15 июня 2021 г. |
Дело N А56-27550/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от индивидуального предпринимателя Захарян Нелли Вазгеновны представителя Кондратьева А.А. (доверенность от 17.03.2020), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Григорчака П.П. (доверенность от 25.12.2019), от акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" Кисловой О.С. (доверенность от 30.12.2020 N 49-2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Захарян Нелли Вазгеновны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А56-27550/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Захарян Нелли Вазгеновна, ОГРНИП 309784733600508, ИНН 784802294786 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания): о признании недействительным акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, являющимся приложением N 1 к договору от 11.09.2019 N 63272-ТСП-10; о применении последствия недействительности сделки в виде обязания Компании изменить границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон договора в соответствии с реальной балансовой принадлежностью, установив данную границу по входным фланцам трубопроводов на здании, принадлежащем Предпринимателю, с оформлением соответствующего акта разграничения (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - АО "Теплосеть СПб"), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация), закрытое акционерное общество "ВКЗ Дагвино" (далее - ЗАО "ВКЗ Дагвино").
Решением от 08.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 08.12.2020 и постановление апелляционного суда от 03.03.2021, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, представленные в дело документы не подтверждают факт приобретения права собственности на спорный тепловой ввод первоначальным собственником здания - ЗАО "ВКЗ "Дагвино", а также его использование данным юридическим лицом в своей деятельности. Вывод судов о том, что спорные сети приватизированы ЗАО "ВКЗ "Дагвино" является необоснованным, поскольку тепловые и инженерные сети, в том числе спорный тепловой ввод, не были поименованы в составе приватизируемого имущества с указанием их стоимости, года приобретения и инвентарного (учетного) номера, что является обязательным условием для включения имущества в баланс собственника.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Компании и АО "Теплосеть СПб" возражали против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель (покупатель) и ЗАО "ВКЗ "Дагвино" (продавец) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества от 25.12.2018 (далее - Договор от 25.12.2018), по которому продавец обязался передать в собственность покупателю нежилое здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Карпатская ул., д. 8, вместе с находящимся под ним земельным участком, а покупатель - принять указанные объекты и оплатить их на условиях договора.
Согласно пункту 1.3 Договора от 25.12.2018 продавец обязуется передать объекты с инженерными сетями водоснабжения, теплоснабжения и энергоснабжения в состоянии, пригодном для их использования в соответствии с назначением/разрешенным использованием.
Право собственности Предпринимателя на объекты зарегистрировано 23.01.2019.
В целях теплоснабжения здания Предприниматель 13.06.2019 обратился в адрес Компании с заявлением о заключении договора теплоснабжения.
В письме от 22.07.2019, направленном в адрес Предпринимателя, Компания указала на необходимость оформления, в том числе выписки из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей, которая предоставляется АО "Теплосеть СПб".
В отделении данной организации Предпринимателю было разъяснено о наличии теплового ввода - участка тепловой сети длиной 545 метров от наружной стены АК-8А (включая АК- 8а и УВВ- 1 с расположенным в них оборудованием) до первых фланцев задвижек в принадлежащем Предпринимателю здании. Согласно данным Компании и АО "Теплосеть СПб" указанный тепловой ввод всегда находился в собственности предыдущего владельца здания - ЗАО "ВКЗ "Дагвино" и его предшественников, ими эксплуатировался и обслуживался, и граница раздела балансовой принадлежности при смене собственника не меняется.
Из иска следует, что для решения вопроса об отоплении здания Предприниматель и ЗАО "ВКЗ "Дагвино" вынужденно оформили акты приема- передачи от 19.08.2019, по которым продавец передал, а покупатель принял тепловое оборудование, включая спорный тепловой ввод.
После предоставления соответствующих актов в АО "Теплосеть СПб" была изготовлена выписка из акта балансовой принадлежности, которая является приложением N 1 к договору теплоснабжения от 11.09.2019 N 63272-ТСП-10, заключенному между Предпринимателем (абонент) и Компанией (энергоснабжающая организация) в отношении объектов Предпринимателя (далее - Договор теплоснабжения).
