10 июня 2021 г. |
Дело N А56-40193/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая Компания Грифон" Бурлакова В.В. (доверенность от 12.05.2020), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Балиной Ю.Л. (доверенность от 16.12.2020),
рассмотрев 02.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания Грифон" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А56-40193/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая Компания Грифон", адрес: 197374, Санкт-Петербург, Торфяная дорога, д. 7, лит. А, пом. 2Н-11Н, офис 204, ОГРН 1117847646069, ИНН 7814523041 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении автономной некоммерческой организации "Центр топливных разработок" (далее - Центр) как недействующего юридического лица, о признании недействительной записи от 03.06.2019 за государственным регистрационным номером (ГРН) 2197800140173 об исключении Центра из ЕГРЮЛ и об обязании Управления восстановить в ЕГРЮЛ сведения о Центре как о действующем юридическом лице.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.11.2020 и постановление от 17.02.2021, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что оснований для признания Центра, являющегося некоммерческой организацией, недействующим юридическим лицом и его исключения из ЕГРЮЛ по решению Управления не имелось.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Инспекция извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Центр зарегистрирован в качестве юридического лица, в ЕГРЮЛ 20.01.2006 внесена о создании соответствующей автономной некоммерческой организации с присвоением ОГРН 1067847098880.
Письмом от 28.12.2018 Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее - Управление Минюста) сообщило Управлению о непредставлении указанными в приложении к названному письму некоммерческими организациями, в числе которых указан Центр, отчетов и необеспечении с ними связи по их адресам, просило рассмотреть вопрос о возможности исключения таких организаций из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
04.02.2019 Управление приняло решение N 74 о предстоящем исключении Центра из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица в связи с непредставлением Центром в течение двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществлением операций хотя бы по одному банковскому счету.
Информация о принятии Управлением названного решения была опубликована в журнале "Вестник государственной регистрации" от 06.02.2019 N 5.
03.06.2019 Управлением принято решение об исключении Центра из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, в названный реестр внесена запись за ГРН 2197800140173 о прекращении деятельности Центра.
Общество, указывая на то, что оно состоит в договорных отношениях с Центром, ссылаясь на неправомерность принятого Управлением решения об исключении из ЕГРЮЛ некоммерческой организации, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения требований Общества.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, считает, что принятые по делу судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Законом.
Абзацем первым статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иному правовому акту и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу статьи 64.2 ГК РФ юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Аналогичные признаки недействующего юридического лица предусмотрены пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 названного Закона при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 3 той же статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Как следует из пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Суды установили, что на дату принятия Управлением решения от 04.02.2019 о предстоящем исключении Центра из ЕГРЮЛ оно отвечало признакам недействующего юридического лица.
Данные обстоятельства подтверждены справками от N 1920-С, 1920-О об отсутствии движения по банковским счетам и непредставлении в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, письмом Управления Минюста.
Как правильно указали суды, информация о принятии Управлением решения о предстоящем исключении Центра из ЕГРЮЛ была опубликована 06.02.2019 в установленном Законом N 129-ФЗ порядке, запись в ЕГРЮЛ об исключении этой организации из реестра как недействующего лица внесена 03.06.2019 - по истечении трех месяцев после соответствующей публикации.
Поскольку в течение предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ срока заявлений от Центра, кредиторов или иных лиц, в том числе и от Общества, в регистрирующий орган не поступило, суды пришли к правильному выводу о соответствии положениям Закона N 129-ФЗ оспариваемого заявителем решения Управления.
Не установив совокупности предусмотренных законом оснований для признания оспариваемых действий Управления незаконными, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам подателя жалобы его аргументы относительно соответствия Центра признакам действующего юридического лица со ссылкой на договор комиссии на совершение и исполнение сделки по реализации товара от 22.01.2019 N 03-01, были исследован судами и мотивированно ими отклонен.
Суды посчитали, что данный документ не является достоверным доказательством, опровергающим наличие у Центра признаков недействующего лица. При этом суды исходили из того, что названный договор подписан от имени Центра Трухиным С.Е., являющимся одновременно участником Общества с долей 90 % в уставном капитале, и что договоры, заключенные во исполнение договора комиссии с третьими лицами, не представлены.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А56-40193/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания Грифон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
...
Как правильно указали суды, информация о принятии Управлением решения о предстоящем исключении Центра из ЕГРЮЛ была опубликована 06.02.2019 в установленном Законом N 129-ФЗ порядке, запись в ЕГРЮЛ об исключении этой организации из реестра как недействующего лица внесена 03.06.2019 - по истечении трех месяцев после соответствующей публикации.
Поскольку в течение предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ срока заявлений от Центра, кредиторов или иных лиц, в том числе и от Общества, в регистрирующий орган не поступило, суды пришли к правильному выводу о соответствии положениям Закона N 129-ФЗ оспариваемого заявителем решения Управления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2021 г. N Ф07-5698/21 по делу N А56-40193/2020