10 июня 2021 г. |
Дело N А66-11411/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области" Лукьяненко Е.А., от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области Кондратьевой В.В. (доверенность от 23.01.2020 N 3),
рассмотрев 10.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А66-11411/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, Москва, 4062-й Проектируемый проезд, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 10 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области", адрес: 170516, Тверская область, Калининский район, поселок Металлистов, ОГРН 1026900553327, ИНН 6924009888 (далее - Учреждение), а в случае недостаточности денежных средств у Учреждения - в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, адрес: 119049, Москва, Житная улица, дом 14, ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710 (далее - Служба), о взыскании 12 415 руб. 39 коп. законной неустойки, начисленной за период с 21.07.2020 по 29.09.2020 по правилам пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Решением от 13.11.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 13.11.2020), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2021, иск удовлетворен. С Учреждения, а в случае недостаточности у него денежных средств в порядке субсидиарной ответственности со Службы за счет казны Российской Федерации, в пользу Общества взыскано 12 415 руб. 39 коп. законной неустойки.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.
Как полагает податель жалобы, суды ошибочно не приняли во внимание его довод об отсутствии в настоящем споре правовых оснований для взыскания неустойки, поскольку поставка электроэнергии в данном случае осуществлялась в здания для проживания осужденных, в выставленном счете-фактуре за спорный период указаны сведения о применении тарифа для населения, а потому действует установленный пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 424) мораторий на начисление и взыскание неустойки.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, выражая несогласие с приведенными в ней доводами, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Обществом (гарантирующий поставщик) и Учреждением (потребитель) заключен контракт энергоснабжения от 04.02.2020 N 6980000427 (далее - Контракт), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Перечень энергопринимающих устройств потребителя и точек поставки энергии указан в приложении N 1 к Контракту.
Порядок определения объема, учета электрической энергии согласован сторонами в разделе 4 Контракта, стоимость и порядок расчетов - в разделе 5.
Согласно пункту 5.6 Контракта окончательная оплата электрической энергии (за вычетом внесенных авансовых платежей) производится потребителем до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 7.9 Контракта при нарушении потребителем сроков оплаты гарантирующий поставщик имеет право начислять потребителю неустойку в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 11.1 Контракта, он вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон с 00 часов 00 минут 01.01.2020, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства, энергоснабжение которого осуществляется по Контракту, и действует до 31.12.2020.
В направленной Учреждению претензии от 22.07.2020 N 69-84/512 Общество, ссылаясь на просрочку оплаты электрической энергии, потребленной в июне 2020 года (счет от 30.06.2020 N 6980000427/001824), потребовало погасить задолженность и уплатить неустойку.
Поскольку в добровольном порядке Учреждение данное требование не исполнило, Общество начислило законную неустойку за нарушение сроков оплаты и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, удовлетворил заявленные Обществом требования о взыскании законной неустойки, признав их обоснованными по праву и размеру.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309 и 310 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии со статьей 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Факт поставки электрической энергии в июне 2020 года и факт нарушения установленных пунктом 5.6 Контракта сроков ее оплаты ответчиком не оспаривается.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты электроэнергии истец начислил 12 415 руб. 39 коп. законной неустойки за период с 21.07.2020 по 29.09.2020 на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ (исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты).
Суды, проверив расчет пеней, признали его арифметически правильным и соответствующим положениям абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ.
Вместе с тем суды не учли, что абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ установлена ответственность для управляющих организаций, приобретающих электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, а также для теплоснабжающих организаций (единых теплоснабжающих организаций) и организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты ими электрической энергии.
Ответчик не наделен статусом управляющей организации, предоставляющей коммунальные услуги, а в соответствии с условиями Контракта является потребителем электрической энергии (то есть лицом, приобретающим электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд).