В обоснование иска Предприниматель указал на то, что спорный тепловой ввод никогда не был в составе основных средств ЗАО "ВКЗ "Дагвино" и его правопредшественников, в связи с чем акт приема-передачи оборудования между ЗАО "ВКЗ "Дагвино" и Предпринимателем является недействительным, что приводит к недействительности акта разграничения балансовой принадлежности - приложения N 1 к Договору теплоснабжения в соответствующей части.
Предприниматель 19.02.2020 обратился к Компании с заявлением о пересмотре условий Договора теплоснабжения, однако в письме от 11.03.2020 Компания указала на то, что тепловой ввод находится в собственности Предпринимателя со ссылкой на акт приема-передачи между истцом и ЗАО "ВКЗ "Дагвино", в связи с чем оснований для пересмотра Договора теплоснабжения не имеется.
Дополнительно Предприниматель в обоснование иска сослался на письмо акционерного общества "Фонд имущества Санкт-Петербурга" от 20.01.2020 N 53/10 с указанием на отсутствие в документах по приватизации ЛВЗ ПАПО "Дагвино" сведений об указанном тепловом вводе, а также на то, что указанный тепловой ввод реально находится в пользовании и распоряжении АО "Теплосеть СПб" и Компании, поскольку используется в их деятельности, к нему подключен иной потребитель - общество с ограниченной ответственностью "Аванс" (далее - ООО "Аванс"). Передача эксплуатационной ответственности ЛВЗ ПАПО "Дагвино", по мнению Предпринимателя, была принудительной ввиду угрозы отключения тепла со стороны ЛРЭУ "Ленэнерго". В обоснование этого довода Предприниматель сослался на письмо ЛВЗ от 04.11.1988 и договор участия в развитии источника теплоснабжения от 13.09.1988.
Предприниматель также обратился в Администрацию с заявлением о признании указанного имущества бесхозяйным, считая, что спорный тепловой ввод может являться собственностью Санкт-Петербурга в силу положений приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Ссылаясь на то, что сделка между Предпринимателем и Компанией в оспариваемой части заключена под влиянием обмана, является сделкой на крайне невыгодных условиях и кабальной сделкой, Предприниматель на основании пунктов 2 и 3 статьи 179 и пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в иске отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) определены следующие понятия:
"акт разграничения балансовой принадлежности" - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
"граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 808 к договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Наличие данного акта является обязательным при заключении договора теплоснабжения.
Пунктом 2.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергии Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, определено, что разграничение ответственности за эксплуатации тепловых энергоустановок между организацией потребителем тепловой энергии и энергоснабжающей организацией определяется заключенным договором.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец не доказал наличие обстоятельств, свидетельствующих о недействительности спорного акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Суды установили, что АО "ВКЗ "Дагвино" явилось правопреемником ЛВЗ ПАПО "Дагвино" в отношении соответствующего имущества, а именно - арендуемых членами трудового коллектива акционерного общества и выкупившими имущество предприятия зданий, сооружений, нежилых помещений, а также зданий, сооружений, нежилых помещений, которыми они фактически владели, пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.
Спорный объект построен в рамках расширения ЛВЗ "Дагвино" в промзоне "Обухово" в 1985 году, что подтверждается представленной копией акта государственной приемочной комиссии от 20.09.1985; по состоянию на 1993 год (план приватизации ЛВЗ ПАПО "Дагвино" был утвержден 01.09.1993) он находился на территории завода.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.08.1992 N 547 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" в плане приватизации должно было специально указываться имущество, не подлежавшее приватизации.
Согласно странице 4 плана приватизации не подлежало здание главного корпуса по адресу: Санкт-Петербург, ул. Александра Невского, д. 6а.
Сведений о тепловой сети, как об объекте, не подлежащем приватизации, в плане приватизации не имеется.
Судами установлено, что по тексту плана приватизации (на страницах 6-7) указано на размер и особенности земельного участка, на котором расположено здание, где среди прочего указано на наличие подземных сетей отопления.
