01 июля 2021 г. |
Дело N А56-19194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Судас Н.Е., судей Пастуховой М.В. и Старченковой В.В.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Яныкина А.А. (доверенность от 11.01.2021 N 2),
рассмотрев 24.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А56-19194/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, пр. 25-го Октября, д. 46, пом. 4-Н, ОГРН 1024701244655, ИНН 4705014183 (далее - Институт), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Теплове сети" г. Гатчина, адрес: 188304, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Володарского, д. 6, ОГРН 1024701246118, ИНН 4705014698 (далее - Предприятие), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 27.01.2020 N 270-4 на теплоснабжение и горячее водоснабжение (далее - Договор) по пунктам 4.1 и 4.2 Договора.
Определением суда от 05.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам о ценовой политике Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674 (далее - Комитет).
Решением суда от 17.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021, Институту отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Институт, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты, изложить пункт 4.1 Договора в редакции Института, пункт 4.2 - исключить из Договора.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что для определения подлежащих применению для расчетов по Договору тарифов на тепловую энергию и горячую воду критерием отнесения потребителей к категории "население" является не то, кому принадлежат жилые помещения, в которых эти потребители проживают (физическому лицу, организации либо публичному образованию), а то, в каких целях это помещения используются.
Определением суда кассационной инстанции от 03.06.2021 рассмотрение кассационной жалобы отложено до 24.06.2021
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" сведения о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы по настоящему делу размещены на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Института настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Представители Предприятия и Комитета, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствовало рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно пунктам 5.1.2, 5.1.3 и 5.3.18 устава целями деятельности Института являются управление, эксплуатация и ремонт объектов жилищного и коммунального назначения, оказание коммунальных услуг, а также сдача жилых и нежилых помещений в аренду (наем).
Согласно представленным в дело свидетельствам о государственной регистрации права и выпискам из единого государственного реестра недвижимости Институту на праве хозяйственного ведения принадлежат находящиеся в собственности Российской Федерации общежития, расположенные по адресам: Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Гагарина, д. 10, 13, 19 (далее - Общежития).
В дело представлены договоры найма жилых помещений в Общежитиях, заключенные Институтом (наймодателем) с гражданами (нанимателями).
Согласно названным договорам найма жилые помещения в Общежитиях предоставлялись нанимателям для временного проживания в связи осуществлением трудовой деятельности в Институте.
Письмом от 24.01.2020 N 65 Предприятие направило Институту проект Договора, согласно которому Предприятие (энергоснабжающая организация) обязалось отпускать Институту (абоненту) тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения Общежитий.
В пункте 4.1 проекта Договора Предприятие указало тарифы на тепловую энергию и горячую воду, подлежащие применению для расчетов сторон за период с 01.07.2018 по 31.12.2019; в пункте 4.2 - ориентировочную стоимость тепловой энергии и горячей воды в год.
Письмом от 03.02.2020 N 300-01/149 Институт направил Предприятию протокол разногласий к Договору, в котором предложил в пункте 4.1 Договора указать тарифы на тепловую энергию и горячую воду, утвержденные для расчетов за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с населением, пункт 4.2 - из Договора исключить.
Письмом от 06.02.2020 N 121 Предприятие направило Институту протокол согласования разногласий, в котором предложило изложить пункты 4.1 и 4.2 Договора в редакции Предприятия.
Поскольку стороны не урегулировали разногласия по пунктам 4.1 и 4.2 Договора, Институт обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Судами установлено и следует из материалов дела, что разногласия сторон касаются тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости поставленных по Договору тепловой энергии и горячей воды для теплоснабжения и горячего водоснабжения жилых помещений в Общежитиях, принадлежащих Институту на праве хозяйственного ведения (для группы "население" или для группы "иные потребители").
Поскольку Общежития принадлежат Институту на праве хозяйственного ведения, суды сделали вывод, что тепловая энергия и горячая вода по Договору поставляются непосредственно Институту, в связи с чем не усмотрели правовых оснований для расчетов по Договору с применением тарифов, установленных для группы "население".
Арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права и исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, составляет жилищный фонд, который в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищный фонд.
Государственный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования (часть 3 статьи 19 ЖК РФ).
Как установлено пунктом 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV этого Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу пункта 2 части 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду.
Согласно части 1 статьи 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1 статьи 99 ЖК РФ).
Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (часть 2 статьи 105 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за горячую воду и тепловую энергию.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как установлено пунктом 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, предусмотренным пунктом 4 данного документа. К категориям потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, относятся в том числе наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Уставом Институт наделен полномочиями на заключение договоров найма жилых помещений.
