01 июля 2021 г. |
Дело N А56-40877/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от акционерного общества "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники" Чурсиной А.Ю. (доверенность от 01.01.2021), от Санкт-Петербургской таможни Ивановой Ю.С. (доверенность от 13.04.2021),
рассмотрев 01.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2021 по делу N А56-40877/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники", адрес: 160009, г. Вологда, Зосимовская ул., д. 107, ОГРН 1113525015581, ИНН 3525268892 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), от 01.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267,10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129, 10210240/070917/0003680,10210240/190917/0003871, 10210240/181017/0004378, 10210240/141217/0005456,10210240/271217/0005670, 10210240/251217/0005636, 10210240/061217/0005339,10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924, 10210240/230818/0002932,10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.03.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 09.09.2020 и постановление от 07.03.2021 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что Общество при декларировании и перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) заявило о вывозе лесоматериалов по лицензиям, выданным Минпромторгом России на иной товар, и, соответственно, не применимым к поставке рассматриваемых товаров. По мнению таможенного органа, спорные разовые лицензии не относятся к вывозимому Обществом товару и не могут быть использованы в качестве подтверждения обоснованности применения льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, поскольку лицензии выданы Обществу как лицу, не являющемуся посредником.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение обязательств по внешнеэкономическим контрактам от 16.03.2017 N 771254581, от 01.12.2017 N 771294290, от 01.03.2018 N 871308708, от 15.03.2018 N 15162, заключенным с иностранными компаниями "UPM KYMMENE OY" и "Stora Enso Oyj" (Финляндия), Общество в 2017 - 2018 годах с применением порядка периодического (временного периодического) таможенного декларирования поместило под таможенную процедуру экспорта товар: "бревна сосновые для распиловки и строгания, вид "PINUS SYLVESTRIS L", "бревна еловые для выработки лущеного шпона, вид "PICEA ABIES KARST", "балансы сосновые вида "PINUS SYLVESTRIS L". Вывезенные товары классифицированы в товарных подсубпозициях 4403 21 110 0, 4403 22 100 0, 4403 21 190 0, 4403 23 110 0 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД).
После фактического вывоза данных товаров с таможенной территории ЕАЭС Обществом в установленном порядке в таможенный орган поданы полные ДТ. При декларировании спорных товаров Обществом применена пониженная ставка вывозной таможенной пошлины (13% и 15%) на основании выданных Минпромторгом разовых экспортных лицензий от 28.04.2018 N 282RU18002003480, 282RU18002003479, 281RU18002003478, от 07.05.2018 N 281RU18002003473 (контракт от 15.03.2018 N 15162), от 26.04.2017 N 281RU17002003723, 282RU17002003722, 282RU17002003720 (контракт от 16.03.2017 N 771254581), от 21.02.2018 N 281RU18002001115, от 13.02.2018 N281 RU18002001119 (контракт от 01.12.2017 N 771294290), от 28.04.2018 N 281RU18002003477, от 07.05.2018 N 282RU18002003475, 282RU18002003476 (контракт от 01.03.2018 N 871308708), сведения о которых отражены в графах 44 ДТ.
Товар выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Впоследствии, в октябре 2019 - мае 2020 года, Таможней в соответствии со статьей 322 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка Общества по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, по результатам которой составлен акт от 07.05.2020 N 10210000/210/070520/А000065.
По результатам рассмотрения материалов проверки Таможня пришла к выводу о применении к экспортированным товарам ставки таможенной пошлины в размере 80 процентов от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, в связи с чем Обществу доначислена таможенная пошлина в сумме 100 164 097 руб. 80 коп.
Как указал таможенный орган, согласно сведениям, представленным при декларировании спорных товаров и полученным в ходе проверки, реализация товаров на экспорт осуществлялась Обществом на основании договоров комиссии от 20.12.2011 N 13, 9, 7, заключенных с закрытыми акционерными обществами (далее - ЗАО) "Австрофор", "Онегалеспром", "Вожега-Лес"; названные организации являлись собственниками товаров на территории ЕАЭС. Однако в графе 17 заявлений на выдачу лицензий и в самих лицензиях, выданных Обществу, информация о наличии посреднических договоров отсутствовала. По мнению Таможни, представленные Обществом экспортные лицензии, выданные Обществу как лицу, не являющемуся посредником, не могут являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 13% и 15%, поскольку не подтверждают право на экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые заявлены в ДТ. На основании изложенного таможенный орган посчитал, что Общество при декларировании и перемещении товаров через границу ЕАЭС по спорным ДТ заявило о вывозе лесоматериалов по лицензиям, выданным на иной товар и, соответственно, не применимым к поставке рассматриваемых товаров.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Таможня 01.06.2020 вынесла решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267,10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129, 10210240/070917/0003680,10210240/190917/0003871, 10210240/181017/0004378, 10210240/141217/0005456,10210240/271217/0005670, 10210240/251217/0005636, 10210240/061217/0005339,10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924, 10210240/230818/0002932,10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182.