Как следует из свидетельства о праве собственности на землю СПб N 017614 от 03.04.2001, указанный участок перешел в собственность ЗАО "ВКЗ Дагвино".
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорная сеть входила в состав земельного участка и единого имущественного комплекса зданий и сооружений, которыми фактически владели, пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности члены трудового коллектива правопредшественника истца и выкупившие имущество предприятия.
При этом сведений о невозможности приватизации тепловой сети вместе со всем остальным имуществом, в материалах дела не имеется.
Кроме того, факт перехода спорной теплосети в собственность ЗАО "ВКЗ Дагвино" также подтверждается подписанным ЛВЗ ПАПО "Дагвино" договором на отпуск тепловой энергии от 04.11.1988 N ТЭ 31318/275, согласно пункту 13 которого границей обслуживания и ответственности потребителя являлась камера N 8а промзоны Обухово (то есть граница определена так же, как и в спорном акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон), а также письмом ЛВЗ ПАПО "Дагвино" от 04.11.1988 N 626; сведениями из подписанной ЗАО "ВКЗ Дагвино" инвентарной карточки от 27.03.2007 N 6, актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.04.2007, от 03.04.2015, письмами ЗАО "ВКЗ Дагвино" за 2015 - 2019 годы, направленными в адрес АО "Теплосеть СПб", из которых следует то, что ЗАО "ВКЗ Дагвино" признавало нахождение спорного ввода на его балансе, надлежащим образом эксплуатировало и содержало спорный тепловой ввод.
Суды правомерно отклонили довод подателя жалобы о том, что спорная тепловая сеть не поименована в плане приватизации, что, по его мнению, свидетельствует о том, что она осталась в государственной собственности или является бесхозяйной.
Суды установили, что спорная сеть была создана ЛВЗ ПАПО "Дагвино" в 1984 - 1985 годах (в приложении N 1 к плану приватизации указано, что здание цеха розлива на Полевой ул., д. 11 введено в эксплуатацию в декабре 1984 года, что сходится с данными акта от 20.09.1985) в целях ее использования в составе имущественного комплекса завода, то есть, не являлась городским объектом инженерной инфраструктуры, препятствий для ее приватизации и последующего перехода в собственность ЗАО "ВКЗ Дагвино" не имелось.
Из материалов дела не следует, что тепловая сеть в какой-либо период времени находилась в государственной собственности или являлась бесхозяйной. Напротив, имеющиеся доказательства указывают на то, что сеть была создана, принадлежала и надлежащим образом эксплуатировалась ЗАО "ВКЗ "Дагвино" и его правопредшественниками.
Апелляционный суд указал, что ЗАО "ВКЗ "Дагвино" неоднократно прямо подтверждало принадлежность спорной сети путем подписания соответствующих актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и оплаты теплопотерь, возникавших на теплосети, расчет которых осуществлялся, в том числе на основании дополнительного соглашения от 27.01.2014 N 2 к договору теплоснабжения от 01.11.2007 N 31314, заключенному в отношении объекта.
В установленном порядке тепловой ввод не признан бесхозяйным имуществом и, следовательно, подлежащим переходу в собственность города, соответствующая процедура, предусмотренная распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 30.09.1999 N 1503-р, не пройдена.
Также из представленных документов следует, что город Санкт-Петербург не признал данный тепловой ввод государственной собственностью Санкт-Петербурга в силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, что также могло бы являться основанием для включения этого ввода в реестр собственности Санкт-Петербурга.
Суды правомерно указали на то, что факт передачи тепловой энергии посредством спорного теплового ввода (в том числе и иному потребителю - потребителя - ООО "Аванс") сам по себе не является правовым основанием для признания данного имущества принадлежащим Компании или АО "Теплосеть СПб" на каком-либо праве.
Таким образом, спорный тепловой ввод последовал судьбе объекта и вместе с объектом перешел в собственность ЗАО "ВКЗ "Дагвино".
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания соглашения по определению границ ответственности в отношении тепловых сетей (акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющегося приложением N 1 к договору от 11.09.2019) и применении последствий недействительности и правомерно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А56-27550/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Захарян Нелли Вазгеновны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.