда, постановлением правительства Архангельской области утверждена вышеназванная адресная программа, которая реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
Данная программа разработана для достижения основной цели - переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 01.01.2012 аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в программе. Задачей программы является строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Основные мероприятия программы: приобретение помещений в многоквартирных жилых домах; строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений о возложении на муниципальное образование Архангельской области обязанности предоставить жилые помещения по договорам социального найма; снос аварийного жилищного фонда.
Переселению в рамках выполнения программы подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, согласно приложению 2 к настоящей программе.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований.
Переселение граждан осуществляется путем предоставления выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
В силу статей 157, 265, 268.1 БК РФ, Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Закона Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-ОЗ "О контрольно-счетной палате Архангельской области" (далее - Закон N 288-22-ОЗ) Контрольно-счетная палата осуществляет контроль за исполнением бюджета Архангельской области, в том числе за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также контроль за законностью, результативностью использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образовании Архангельской области.
Из материалов дела видно, что факт нецелевого использования ответчиком денежных средств в размере 9 543 306 руб. 08 коп. установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-2012/2019.
В рамках дела N А05-2012/2019 Администрация в арбитражный суд обратилась с заявлением о признании представления от 29.12.2018 N 01-02/1332 недействительным.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019 по делу N А05-2012/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2020, Администрации отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными проверенных на соответствие БК РФ, Закону N 6-ФЗ, Закону N 185 и Закону Архангельской области от 30.05.2011 N 288-22-03 "О контрольно-счетной палате Архангельской области" действий Контрольно-счетной палаты по проведению камеральной проверки в Администрации, предъявлению представления от 29.12.2018 N 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 N 01-02/1326, а также о признании недействительными и отмене вынесенных Контрольно-счетной палатой представления от 29.12.2018 N 01-02/1332 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.12.2018 N01-02/1326.
Как установили суды в рамках названного дела, жилые помещения по договорам социального найма, приобретенные за счет средств Программы N 173-пп, в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп., предоставлены лицам, не проживавшим в аварийных жилых помещениях, расселение которых предусматривалось Программой N 173-пп, и не являвшихся нанимателями или членами семьи нанимателя помещений в аварийных домах, включенных в Программу N 173-пп, на основании этого Контрольно-счетная палата пришла к верному выводу об использовании этих средств не по целевому назначению.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в деле N А05-2012/2019 исследована обоснованность размера нецелевого использования бюджетных средств в общей сумме 9 543 306 руб. 08 коп., выделенных в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилья, все факты, установленные судебными актами по данному делу, имеют преюдициальное значение для настоящего спора в силу статьи 69 АПК РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства возврата в областной бюджет заявленной суммы, факт отсутствия оплаты ответчик не оспаривал.
Ссылка подателя жалобы на произведенный в декабре 2020 года частичный платеж не принимается во внимание, поскольку он выполнен после принятия обжалуемого судебного акта.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на соглашение от 12.08.2020 N 1, заключенное между финансовым отделом администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" и главой муниципального образования "Козьминское" об условиях продления исполнения меры принуждения на срок 5 лет с 2020 года по 2024 год, обоснованно не принята судом первой инстанции.
В соответствии со статьей 23.1 Закона N 185-ФЗ возврат средств в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на основании заключенного между Фондом и субъектом Российской Федерации и предусматривающего такой возврат договора от 28.10.2008 N 72-ЗС с учетом дополнительных соглашений к нему, при этом рассрочка возврата средств, использованных не по целевому назначению, не предусмотрена.
Довод о двойном взыскании заявленных денежных средств также не принимается во внимание, поскольку на стадии исполнения судебного акта по настоящему делу учитываются все произведенные платежи, направленные на погашение спорной суммы, о взыскании которой заявлен иск в рамках настоящего дела.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 ноября 2020 года по делу N А05-10314/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Козьминское" в лице администрации муниципального образования "Козьминское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10314/2020
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: администрация муниципального образования "Козьминское", сельское поселение "Козьминское" в лице администрации сельского поселения "Козьминское" Ленского муниципального района Архангельской области
Третье лицо: Контрольно-счётная палата Архангельской области