08 июня 2021 г. |
Дело N А05-7302/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" Майоровой Т.Е. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 08.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А05-7302/2020,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Лесозавод 25" (адрес: 163025, г. Архангельск, ул. Постышева, д. 26; ОГРН 1022900521071; ИНН 2928001265; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - Министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении сторонами договора от 06.04.2020 N 2465 аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемого в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, изложив положения пункта 2.1, пункта 7 приложения 2, абзаца 7 приложения 4, таблиц, содержащихся в приложениях 4 и 5, пункта 7 приложения 6 указанного договора в редакции протокола разногласий от 15.05.2020, предложенной истцом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (адрес: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19; ОГРН 1047796366298; ИНН 7705598840; далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 07.12.2020 разногласия урегулированы на следующих условиях:
Пункт 2.1 в редакции ответчика: "2.1. Арендная плата по настоящему Договору составляет 3 347 722 руб. 20 коп. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приводится в приложении N 4 к настоящему Договору".
Пункт 7 приложения 2 в редакции истца: "7. Права третьих лиц:
Договор аренды лесного участка от 17.12.2018 N 2262, переданного ООО "Ремдорстрой" с целью разработки месторождения песка и песчано-гравийной смеси "Георгиевское", площадью 5,04 га".
Абзац 7 приложения 4 в редакции ответчика: "В течение 5 (пяти) лет (с 19.06.2019 по 18.06.2024) с даты приказа Минпромторга России N 2166 "О завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" при определении минимального размера арендной платы к сложившейся ставке платы за единицу объема лесных ресурсов (объема лесопользования) применяется понижающий коэффициент 0,5 в соответствии с требованиями пункта 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таблицы, содержащиеся в приложениях 4 и 5, в редакции ответчика:
Наименование показателя |
Объем лесопользования, м(3) |
Итого арендная плата, руб. |
Примечание |
||
Арендная плата, всего |
26 200 |
3 347 722,20 |
|
||
минимальный размер |
|
2 216 921,52 |
|
||
превышающий размер |
|
1 130 800,68 |
|
||
в т.ч.: Сплошные рубки |
20 600 |
2 931 851,15 |
|
||
минимальный размер |
|
1 942 952,25 |
|
||
превышающий размер |
|
988 898,90 |
|
||
в т.ч.: Выборочные рубки |
5 600 |
415 871,05 |
|
||
минимальный размер |
|
273 969,27 |
|
||
превышающий размер |
|
141 901,78 |
|
||
Арендная плата для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке |
|
||||
Арендная плата, всего |
8 377 |
820 871,30 |
|
||
минимальный размер |
|
820 871,30 |
|
||
превышающий размер |
|
- |
|
||
в т.ч.: Сплошные рубки |
6 538 |
722 089,41 |
|
||
минимальный размер |
|
722 089,41 |
|
||
превышающий размер |
|
- |
|
||
в т.ч.: Выборочные рубки |
1 839 |
98 781,89 |
|
||
минимальный размер |
|
98 781,89 |
|
||
превышающий размер |
|
- |
|
||
Арендная плата для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке |
|
||||
Арендная плата, всего |
17 823 |
2 526 850,90 |
|
||
минимальный размер |
|
1 396 050,22 |
|
||
превышающий размер |
|
1 130 800,68 |
|
||
в т.ч.: Сплошные рубки |
14 062 |
2 209 761,74 |
|
||
минимальный размер |
|
1 220 862,84 |
|
||
превышающий размер |
|
988 898,90 |
|
||
в т.ч.: Выборочные рубки |
3 761 |
317 089,16 |
|
||
минимальный размер |
|
175 187,38 |
|
||
превышающий размер |
|
141901,78 |
|
N п/п |
Календарный план |
Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка, всего |
В том числе |
||
в местный бюджет |
в бюджет субъекта Российской Федерации |
в федеральный бюджет |
|||
1П |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
71 |
15.02.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,06 |
221 692,16 |
22 |
15.03.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,06 |
221 692,16 |
73 |
15.04.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
74 |
15.05.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
75 |
15.06.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
76 |
15.07.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
<7 |
15.08.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
78 |
15.09.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221692,15 |
79 |
15.10.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
110 |
15.11.-10% |
334 772,22 |
- |
113 080,07 |
221 692,15 |
111 |
Итого (за год) -100% |
3 347 722,20 |
- |
1 130 800,68 |
2 216 921,52 |
Пункт 7 приложения 6 в редакции истца "7. Права третьих лиц:
Договор аренды лесного участка от 17.12.2018 N 2262, переданного ООО "Ремдорстрой" с целью разработки месторождения песка и песчано-гравийной смеси "Георгиевское", площадью 5,04 га".
Постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в урегулировании разногласий по договору аренды от 06.04.2020 N 2465 в редакции истца отменить. По мнению подателя жалобы, разногласия по договору аренды подлежат урегулированию в редакции истца в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Министерства от 18.05.2017 N 745р утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта "Строительство лесопильно-деревообрабатывающего комплекса в Маймаксанском округе г. Архангельска, ул. Родионова, 25", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов, со следующими параметрами инвестиционного проекта: общий объем инвестиций 4199,1 млн. руб.; срок реализации инвестиционного проекта - с 2015 по 2018 годы, срок окупаемости инвестиционного проекта - 10 лет.
