04 июня 2021 г. |
Дело N А56-18376/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Лысенковой У.А. (доверенность от 16.10.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Грюнбург" Черновой Е.В. (доверенность от 20.05.2021),
рассмотрев 31.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грюнбург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А56-18376/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Грюнбург", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, Московское ш., 59-й км, ОГРН 1089847038423, ИНН 7806379411 (далее - Общество), о взыскании 7 067 932 руб. 75 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Решением суда первой инстанции от 15.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2020, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду существенных нарушений законодательства при проведении проверки, а также правильности всех расчетов, указанных Обществом в декларации, оснований для доначисления и взыскания платы не имелось, что ранее установлено вступившим в законную силу постановлением суда общей юрисдикции.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления против доводов жалобы возразила.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление провело проверку представленной Обществом декларации о плате за НВОС за 2016 год (вх. от 27.02.2017 N 28/01/17926), в ходе которой выявило и отразило в акте от 06.09.2017 N 04-28/10593 следующие несоответствия: в отсутствие отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) Обществом не был применен 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы; фактическая масса размещенных отходов, указанная в декларации, не соответствует данным, указанным в копии первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне; при исчислении платы Обществом ошибочно применены нормативы платы для другого класса отхода; Обществом не указано место размещения отходов; Обществом неправомерно не исчислена плата за размещение отходов.
Доначислив плату за НВОС в размере 7 067 932 руб. 75 коп., Управление выставило требование об уплате в 10-ти дневный срок.
Общество задолженность в добровольном порядке не уплатило, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается в том числе за размещение отходов производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год (пункт 2). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год (пункт 3). Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" класс опасности определяется на основании данных, указанных в федеральном классификационном каталоге отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536 утверждены Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату и являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, обязаны при расчете платы использовать формулу, указанную в пункте 20 названных Правил в отношении объема или массы отходов производства и потребления, превышающих объем или массу отходов, указанных в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
Расчет массы отходов производится на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с Правилами N 225.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" утверждены ставки платы за размещение 1-й тонны отходов с разбивкой по классам опасности.
Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга письмом от 10.07.2017 исх. N 01-10-5295/17-0-0 в адрес Управления была предоставлена информация о том, что Общество осуществило захоронение отходов за 2016 год в размере 3841,80 т.
Вместе с тем Обществом в декларации данные объемы не были отражены, в статистической отчетности (форма N 2тп-отходы) и в отчете об образовании, использовании и обезвреживании и размещении отходов за 2016 год данные были отражены не в полном объеме, не учтены 191,605 т отходов.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 255 за размещение указанных отходов Управлением был применен пятикратный повышающий коэффициент с учетом класса опасности, заявленного в актах приема передачи отходов полигону, принадлежащему закрытому акционерному обществу "Промотходы".
При осуществлении паспортизации отхода: "Отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов" (код 74111000000) Обществом были предоставлены документы (от 18.05.2015 вх. N 26/5996ф), подтверждающие IV класс опасности (расчет на IV класс опасности, протокол КХА от 24.03.2015, акт приема проб от 19.03.2015).
Надлежащих документов, обосновывающих V класс опасности отходов, Обществом не предоставлено, его ссылки на акт отбора проб от 02.10.2017 не относятся к рассматриваемому периоду 2016 года.
Вместе с тем указанные отходы не были заявлены в полном объеме в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год, что также является основанием для применения пятикратного коэффициента в соответствии с пунктом 13 Правил N 255.
Прием отходов IV класса опасности отражен Обществом в данных учета принятых отходов за 2016 год и статистической форме N 2-ТП (отходы).
Ссылка Общества на постановление мирового судьи от 06.03.2018 по делу N 3037/2018 неосновательна, поскольку производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с тем, что законодательство не требует выдачи специального распоряжения (предписания) на внесение платы за НВОС, а не в связи с отсутствием обязанности и оснований для уплаты начисленных сумм.
Вопреки мнению ответчика порядок проверки и взыскания задолженности соблюден.
Математически расчет доначислений ответчиком не оспорен.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их достаточности, допустимости, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А56-18376/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грюнбург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Надлежащих документов, обосновывающих V класс опасности отходов, Обществом не предоставлено, его ссылки на акт отбора проб от 02.10.2017 не относятся к рассматриваемому периоду 2016 года.
Вместе с тем указанные отходы не были заявлены в полном объеме в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год, что также является основанием для применения пятикратного коэффициента в соответствии с пунктом 13 Правил N 255.
...
Ссылка Общества на постановление мирового судьи от 06.03.2018 по делу N 3037/2018 неосновательна, поскольку производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с тем, что законодательство не требует выдачи специального распоряжения (предписания) на внесение платы за НВОС, а не в связи с отсутствием обязанности и оснований для уплаты начисленных сумм."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2021 г. N Ф07-2280/21 по делу N А56-18376/2020