Общество оспорило решения Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 152 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено данным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при условии соблюдения запретов и ограничений (подпункт 2 пункта 1 статьи 213 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Статьей 351 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
В отношении товаров ель обыкновенная "Picea abies Karst" (коды 4403 20 110 1, 4403 20 110 2 ТН ВЭД), сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." (коды 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 ТН ВЭД), сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." (коды 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0 ТН ВЭД) государствами - членами ЕЭАС применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации (раздел 2.28 Единого перечня товаров). Ограничения применяется в отношении товаров, происходящих из государства - члена ЕАЭС, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.
Использование тарифной квоты экспортерами осуществляется на основании экспортной лицензии, выданной компетентными органами России (пункт 1 статьи 8 Протокола между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена Письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский Союз, подписанного в г. Женеве 16.12.2011; далее - Протокол о модальностях).
Пунктом 3 статьи 8 Протокола о модальностях установлен перечень документов, представляемых для получения указанной лицензии, а именно: надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора. Вместе с вышеперечисленными документами для получения экспортной лицензии экспортером представляется разрешение на квоту, предоставленного импортеру в соответствии со статьей 5 Протокола о модальностях.
Согласно пункту 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В отношении товаров с кодами 4403 20 110 1, 4403 20 110 2, 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 ТН ВЭД применяется ставка вывозной таможенной пошлины в размере 80% таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м, а при наличии лицензии, выданной Минпромторгом России - 13% (в отношении бревен из ели) и 15% (в отношении бревен из сосны) таможенной стоимости (постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
На лесоматериалы хвойных пород, в том числе относящиеся к кодам 4403 20 110 1, 4403 20 110 2, 4403 20 310 1, 4403 20 310 2 ТН ВЭД, установлены тарифные квоты, распределение которых осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Минпромторгом разовых лицензий (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 утверждены Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее - Правила N 779).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 779 (в редакции, действовавшей в спорный период) для оформления лицензии участником внешнеэкономической деятельности представляются заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления; копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.
В силу пункта 7 Правил N 779 лицензия выдается при представлении оригинала или дубликата разрешения на квоту.
Таким образом, указанные положения пунктов 6 и 7 Правил N 779 содержат аналогичный перечень документов, что и статья 8 Протокола о модальностях.
Как установлено судами, у Общества имеются выданные Минпромторгом России разовые экспортные лицензии лицензий от 28.04.2018 N 282RU18002003480, 282RU18002003479, 281RU18002003478, от 07.05.2018 N 281RU18002003473 (контракт от 15.03.2018 N 15162), от 26.04.2017 N 281RU17002003723, 282RU17002003722, 282RU17002003720 (контракт от 16.03.2017 N 771254581), от 21.02.2018 N 281RU18002001115, от 13.02.2018 N 281 RU18002001119 (контракт от 01.12.2017 N 771294290), от 28.04.2018 N 281RU18002003477, от 07.05.2018 N 282RU18002003475, 282RU18002003476 (контракт от 01.03.2018 N 871308708), действие которых не прекращено и не приостановлено на момент вывоза товара.
Указанные в экспортных лицензиях сведения, а также наименование и объем вывозимых лесоматериалов полностью совпадают со сведениями, содержащимися в разрешениях на квоту.
Доказательств того, что Обществом вывезен объем лесоматериалов с применением льготной ставки сверх предусмотренного разрешениями на квоту, Таможня в материалы дела не представила. Об их наличии таможенный орган не заявлял.
Лицензии были выданы Обществу как поставщику товара по контрактам, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранным контрагентам, передает товары и право собственности на них. Сведения о контрактах указаны в спорных ДТ вместе с договорами комиссии, декларациями по сделкам с лесом Лес ЕГАИС и договорами с производителями, что позволяет однозначно идентифицировать вывезенные по спорным ДТ лесоматериалы с выданными разовыми экспортными лицензиями.