Указанным распоряжением также утвержден перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.07.2017 N 2150 инвестиционный проект Общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 17.03.2020 N 273р перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта, и график заключения договоров аренды лесных участков, утвержденные в распоряжении от 18.05.2017 N 745р, изложены в новой редакции. Графиком предусматривается ежеквартальное заключение в период со 2-го квартала 2018 года по 1-й квартал 2025 года договоров аренды лесных участков общей площадью 2 434 652,9 га с общим ежегодным объемом использования лесов 2077,9 тыс. куб.м.
В соответствии с указанным графиком Министерством издано распоряжение от 03.04.2020 N 374р, согласно которому Обществу предоставлен в аренду сроком на 49 лет лесной участок в целях заготовки древесины для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, площадью 19 769,2619 га (по данным государственного лесного реестра - 19 543 га); местоположение лесного участка: МО "Верхнетоемский муниципальный район Архангельской области", Верхнетоемское лесничество, Нижнетоемское участковое лесничество (участок: Нижнетоемское) кв. 16, 34-40, 46-52, 63, 64; Верхнетоемское участковое лесничество (участок: совхоз "Верхнетоемский") кв. 7, 20-38; кадастровые номера: 29:02:082001:4, 29:02:041601:33, 29:02:041601:34, 29:02:041601:35, 29:02:110101:6, 29:02:111501:69, 29:02:111501:70, 29:02:111401:45, 29:02:110801:99, 29:02:110801:100, 29:02:110901:32, 29:02:110901:33, 29:02:111101:87, 29:02:111101:88, 29:02:111301:36, 29:02:111401:46, 29:02:111401:47, 29:02:111401:48, 29:02:111401:49, 29:02:111401:50, 29:02:032201:126, 29:02:032201:127, 29:02:032201:128, 29:02:032201:129, 29:02:032201:130, 29:02:032201:131, 29:02:030101:32, 29:02:030101:33, 29:02:030101:34, 29:02:030101:31, 29:02:010701:249, 29:02:010701:250, 29:02:111901:2, 29:02:041301:132.
Во исполнение распоряжения Министерство подготовило и направило в адрес Общества проект договора от 06.04.2020 N 2465 аренды лесного участка для заготовки древесины, заключаемый в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
В связи с несогласием с частью условий договора аренды Общество направило в адрес арендодателя протокол разногласий от 15.05.2020, в котором предложило свою редакцию ряда пунктов договора, в том числе пункта 2.1, пункта 7 приложения 2, абзаца 7 приложения 4, таблиц, содержащихся в приложениях 4 и 5, пункта 7 Приложения 6.
Поскольку Министерство с предложенными Обществом условиями не согласилось, в протоколе урегулирования разногласий от 03.06.2020 изложило спорные положения договора в первоначально предложенной редакции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора, частично в редакции, предложенной ответчиком.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как установлено пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Постановление N 190), действующей с 08.03.2018, предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным тем же постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение: 3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей; 5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей; 7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей; 10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.
Размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) настоящего постановления.
Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Согласно абзацу второму пункта 1(2) Постановления N 310 с даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что разногласия между Министерством и Обществом возникли относительно порядка определения ежегодного размера арендной платы для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке, и периода применения коэффициента 0,5 к размеру арендной платы, для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке.
При этом Общество исходит из того, что арендная плата для объема лесных ресурсов, не подлежащих переработке, подлежит определению без применения сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, тогда как Министерство настаивает на применении этого коэффициента.
Кроме того, Общество полагает, что началом применения коэффициента 0,5 к арендной плате для объема лесных ресурсов, подлежащих переработке на модернизированных мощностях, следует считать дату государственной регистрации права аренды лесного участка, Министерство же исчисляет этот срок с 19.06.2019 - даты издания приказа Минпромторга России от 19.06.2019 N 2116 "О завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", которым инвестиционный проект Общества признан завершенным.
Приняв во внимание изложенную позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что к заключаемому сторонами договору аренды подлежат применению положения Постановления N 310 в редакции Постановления N 190.
Судами установлено, что согласно распоряжению Министерства от 18.05.2017 N 745р об утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта общий объем инвестиций по проекту составляет 4199,1 млн. руб.
Судами двух инстанций также установлено, что согласно пояснениям Общества лесоперерабатывающие мощности, инвестирование в которые производилось по проекту, введены в эксплуатацию 30.11.2018.
При этом Министерство в предлагаемой редакции условий договора аренды исчисляет 5-летний срок применения коэффициента 0,5 с 19.06.2019, что позднее даты введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию согласно представленным актам Общества от 30.11.2018.
Учитывая, что исчисление начала срока применения коэффициента 0,5 с даты государственной регистрации договора аренды не соответствует положениям пункта 1(1) Постановления N 310 в редакции постановления N 190, суды пришли к выводу о том, что исчисление срока применения коэффициента 0,5 с 19.06.2019 в заключаемом сторонами договоре не нарушает права Общества.
Суды также отклонили доводы Общества относительно неправомерности применения в расчете арендной платы для иных лесных ресурсов среднего коэффициента превышения размера арендной платы в течение периода, когда применяется коэффициент 0,5 к размеру арендной платы для ресурсов, перерабатываемых на модернизированных мощностях, поскольку такое применение среднего коэффициента превышения размера арендной платы предусмотрено абзацем вторым пункта 1(1) Постановления N 310 в редакции Постановления N 190.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции урегулировал спорные положения пункта 2.1 договора, абзаца 7 приложения 4, таблиц, содержащихся в приложениях 4 и 5 к договору, в редакции, предложенной Министерством. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А05-7302/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Лесозавод 25" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.