14 июля 2021 г. |
Дело N А21-3908/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" Уруджева Д.А. (доверенность от 17.03.2021 N 058-АК/21),
рассмотрев 13.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А21-3908/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ", адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 10, пом. 19, офис 518А, ОГРН 1028600589214, ИНН 8602142790 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, адрес: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Геологическая ул., д. 2, ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058 (далее - Инспекция), от 14.03.2019 N 589, от 29.03.2019 N 594 и 596. Заявления приняты к производству суда с присвоением делам номеров А21-3908/2019, А21-4624/2019, А21-4626/2019 соответственно.
Определением суда от 28.05.2019 указанные дела объединены с присвоением объединенному делу номера А21-3908/2019.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2019, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Постановлением от 29.01.2020 Арбитражный суд Северо-Западного округа (далее - АС СЗО) отменил решение от 02.07.2019 и постановление от 16.09.2019, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
После нового рассмотрения дела решением суда первой инстанции от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.12.2020, требования Общества удовлетворены, постановления Инспекции от 14.03.2019 N 589, от 29.03.2019 N 594 и 596 признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.09.2020 и постановление от 10.12.2020, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, вопреки выводу судов двух инстанций представленными в материалы дела документами не подтверждено, что Общество из выручки, полученной по чартерным соглашениям с Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) и зачисленной на счет Общества в иностранном банке, минуя счет в уполномоченном банке, оплатило расходы, поименованные в пункте 6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ); полученная по чартерным соглашениям выручка расходовалась Обществом на оплату аренды воздушных судов, эксплуатируемых на территории Российской Федерации, воздушного судна, поставленного на консервацию в Международном аэропорту г. Риги, покупку иностранной валюты.
В кассационной жалобе Инспекция отмечает, что с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20.07.2020 N 218-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 218-ФЗ) в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также части 2 статьи 1.7 КоАП РФ Инспекция 15.10.2020 вынесла постановление N 589-1 о прекращении исполнения постановления от 14.03.2019 N 589, о чем сообщила апелляционному суду 27.11.2020.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая решение от 29.09.2020 и постановление от 10.12.2020 законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 16.03.2021 рассмотрение кассационной жалобы Инспекции было отложено на 13.04.2021.
Определением АС СЗО от 13.04.2021 производство по кассационной жалобе Инспекции на решение 29.09.2020 и постановление 10.12.2020 приостанавливалось до опубликования судебного акта Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) по результатам рассмотрения кассационной жалобы Инспекции на постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2020 и АС СЗО от 19.11.2020 по делу N А21-2026/2019.
Определением от 12.05.2021, опубликованным 13.05.2021, ВС РФ отказал Инспекции в передаче кассационной жалобы по делу N А21-2026/2019 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Определением суда кассационной инстанции от 13.05.2021 судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе Инспекции и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании назначено на 13.07.2021.
Определением АС СЗО от 12.07.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду нахождения в отпуске судьи Родина Ю.А., ранее участвовавшего в рассмотрении кассационной жалобы Инспекции, произведена его замена на судью Лущаева С.В.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
Определением от 13.07.2021 суд кассационной инстанции возобновил производство по кассационной жалобе Инспекции на решение от 29.09.2020 и постановление от 10.12.2020 по настоящему делу и рассмотрел кассационную жалобу в том же судебном заседании.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, Общество 14.10.2014 заключило с нерезидентом - ООН долгосрочное чартерное соглашение N PD/C0177/14.
Соглашение принято на расчетное обслуживание в отделении по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, где 31.10.2014 открыт паспорт сделки N 14100002/0000/GU71/3/1, оформленный и представленный в день проведения первой операции (05.02.2015).
Цена соглашения N PD/C0177/14 составила 45 106 126 долларов США, датой завершения исполнения обязательств по соглашению определено 31.01.2018.
Согласно изменениям, внесенным дополнительным соглашением от 02.02.2015 N 1/1 в приложение "В" соглашения, оплата должна производиться в долларах США посредством электронного перевода в Banca Popolare di Vicenza, адрес: Filiale N 6 Battaglione Framarin 18 Vicenza, Italia, номер расчетного счета IT05G0572811801ES0770001857.
Во исполнение соглашения N PD/C0177/14 с 01.01.2017 по 31.01.2017 с использованием вертолетов МИ-8Т RA-06259 и МИ-8Т RA-06086 Общество оказало нерезиденту в рамках миротворческой миссии в Южном Судане авиатранспортные услуги на 61 856 долларов США.
Общество (перевозчик) 01.11.2016 заключило с нерезидентом - ООН досрочное чартерное соглашение N PD/C0197/16, принятое на расчетное обслуживание в филиале "Банковский центр "УРАЛ" Банка "ЗЕНИТ" (публичное акционерное общество), где 24.11.2016 открыт паспорт сделки N 16110002/3255/0016/3/1, оформленный и представленный не позднее проведения первой операции (31.12.2016). Цена данного соглашения составила 9 028 412 долларов США, датой завершения исполнения обязательств по нему определено 19.11.2019.
