08 июля 2021 г. |
Дело N А21-15317/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18" Шешеловского А.А. (доверенность от 17.05.2021),
рассмотрев 06.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А21-15317/2019,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининградская область, город Калининград, улица Коперника, дом 2-4, помещение литер XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие, истец), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18", адрес: 236017, Калининградская область, город Калининград, улица Бородинская, дом 14, ОГРН 1083925036711, ИНН 3905604861 (далее - Общество, ответчик), о взыскании 3 598 926 руб. 57 коп. задолженности за период с 01.01.2019 по 31.07.2029, 344 678 руб. 61 коп. пени за период с 10.02.2019 по 07.02.2020.
Решением суда первой инстанции от 17.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Дополнительным решением от 07.09.2020 суд взыскал с истца в доход федерального бюджета 3 613 руб. государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.03.2021 решение суда от 17.08.2020 с учетом дополнительного решения от 07.09.2020 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и нарушение им норм процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, выводы апелляционного суда о наличии между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и обязанности Общества оплачивать услуги Предприятия противоречат нормам Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По мнению Общества, у него отсутствует обязанность заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора - с 01.01.2019.
Предприятие действует на основании лицензии от 08.09.2017 N (39)-4360-СТУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области 20.06.2018.
Общество является управляющей организацией, в чьем управлении на основании договоров управления находится ряд многоквартирных домов (далее - МКД) в городе Калининграде.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО было размещено на официальном сайте регионального оператора 12.12.2018.
Обращаясь с настоящим иском, Предприятие указало, что письмом от 26.04.2019 N 2677-ДД направило в адрес Общества проект договора N 210100210, датированный 01.01.2019. В названном письме региональный оператор также указал, что в нарушение требований действующего законодательства управляющей организацией не подана заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, просил направить заявку на заключение договора, обратил внимание Общества, что управляющая организация в случае возникновения разногласий в отношении начисленного объема может направить в адрес регионального оператора данные для проведения сверки и последующего перерасчета.
По условиям пункта 6 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Согласно пункту 7 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.
Пунктом 24 договора определено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Названое письмо с проектом договора получено Обществом 10.06.2019.
Подписанный со стороны Общества договор региональному оператору не направлен.
В отсутствие заключенного договора Предприятие в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 оказало соответствующие услуги в отношении спорных МКД, находящихся в управлении Общества.
В обоснование иска Предприятие указало, что в спорный период правоотношения сторон регулировались условиями типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который считается заключенным между Предприятием и Обществом с 01.01.2019.
Предприятие произвело расчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из норматива накопления ТКО.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по внесению платы за оказанные услуги у последнего сформировалась задолженность за период с 01.01.2019 по 31.07.2019 в размере 3 598 926 руб. 57 коп.
Поскольку оплата оказанных услуг Обществом не произведена, претензия с требованием погасить задолженность за оказанные услуги и уплатить пени оставлена без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что договор между сторонами является незаключенным, а объем, стоимость услуг и факт их оказания Предприятием - не доказанными.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, апелляционный суд руководствовался нормами Закона N 89-ФЗ, Правил N 1156, Правил N 354 и пришел к выводу, что договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - типовой договор), а размер взыскиваемой задолженности подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится юридическая фикция заключения договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения юридической фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Принимая во внимание факты размещения Предприятием на своем официальном сайте 12.12.2018 предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, наличия соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, руководствуясь приведенными нормами, апелляционный суд пришел к правильному выводу, что договор между сторонами заключен на условиях типового договора.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у него как управляющей организации обязанности по заключению с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в МКД (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление МКД.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно в частности обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Как установлено частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса.
Таким образом, в отсутствие обстоятельств, при которых допускается заключение Предприятием договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений в МКД, обязанность заключить с Предприятием такой договор лежит на Обществе, если оно осуществляет управление МКД.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Нормативы накопления ТКО по категориям объектов на территории Калининградской области утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области и признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 04.05.2018 N 203" (далее - Приказ N 218).
Довод подателя жалобы о различиях цены за единицу измерения в счетах-фактурах Предприятия и в Приказе N 218 был предметом исследования и оценки апелляционного суда и признан несостоятельным в связи с тем, что расчеты регионального оператора с управляющими организациями осуществляются на основании тарифа, утвержденного Приказом N 218, и определенного для населения на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в размере 510 руб. 75 коп. (с НДС), с 01.04.2019 по 31.12.2019 - 488 руб. 57 коп. (с НДС).
При формировании счетов-фактур тариф без НДС отличается в связи с округлениями в расчетах.
Проверив представленный Предприятием расчет задолженности, апелляционный суд признал его соответствующим приведенным нормам.
Периодичность вывоза ТКО региональным оператором соответствует СанПиН 42-128-4690-88, утвержденным Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88.
Места (площадки) накопления ТКО по объектам (многоквартирным домам) Общества указаны в открытом доступе на официальном сайте https://www.klgd.ru/ администрации городского округа "Город Калининград" в реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа "Город Калининград".
Вопреки доводам подателя жалобы, уточняя исковые требования, Предприятие руководствовалось представленными Обществом сведениями о количестве расчетных единиц по МКД, находящихся в управлении последнего (том дела 3, листы 10-144).
Апелляционный суд также учел, что в связи с переходом на прямые расчеты с региональным оператором на основании представленных протоколов общих собраний собственников жилых помещений МКД, находящихся в управлении Общества, Предприятие производило соответствующие корректировки в счетах, выставляемых ответчику.
При этом в случае, если до принятия решения о переходе на прямые расчеты с Предприятием потребители (жители МКД, находящихся под управлением Общества) произвели оплату на расчетный счет регионального оператора, оплаченная сумма зачислена на лицевой счет адреса, указанного в платежном документе, в счет погашения текущих начислений с даты заключения прямых договоров или согласно заявлениям потребителей оплаченные ими суммы возвращены на их расчетный счет (том дела 6, листы 122-233, том дела 7, листы 147-181).
С учетом установленных обстоятельств дела апелляционный суд правомерно удовлетворил иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов апелляционного суда применительно к установленным им обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А21-15317/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ-18" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД.
Как установлено частью 12 статьи 161 ЖК РФ, управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса.
...
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
...
Периодичность вывоза ТКО региональным оператором соответствует СанПиН 42-128-4690-88, утвержденным Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2021 г. N Ф07-7114/21 по делу N А21-15317/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8110/2021
29.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22182/2021
08.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7114/2021
02.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28092/20
08.09.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-15317/19
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-15317/19