Суды оценили и отклонили довод таможенного органа о том, что спорные разовые лицензии не относятся к вывозимому Обществом товару, не могут быть использованы в качестве подтверждения обоснованности применения льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, поскольку в заявлениях о выдаче разовых лицензий и в самих лицензиях не указаны сведения о заключенных Обществом договорах комиссии.
Судами принято во внимание, что в период спорных правоотношений порядок и форма заполнения заявления на получение лицензии на экспорт лесоматериалов не были однозначно определены, поскольку указанное в пункте 3 Правил N 779 (в редакции, действовавшей на момент получения Обществом лицензий) Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, утратило силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, то есть с 1 января 2015 года, а внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 N 1124 изменения в пункт 3 Правил N 779 вступили в силу с 18.09.2019, то есть уже после получения Обществом лицензий и вывоза товара по спорным ДТ.
При этом суды отметили, что Протокол о модальностях, Правила N 779, а также Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденная решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, на которую ссылается таможенный орган, не содержат ограничений в праве получения разовой экспортной лицензии участником внешнеторговой деятельности, не имеющим статуса собственника товара, поскольку при оформлении лицензии принципиальное значение имеет только наличие внешнеторговой сделки, разрешения на квоту у иностранного контрагента, наименование и количество лицензируемого товара.
Действовавшее правовое регулирование в спорных правоотношениях не устанавливало требования о представлении соискателем лицензии документов, подтверждающих, что он является собственником экспортируемой древесины.
Следовательно, право собственности на экспортируемые лесоматериалы не являлось основанием для предоставления тарифной квоты и разовых экспортных лицензий и применения ставок вывозной таможенной пошлины в размере 13% и 15%, установленных постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе". Спорными нормами не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии. Обществом тарифные квоты и лицензии не передавались и не переуступались третьему лицу по договору, а использовались непосредственно заявителем при исполнении заключенных им внешнеторговых контрактов.
Довод Таможни относительно того, что Обществом не передается право собственности на товар по внешнеторговому контракту, следовательно, указание иностранного импортера, получившего разрешение на квоту, представляет собой недостоверные сведения, рассмотрен судами и признан несоответствующим существу договора комиссии, определенному статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как верно указали суды, форма взаимоотношений Общества и ЗАО "Австрофор", ЗАО "Онегалеспром", ЗАО "Вожега-Лес" предусматривает право комиссионера заключать сделки и распоряжаться товаром комитента при исполнении обязательств по договору в силу закона, поэтому отдельного описания прав комиссионера по распоряжению товаром в договоре комиссии не требуется. В данном случае по внешнеторговым контрактам 16.03.2017 N 771254581, от 01.12.2017 N 771294290, от 01.03.2018 N 871308708, от 15.03.2018 N 15162 именно Общество выступало, как поставщик, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них.
По существу доводы жалобы выражают несогласие Таможни с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, направлены на иную оценку представленных в материалы дела доказательств, не опровергают выводы судов и не подтверждают, что суды неполно и необъективно исследовали все имеющиеся в деле доказательства.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ими правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств, установленных судами, и сделанных им выводов.
С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому жалоба таможенного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2021 по делу N А56-40877/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Таможни относительно того, что Обществом не передается право собственности на товар по внешнеторговому контракту, следовательно, указание иностранного импортера, получившего разрешение на квоту, представляет собой недостоверные сведения, рассмотрен судами и признан несоответствующим существу договора комиссии, определенному статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации. Как верно указали суды, форма взаимоотношений Общества и ЗАО "Австрофор", ЗАО "Онегалеспром", ЗАО "Вожега-Лес" предусматривает право комиссионера заключать сделки и распоряжаться товаром комитента при исполнении обязательств по договору в силу закона, поэтому отдельного описания прав комиссионера по распоряжению товаром в договоре комиссии не требуется. В данном случае по внешнеторговым контрактам 16.03.2017 N 771254581, от 01.12.2017 N 771294290, от 01.03.2018 N 871308708, от 15.03.2018 N 15162 именно Общество выступало, как поставщик, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2021 г. N Ф07-7478/21 по делу N А56-40877/2020
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42671/2021
01.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7478/2021
07.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30750/20
09.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-40877/20