Согласно материалам дела, поставка коммунальных ресурсов по Договору предусмотрена в отношении Общежитий, жилые помещения в которых Институт (наймодатель) предоставляет гражданам (нанимателям) по договорам найма для временного проживания.
При указанных обстоятельствах Институт обоснованно настаивал на применении для расчетов по Договору тарифов на тепловую энергию и горячую воду, установленных для группы потребителей "население".
Вывод судов об обратном основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.
Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям.
Установление различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Критерием отнесения потребителя к категории "население" является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
Согласно пункту 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Учитывая, что жилое назначение помещений создает презумпцию его использования для целей проживания в них граждан, использование тарифов на коммунальные ресурсы, установленных для группы "население", предполагается.
Исходя из принципа равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), и принимая во внимание, что обязательства собственника жилых помещений (в данном случае и наймодателя жилых помещений в Общежитиях, фактически осуществляющего управление Общежитиями и приобретающего коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг гражданам) перед ресурсоснабжающей организацией не могут превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей, для расчетов по Договору подлежат применению тарифы, установленные для группы "население".
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении ВС РФ от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя Института в суде кассационной инстанции, указанная в пункте 4.2 проекта Договора ориентировочная стоимость тепловой энергии и горячей воды в год (2 339 763 руб. 66 коп.) рассчитана с применением тарифов, установленных для группы "иные потребители".
Поскольку ориентировочная стоимость тепловой энергии и горячей воды в год не является существенным условием договора теплоснабжения и горячего водоснабжения и стороны не достигли соглашения по пункту 4.2 Договора, данный пункт подлежит исключению из Договора.
В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций является в том числе неправильное применение норм материального права.
Так как неправильное применение судами норм материального права повлияло на исход настоящего дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенного права, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 5 статьи 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным названной статьей.
На основании изложенного судебные расходы, понесенные Институтом на уплату государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб, относятся на Предприятие.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А56-19194/2020 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Пункт 4.1 договора от 27.01.2020 N 270-4 на теплоснабжение и горячее водоснабжение изложить в редакции федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт":
"4.1. Абонент ежемесячно оплачивает тепловую энергию и горячую воду, израсходованную им, по тарифам, утверждаемым ежегодно приказом комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) и соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075.
4.1.1. Тарифы на 2018 год утверждены приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) N 633-п от 19.12.2017 (с изменениями, внесенными приказом N 222-п от 15.11.2018) в период с 01.11.2018 по 31.12.2018 и составляют:
-на тепловую энергию в размере 1 580,89 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* на горячую воду, в том числе:
* компонент на тепловую энергию 1 293,06 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* компонент на теплоноситель 16,77 руб. за 1 м3 (с учетом НДС).
4.1.2. Тарифы на 2019 год установлены приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) N 677-п от 20.12.2018 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую волу (горячее водоснабжение), поставляемые населению, организациям, приобретающим тепловую энергию и горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области в 2019 году":
-на тепловую энергию:
* в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 1 607,68 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* в период с 01.07.2019 по 31.12.2019. в размере I 639,83 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).
- на горячую воду:
- в период с 01.01.2019 по 30.06.2019:
* компонент на тепловую энергию I 314,97 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* компонент на теплоноситель 17,05 руб. за 1 м3 (с учетом НДС).
- в период с 01.07.2019 по 31.12.2019:
* компонент на тепловую энергию 1 341,27 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* компонент на теплоноситель 17,40 руб. за 1 м3 (с учетом НДС).
4.1.3. Тарифы на 2020 год установлены приказом Комитета по тарифам и ценовой политике (ЛенРТК) N 711-п от 20.12.2020:
- на тепловую энергию:
* в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 1 639,83 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 1 713,66 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).
- на горячую волу:
- в период с 01.01.2020 по 30.06.2020:
* компонент на тепловую энергию 1 341,27 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* компонент на теплоноситель 17,40 руб. за 1 м3 (с учетом НДС).
- в период с 01.07.2020 по 31.12.2020:
* компонент на тепловую энергию 1 416,38 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС);
* компонент на теплоноситель 18,37 руб. за 1 м3 (с учетом НДС).".
Пункт 4.2 из договора от 27.01.2020 N 270-4 на теплоснабжение и горячее водоснабжение исключить.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Теплове сети" г. Гатчина, адрес: 188304, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Володарского, д. 6, ОГРН 1024701246118, ИНН 4705014698, в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, пр. 25-го Октября, д. 46, пом. 4-Н, ОГРН 1024701244655, ИНН 4705014183, 12 000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
Н.Е. Судас |
Судьи |
Н.Е. Судас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.