Для потребителей или покупателей электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативших электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, ответственность установлена абзацем 8 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ в виде пеней в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Вместе с тем начисление истцом неустойки в меньшем размере, чем предусмотрено законом (исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), права ответчика не нарушает, а ошибочная ссылка судов на абзац 10 пункта 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ не привела к принятию неправильных судебных актов, поскольку независимо от предусмотренной законом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, суд не наделен полномочиями по своей инициативе увеличивать размер исковых требований.
Согласно пункту 3 Постановления N 424, на который сослался податель жалобы, положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
При этом Постановлением N 424 приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного жилищным законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Доводы ответчика относительно того, что места проживания осужденных являются многоквартирными жилыми домами, обоснованно отклонены судами. Учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, рассматривается в качестве места пребывания лица, в которых он проживает временно, а не места его жительства (статья 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Здания Учреждения не относятся к многоквартирным жилым домам. Предусмотренные жилищным законодательством основания для возникновения жилищных правоотношений отсутствуют.
По условиям Контракта поставка электроэнергии осуществляется не в многоквартирные дома и жилые дома в значении, придаваемом этим понятиям статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а Учреждение, приобретая электроэнергию по Контракту, не осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, поэтому мораторий, введенный пунктом 3 Постановления N 424, в отношении Контракта не действует. В связи с этим суды правомерно не усмотрели оснований для освобождения Учреждения от уплаты неустойки за соответствующий период.
Вопреки утверждению подателя жалобы, выводы судов соответствуют материалам дела и представленным в него доказательствам.
Как следует из приложения N 1 к Контракту, акта первичного учета за июнь 2020 года и выставленного счета от 30.06.2020 N 6980000427/001824, электроэнергия поставлялась Учреждению с применением соответствующих тарифов не только для исправительной колонии, но и для нужд иных нежилых объектов (столовые, трансформаторные подстанции).
Поскольку факт просрочки исполнения Учреждением обязательств по оплате электрической энергии подтвержден представленными в материалы дела документами, суды правомерно удовлетворили требование Общества о взыскании неустойки в заявленном размере.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению ввиду следующего.
При обращении с иском Общество, ссылаясь на статью 123.22 ГК РФ, просило при недостаточности или отсутствии денежных средств у Учреждения взыскать задолженность в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Службы.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, указал, что при недостаточности денежных средств у ответчика надлежит произвести взыскание с Российской Федерации в лице Службы за счет средств казны Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В пункте 19 Постановления N 13 указано, что к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 13 кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
В силу указанных разъяснений, суду первой инстанции при удовлетворении иска следовало указать в резолютивной части на взыскание суммы задолженности с Учреждения, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится Учреждение, - со Службы.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 13 Постановления N 13, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Суд первой инстанции неправильно указал в резолютивной части решения на взыскание сумм за счет казны Российской Федерации, что не соответствует порядку исполнения судебных актов, предусмотренному статьями 242.3 - 242.5 БК РФ, и возлагает на финансовые органы не предусмотренную бюджетным обязательством обязанность исполнения решения.
Суд апелляционной инстанции не устранил допущенное судом первой инстанции нарушение.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает необходимым изменить резолютивную часть решения и указать, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств взыскание надлежит произвести с главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится Учреждение, - со Службы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по делу N А66-11411/2020 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области", ОГРН 1026900553327, ИНН 6924009888, в пользу акционерного общества "Атомэнергосбыт", ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, 12 415 руб. 39 коп. законной неустойки за период с 21.07.2020 по 29.09.2020 и 16 350 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, а при недостаточности денежных средств произвести взыскание с Федеральной службы исполнения наказания, ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710."
В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 19 Постановления N 13 указано, что к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
...
Суд первой инстанции неправильно указал в резолютивной части решения на взыскание сумм за счет казны Российской Федерации, что не соответствует порядку исполнения судебных актов, предусмотренному статьями 242.3 - 242.5 БК РФ, и возлагает на финансовые органы не предусмотренную бюджетным обязательством обязанность исполнения решения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2021 г. N Ф07-5598/21 по делу N А66-11411/2020