04 июня 2021 г. |
Дело N А56-46462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Ленинградской области" Гребенниковой Е.А. по доверенности от 28.09.2020 N 372, от общества с ограниченной ответственностью "Восток" Прокофьевой С.А. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев 31.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-46462/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области", адрес: 188684, Ленинградская область, город Выборг, улица Куйбышева, дом 13, ОГРН 1167847156300, ИНН 4703144282 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восток", адрес: 187401, Ленинградская область, город Волхов, проспект Железнодорожный, дом 2, ОГРН 1094702001294, ИНН 4702014026 (далее - Общество), о взыскании 871 руб. 78 коп. платы за негативное воздействие на водные объекты за ноябрь 2017 года; 72 003 руб. 60 коп. платы за залповый сброс фосфатов за ноябрь 2017 года; 72 003 руб. 60 коп. платы за залповый сброс аммония за ноябрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить и вынести новое решение, отказать в иске.
По мнению подателя кассационной жалобы, договор холодного водоснабжения и водоотведения не содержит существенных условий, сведений о контрольных канализационных колодцах в актах разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности канализационных сетей и сведений о нормативах состава сточных вод, установленных для абонента, а также не предусматривает возможность применения нормативов, установленных Администрацией Волховского муниципального района. Общество полагает, что Предприятие произвело отбор из первого доступного канализационного колодца на сети водоотведения при отсутствии фиксации невозможности отбора пробы в иных канализационных колодцах. На основании изложенного Общество полагает, что акт отбора проб от 23.11.2017 не является относимым и допустимым доказательством, подтверждающим требование о взыскании задолженности.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприятие (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Общество (абонент) заключили договор от 14.12.2015 N 249/14-ХВ/ХС холодного водоснабжения и водоотведения в редакции протокола разногласий (далее - Договор), согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду; абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества в объеме, определенном в договоре; организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Кроме этого, абонент обязан производить плату по договору и вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту (подпункт "е" пункта 14 Договора).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11 Договора).
Согласно разделу 26 Договора контроль состава и свойств сточных вод осуществляется Предприятием в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Предприятие, руководствуясь Правилами N 525 и пунктом 26 Договора, 23.11.2017 уведомило Общество о том, что в 14 час. 20 мин. будет произведен отбор проб сточных вод на объекте Общества, расположенном по адресу: Ленинградская обл., город Волхов, улица Советская, дом 19.
Предприятие 23.11.2017 составило акт N 39-В-0811117 отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения. Акт подписан со стороны Общества администратором ТК Плотниковым М.В. Возражений Общества ни по порядку, ни по месту отбора проб в акте не зафиксировано.
По результатам контрольного отбора проб сточных вод Общества 23.11.2017 выявлено превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Ссылаясь на результаты проведенного исследования, Предприятие в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными проставлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2004 N 326 (далее - Постановление N 326), рассчитало Обществу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за превышение нормативов допустимых сбросов за ноябрь 2017 года.
Для оплаты услуг Предприятие направило Обществу счета-фактуры от 30.11.2017 N ВХКП-003607, N ВХКП-003606, N ВХКП-003608, счета и акты.
Общество не оплатило счета-фактуры, счета и акты, и оставило без удовлетворения претензию Предприятия от 02.03.2018 N 1135, что послужило основанием обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644 и 525, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310, в частности Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденным Постановлением N 326.
Из пункта 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пунктов 111, 114 Правил N 644, следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ состав и свойства сточных вод это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, подпункты "ж", "и" пункта 35 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Раздел VII Правил N 644, устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается с учетом общего объема фактически сброшенных сточных вод за период от обнаружения превышения нормативов водоотведения до следующего отбора проб сточных вод, но не более трех календарных месяцев.
Согласно пункту 20 Постановления N 326 плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и(или) не согласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс по любому из видов загрязняющих веществ и(или) нормативных показателей общих свойств сточных вод устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб, но не более одного месяца.
Пунктом 19 Постановления N 326 определено, что предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации, рассчитанный по формулам, ограничивается в каждом расчетном периоде десятикратным тарифом за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженным на объем фактически сброшенных сточных вод в расчетном периоде.
В соответствии с приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25.08.2017 N 95-п тариф на водоотведение в период с 25.08.2017 по 31.12.2017 составляет 36,00 руб.
Пунктом 21 Постановления N 326 при установленном факте залпового сброса загрязняющих веществ плата абоненту начисляется раздельно по каждому виду нарушений.
Порядок отбора проб установлен в пунктах 27 - 29 Правил N 525.
В рассматриваемом случае Общество не согласно с местом отбора проб сточных вод, полагая, что контрольные канализационные колодцы сторонами в договоре не согласованы.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил N 644, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 788, действовавшей на дату отбора проб сточных вод контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 525 в случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб сточных вод в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей, указанных в пункте 20 Правил N 525, отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
Как установлено судами и не оспорено сторонами, в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, являющемся приложением N 2/8 к договору, контрольный канализационный колодец для отбора проб не указан. Предприятие не предоставило в соответствии с требованиями пункта "е" пункта 17 Правил N 644 схему размещения мест для отбора проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод 23.11.2017 произведен Предприятием из канализационного колодца, являющегося последним колодцем на канализационной сети Общества перед ее врезкой в централизованную канализационную сеть Предприятия. Отбор проб из указанного колодца вопреки позиции Общества соответствует требованиям абзаца 7 пункта 2 Правил N 644 и пункта 24 Правил N 525.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Однако акт отбора проб сточных вод от 23.11.23017 N 39-В-081117, в котором место отбора проб указан - канализационный колодец, отражает результаты проведенного отбора проб сточных вод, подписан представителем абонента без замечаний. Таким образом, при проведении отбора проб сточных вод Общество не выразило несогласия с местом производимого Предприятием отбора проб сточных вод.
Отбор и последующий анализ проб сточных вод Предприятием произведен в соответствии с действующим законодательством.
Общество не воспользовалось своим правом на проведение параллельного отбора проб, кроме того Общество контррасчета и доказательства отсутствия долга или его наличия в меньшем размере в материалы дела не представило. Сброс загрязняющих веществ иными лицами не доказан.
Ссылка Общества на неправомерность применения установленных Администрацией Волховского муниципального района нормативов обоснованно отклонена судами. У кассационной инстанции отсутствуют основания не согласиться с выводами судов.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Как пояснило Общество, несмотря на ссылку в кассационной жалобе об отсутствии согласования сторонами существенных условий договора, оно считает договор от 14.12.2015 N 249/14-ХВ/ХС холодного водоснабжения и водоотведения заключенным и действующим.
Приведенные Обществом в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, они получили надлежащую правовую оценку и правомерно были отклонены судами. Указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а лишь указывают на несогласие с выводами.
При таком положении основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ, судами не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-46462/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и не оспорено сторонами, в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, являющемся приложением N 2/8 к договору, контрольный канализационный колодец для отбора проб не указан. Предприятие не предоставило в соответствии с требованиями пункта "е" пункта 17 Правил N 644 схему размещения мест для отбора проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод 23.11.2017 произведен Предприятием из канализационного колодца, являющегося последним колодцем на канализационной сети Общества перед ее врезкой в централизованную канализационную сеть Предприятия. Отбор проб из указанного колодца вопреки позиции Общества соответствует требованиям абзаца 7 пункта 2 Правил N 644 и пункта 24 Правил N 525.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2021 г. N Ф07-5497/21 по делу N А56-46462/2018