03 июня 2021 г. |
Дело N А13-14097/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Богаткиной Н.Ю., судей Казарян К.Г., Мирошниченко В.В.,
рассмотрев 27.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Стройметиз" Александрова Вадима Ивановича на определение Арбитражного суда Вологодской области от 26.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А13-14097/2015,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 23.10.2015 по заявлению открытого акционерного общества "Вологодский трест инженерно-строительных изысканий" (далее - Компания) возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Стройметиз", адрес: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, Устюженская ул., д. 42, ОГРН 1023501248924, ИНН 3528051584 (далее - Общество).
Определением от 23.11.2015 произведена процессуальная замена заявителя по настоящему делу - Компании на его правопреемника Томилова Сергея Анатольевича.
Определением суда от 28.11.2015 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Кондратьев Александр Константинович.
Решением суда от 25.03.2016 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении его введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Александров Вадим Иванович.
Конкурсный управляющий Александров В.И. 03.08.2020 обратился в арбитражный суд с заявлением о включении имущественного права должника, предусмотренного охотхозяйственным соглашением от 29.07.2020 N 125 (далее - Соглашение от 29.07.2020), в конкурсную массу с последующей реализацией в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением от 04.08.2020 к участию в обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее - Департамент).
Определением суда первой инстанции от 26.10.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий Александров В.И., ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов представленным доказательствам, просит указанные определение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление конкурсного управляющего удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, вопрос прекращения права пользования не был предметом рассмотрения настоящего заявления, поскольку заявитель ходатайствовал о включении права пользования в конкурсную массу.
Конкурсный управляющий указывает, что статья 131 Закона о банкротстве имеет приоритет применения, не содержит запрета на включение права пользования охотничьими угодьями в состав конкурсной массы должника, поскольку в настоящее время на осуществление соответствующей деятельности не требуется получение лицензии и личность пользователя охотничьими угодьями не имеет значения.
Податель жалобы полагает, что к рассматриваемым правоотношениям могут быть применены по аналогии нормы действующего законодательства об аренде.
Заявитель жалобы полагает, что поскольку возможность переуступки прав по Соглашению от 29.07.2020 Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) не урегулирована, то подлежат применению положения статей 383, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК).
В судебном заседании 20.05.2021 Александров В.И. доводы жалобы поддержал. Он пояснил, что между сторонами по Соглашению от 29.07.2020 возникли арендные отношения, а при уступке прав требования между новыми участниками правоотношений возникает обязательство по аренде того же имущества на прежних условиях. В связи с этим при включении имущественных прав, предусмотренных Соглашением от 29.07.2020, в конкурсную массу при последующей реализации данного актива в порядке, установленном Законом о банкротстве, заключении с победителем договора уступки соглашение не будет рассматриваться как заключение нового договора аренды.
В судебном заседании 20.05.2021 объявлен перерыв до 27.05.2021 до 09 часов 50 минут.
После перерыва заседание возобновлено 27.05.2021.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили; их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, проверена в кассационном порядке.
Судами установлено, что постановлением Правительства Вологодской области от 24.07.2007 N 933 (далее - Постановление N 933) в целях повышения эффективности мероприятий по охране, воспроизводству и использованию охотничьих угодий, улучшения обслуживания охотников Обществу предоставлена территория охотничьих угодий площадью 29,1 тыс. га из состава охотничьих угодий общего пользования в Череповецком муниципальном районе в целях пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, организации охотничьего хозяйства сроком на 49 лет в согласованных границах.
Управлением Россельхознадзора Вологодской области Обществу 06.08.2007 выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира.
Между Правительством Вологодской области и Обществом (охотопользователем) 15.08.2007 заключен договор N 18 на предоставление территории охотничьих угодий для пользования с целью охоты объектами животного мира, отнесенным и к объектам охоты (далее - Договор от 15.08.2007).
Согласно разделу 1 Договора от 15.08.2017 Правительство передает Обществу в пользование сроком на 49 лет - с 24.07.2007 по 24.07.2056 - в соответствии с Постановлением N 933 территорию охотничьих угодий, расположенную в Череповецком районе Вологодской области, для осуществления пользования объектами животного мира в виде охоты, общей площадью 29100 га и организации охотничьего хозяйства.
Ранее конкурсный управляющий Александров В.И. обращался в арбитражный суд Вологодской области в рамках дела N А13-14097/2015 с заявлением о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и кредитором - публичным акционерным обществом "Северсталь" (далее - ПАО "Северсталь") в части формирования конкурсной массы должника, в котором просил установить, подлежит ли включению в конкурсную массу должника право пользования территорией охотничьих угодий, принадлежащее Обществу в соответствии с Договором от 15.08.2007, с последующей его реализацией в порядке, установленном Законом о банкротстве.
К участию в означенном обособленном споре в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Департамент.
Определением от 03.06.2019, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2019, разрешены разногласия конкурсного управляющего Александрова В.И. и ПАО "Северсталь": установлено, что не подлежит включению в конкурсную массу должника право пользования территорией охотничьих угодий, принадлежащее Обществу в соответствии с Договором от 15.08.2007.
После рассмотрения указанного обособленного спора Договор от 15.08.2007 Общество и Департамент расторгли, о чем 29.07.2020 подписали соответствующее соглашение о расторжении.
Долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира от 06.08.2007 серии О N 0001049 прекратила свое действие, соответствующие документы переданы в Департамент.
Впоследствии Обществом и Департаментом заключено Соглашение от 29.07.2020.
Согласно пункту 1.1 Соглашения от 29.07.2020 Обществу предоставлено в пользование на срок 49 лет право на добычу охотничьих ресурсов в границах установленных охотничьих угодий. Площадь охотничьих угодий составляет 27,029 тыс. га. Обществом в установленном порядке внесена плата в размере 272 790 руб.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, конкурсный управляющий сослался на то, что в данном случае имущественные права должника (права пользования охотничьими угодьями), предусмотренные Соглашением от 29.07.2020, не основаны на лицензии и могут быть переданы третьему лицу за соответствующее встречное удовлетворение, реализованы на открытых торгах.
Департаментом в суд первой инстанции представлен отзыв от 28.09.2020 N 04-2367/20 на заявление конкурсного управляющего, в котором указано, что Соглашение от 29.07.2020 заключалось с Обществом не с целью исполнения им обязательств по указанному соглашению, а для дальнейшего перевода права пользования охотничьими ресурсами в конкурсную массу. При этом Департамент просил отказать конкурсному управляющему в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 209-ФЗ, придя к выводу, что возможность перехода права пользования объектами животного мира к другому субъекту предпринимательской деятельности законодательством не предусмотрена, в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 27 Закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Охотхозяйственные соглашения в соответствии со статьей 28 Закона N 209-ФЗ заключаются с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями - победителями аукционов на право заключения охотхозяйственного соглашения, проводимых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном главой 4 вышеуказанного Федерального закона.
Статьей 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" установлено, что право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в том числе в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.
Судами установлено, что Департаментом 06.08.2007 Обществу была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира, в связи с расторжением Договора от 15.08.2007 лицензия прекратила свое действие, соответствующие документы переданы в Департамент.
Обществом и Департаментом заключено Соглашение от 29.07.2020.
Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством (часть 1 статьи 49 Закона N 209-ФЗ).
Частью 2 статьи 49 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
Такие же требования содержатся в утвержденных приказом Минприроды России от 24.12.2010 N 561 Порядке выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования (далее - Порядок выдачи), в формах такого разрешения, а также в Порядке ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Пунктом 8 Порядка выдачи предусмотрено, что для получения разрешения заявитель подает в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление о получении разрешения, в котором указывается: наименование (полное и сокращенное), организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица или фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; русские и латинские названия видов, количество особей и половой состав охотничьих ресурсов, планируемых к содержанию и разведению; виды и цели деятельности, относящейся к содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (размещение охотничьих ресурсов в среде их обитания (и) или реализации); условия содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (границы и площади территорий, предполагаемых для полувольного содержания, описание и адреса объектов, предназначенных для содержания в искусственно созданной среде обитания); условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания (вид транспорта, количество охотничьих ресурсов, планируемых к размещению в среде обитания); порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания (виды и количество планируемых к выпуску в естественную среду обитания охотничьих ресурсов и планируемые сроки выпуска).
Согласно пункту 9 Порядка выдачи к заявлению прилагаются заверенные заявителем копия охотхозяйственного соглашения, план вольера (место расположения, границы и площадь вольерного комплекса), проект содержания (разведения) охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, включающий расчет максимальной численности особей охотничьих ресурсов, допустимой к содержанию в вольере, рационы кормления животных и перечень противоэпизоотических мероприятий.
Основания для отказа в выдаче разрешения приведены в пункте 11 Порядка выдачи, а именно: заявитель не является юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; заявителем не заключено охотхозяйственное соглашение; заявленные цели содержания и разведения охотничьих ресурсов не соответствуют требованиям части 1 статьи 49 Закона N 209-ФЗ; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8 и 9 Порядка выдачи.
С 01.04.2010 отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, урегулированы нормами Закона N 209-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 27 Закона N 209-ФЗ право на заключение охотхозяйственного соглашения определяется по результатам аукциона.
В то же время данной нормой оговаривалось, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона (до 01.04.2010), вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
В связи с этим именно Общество, ранее имевшее долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, вправе было заключить Соглашение от 29.07.2020 минуя аукцион.
Иные лица, не являющиеся правопреемниками Общества, не вправе вступать в правоотношения с Департаментом минуя процедуру, установленную Законом N 209-ФЗ.
В связи с этим передача прав и обязанностей по Соглашению от 29.07.2020 невозможна, поскольку это будет противоречить требованиям, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством об охоте.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность переуступки прав по охотхозяйственным соглашениям иному лицу, которое не являлось участником аукциона на право заключения такого соглашения либо которое не имеет лицензии на пользование объектами животного мира, выданной до вступления в силу Закона N 209-ФЗ.
Переуступка прав, обусловленных Соглашением от 29.07.2020, будет направлена в обход закрытого перечня оснований для заключения таких соглашений, установленных Законом N 209-ФЗ, что является недопустимым.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и, по сути, направлены на переоценку конкретных фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 26.10.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А13-14097/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Стройметиз" Александрова Вадима Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Ю. Богаткина |
Судьи |
Н.Ю. Богаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.