Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2021 г. N Ф07-5289/21 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А56-19194/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Мельниковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Яныкин А.А. (доверенность от 11.01.2021)
- от ответчика: Беляева Е.Д. (доверенность от 09.10.2019)
- от 3-го лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37127/2020) Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 по делу N А56-19194/2020,
принятое по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" к муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" г.Гатчина
3-е лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
о принятии и об исключении пунктов договора
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-эксплуатационное коммунальное предприятие" Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" г. Гатчина (далее - Предприятие) о принятии пункта 4.1 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 270-4 в редакции истца, а также об исключении пункта 4.2 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения N 270-4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением суда от 17.11.2020 в иске отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что спорные здания принадлежат истцу на праве хозяйственного ведения, в то же время здания являются общежитиями, имеют назначение: жилое, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о праве хозяйственного ведения и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 30 - 41).
Выводы суда о том, что истец приобретает коммунальную услугу по теплоснабжению и горячему водоснабжению для собственных нужд, а не для предоставления её населению опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Так, в материалы дела представлены:
- справки Ф-9 о регистрации граждан по месту жительства (л.д. 79, 80, 105);
- договоры найма жилого помещения в общежитии (л.д. 97 - 104, 106 - 107).
Указанные документы подтверждают, что истец выступает в качестве наймодателя, который предоставляет жилые помещения специализированного жилого фонда в спорных зданиях общежитий, для временного проживания в них.
Указанными договорами найма предусмотрено, что наниматель вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, истец является наймодателем и исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в отношениях с проживающими гражданами.
Законодатель в областном законе N 75-оз и Правилах N 33 предусмотрел возможность получения субсидии для ответчика - ресурсоснабжающей организации, при возмещении затрат, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области для населения.
Данные доводы также подтверждаются письмом Комитета, представленному ответчиком в материалы дела (л.д. 201, 202).
Вывод суда о том, что для применения льготного тарифа на тепловую энергию и горячее водоснабжение необходима лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является несостоятельной.
В настоящем судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении своей апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, за Институтом на праве хозяйственного ведения закреплены следующие объекты недвижимости:
* трехэтажное здание общежития с подвалом, назначение: жилой дом, площадью 1655,6 кв.м., кадастровый номер: 47:25:0101003:83, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Гагарина, д. 10, лит. А;
* трехэтажное здание общежития с подвалом, назначение: жилой дом, площадью 1212,0 кв.м., кадастровый номер: 47:25:0102017:108, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Гагарина, д. 13, лит. А;
* трехэтажное здание общежития с подвалом, назначение: жилой дом, площадью 1696,1 кв.м., кадастровый номер: 47:25:0102036:73, расположенное по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Гагарина, д. 19, лит. А.
Письмом от 24.01.2020 N 65 (вх. N 300-02/46 от 24.01.2020) в адрес Института от МУП "Тепловые сети" г. Гатчины поступил договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 270-4 в отношении указанных зданий.
Письмом от 03.02.2020 истец направил в адрес ответчика подписанный договор с протоколом разногласий.
07.02.2020 в адрес истца от ответчика поступило письмо от 06.02.2020, с подписанным протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий.
Из протокола согласования разногласий следовало, что пункты договора, не приняты в редакции истца, что послужило основанием для обращения истца в суд для согласования условий договора в редакции истца.
Истец просит принять пункты 4.1 и 4.2 Договора в его редакции по следующим основаниям:
- ответчик при начислении платы за тепловую энергию и горячую воду применяет тарифы установленные Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике (далее Приказы ЛенРТК) N 226-п от 19.11.2015 с изменениями внесенными Приказом N 344-п от 14.12.2017, N 551-п от 20.12.2018.
По мнению истца, указанными Приказами ЛенРТК установлены тарифы на тепловую энергию, горячую воду, теплоноситель, поставляемые муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети" г.Гатчины (Ответчик) потребителям (кроме населения) на территории Ленинградской области.
В то же время Предприятие считает, что при предоставлении услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению должны применяться тарифы установленные Приказами ЛенРТК N 633-п от 19.12.2017 с изменениями внесенными Приказом N 222-п от 15.11.2018, N 677-п от 20.12.2018, N 711-п от 20.12.2019, которые устанавливают тарифы на тепловую энергию, горячую воду, теплоноситель, поставляемые населению, организациями, приобретающими тепловую энергию и горячую воду для предоставления коммунальных услуг населению, на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в том числе в г. Гатчина.
Указанные дома, являются зданиями общежитий, назначение - жилое, используются для проживания сотрудников НИЦ "Курчатовский институт", НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ, НИЦ "Курчатовский институт" - ПЭКП.
Ответчик против удовлетворения данных требований возражал, пояснив, что не может начислять плату истцу за потребленную тепловую энергию в соответствии с Приказом ЛенРТК N 677-П от 20.12.2018, поскольку ответчик не является организацией, приобретающей коммунальную услугу для предоставления ее населению (управляющей компанией и т.п.), а приобретает ее для собственных нужд, так как является собственником зданий на праве хозяйственного ведения.
В случае применения льготного тарифа, установленного для населения (Приказ комитета по тарифам и ценовой политике N 677-п от 20.12.2018 в отношении данных общежитий, разница стоимости тепловой энергии по тарифу для истца и по тарифу для населения должна компенсироваться из бюджета Ленинградской области в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 5 Закона Ленинградской области от 20.07.2015 N 75-оз "О льготных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Ленинградской области" компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на территории Ленинградской области, осуществляется в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, предоставляемых указанным организациям за счет средств областного бюджета Ленинградской области в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
Предоставление субсидий с 08.02.2018, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 08.02.2018 N 33 (ред. от 23.04.2020) "Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области ресурсоснабжающим организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) теплоснабжения и горячего водоснабжения, реализуемые населению на территории Ленинградской области, в рамках реализации государственной программы Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" (далее по тексту - Порядок) на основании заключенных ресурсоснабжающими организациями с Комитетом соглашениями о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 2.11 пп. а Порядка, Ресурсоснабжающая организация должна предоставить документы, основным из которых является копия договора на поставку коммунальных ресурсов (услуг), заключенных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" с управляющими организациями, товариществами или кооперативами, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг. Также у указанных организаций должна быть лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и решение органа государственного жилищного надзора о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (для управляющих организаций), данный документ отсутствует у истца, так как он является собственником спорных зданий (общежитий) (Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498; в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 897).
В данном случае, применение льготного тарифа в отношении зданий истца, не представляется возможным в силу закона.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 по делу N А56-19194/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19194/2020
Истец: НИЦ "КУРЧАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ" ПЭКП
Ответчик: МУП "Тепловые сети" г.Гатчина
Третье лицо: Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области