Согласно пункту 14.10 соглашения платеж производится на расчетный счет, открытый в Banca Popolare di Vicenza, адрес: Filiale N 6 Battaglione Framarin 18 Vicenza, Italia.
Во исполнение соглашения N PD/C0197/16 резидент оказал нерезиденту на 210 000 долларов США услуги по позиционированию и покраске авиатранспорта.
Согласно информационному письму Banca Popolare di Vicenza от 31.03.2017 на счет N IT05G0572811801ES0770001857 31.03.2017 зачислены поступившие от ООН 271 856 долларов США, в качестве назначения платежа указано: "REF-09-17/ REF-10-17 PD/C0177/14 REF-40-16/ REF42-16/ REF-41-16 PD/C0197/16", из которых банк в возмещение расходов за перевод удержал 4,71 доллара США и 203,89 доллара США комиссионных сборов.
Инспекция, проанализировав выписку Banca Popolare di Vicenza за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, установила, что 31.03.2017 на счет N IT05G0572811801ES0770001857 по долгосрочным чартерным соглашениям N PD/C0197/16 и PD/C0177/14 зачислено 271 647,40 доллара США валютной выручки, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на день поступления (1 доллар США = 56,3779 руб.) составило 15 314 909,95 руб.
Инспекция, посчитав, что Общество совершило административное правонарушение - осуществило незаконную валютную операцию на 271 647,40 доллара США минуя банковские счета в уполномоченных банках, 14.03.2019 вынесла постановление N 589 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 11 486 182 руб. 46 коп. штрафа.
Во исполнение соглашения N PD/C0197/16 с 01.03.2017 по 15.03.2017 с использованием вертолета МИ-8АМТ RA-22440 Общество оказало нерезиденту в рамках миротворческой миссии в Западной Сахаре авиатранспортные услуги на 75 863,01 доллара США.
Согласно информационному письму Banca Popolare di Vicenza от 02.05.2017 на счет N IT05G0572811801ES0770001857 02.05.2017 зачислены поступившие от ООН 75 801,29 доллара США, в качестве назначения платежа указано: "REF-24-17 PD/C0197/16", из которых банк в возмещение расходов за перевод удержал 4,82 доллара США и 56,9 доллара США комиссионных сборов.
Инспекция, изучив выписку Banca Popolare di Vicenza за период с 01.04.2017 по 30.06.2017, установила, что 02.05.2017 на счет N IT05G0572811801ES0770001857 по долгосрочному чартерному соглашению N PD/C0197/16 зачислено 75 801,29 доллара США валютной выручки, что по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день поступления (1 доллар США - 56, 9838 руб.) составило 4 319 445 руб. 55 коп.
Инспекция, сочтя, что Общество совершило административное правонарушение - осуществило незаконную валютную операцию на 75 801,29 доллара США минуя банковские счета в уполномоченных банках, 29.03.2019 вынесла постановление N 594 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 3 239 584 руб. 16 коп. штрафа.
Во исполнение соглашения N PD/C0177/14 с 01.03.2017 по 31.03.2017 Общество оказало нерезиденту в рамках миротворческой миссии в Южном Судане авиатранспортные услуги на 19 464 доллара США.
Согласно информационному письму Banca Popolare di Vicenza от 28.06.2017 на счет N IT05G0572811801ES0770001857 28.06.2017 зачислены поступившие от ООН 19 448,12 доллара США, в качестве назначения платежа указано: "REF-38-17 PD/C0177/14", из которых банк в возмещение расходов за перевод удержал 5,01 доллара США и 14,60 доллара США комиссионных сборов.
Проанализировав выписку Banca Popolare di Vicenza за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Инспекция установила, что 28.06.2017 на счет N IT05G0572811801ES0770001857 по соглашению N PD/C0177/14 зачислено 19 448,12 доллара США валютной выручки, что по курсу Центрального банка Российской Федерации на день поступления (1 доллар США = 58,8843 руб.) составило 1 145 188 руб. 93 коп.
Инспекция, посчитав, что Общество совершило административное правонарушение - осуществило незаконную валютную операцию на 19 448,12 доллара США минуя банковские счета в уполномоченных банках, 29.03.2019 вынесла постановление N 596 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 858 891 руб. 69 коп. штрафа.
Сочтя данные постановления незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды, придя к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
По мнению налогового органа, Общество, совершив валютные операции, нарушило требования части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых определяется Центральным банком Российской Федерации.
При этом Инспекция указала, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, была использована в целях оплаты расходов, не предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций:
- запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;
- с нарушением валютного законодательства Российской Федерации (включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
- расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;
- расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В силу положений Закона N 173-ФЗ использование валютных ценностей, к которым в том числе относится иностранная валюта, в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом Российской Федерации является валютной операцией.
В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.
Как указано в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, если иное не предусмотрено указанным Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с данным Законом.
Иными словами, зачисление денежных средств от нерезидентов на счета в зарубежных банках может осуществляться только в случаях, прямо предусмотренных Законом N 173-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций (пункт 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Общество, являющееся транспортной организацией, заключило с нерезидентом - ООН долгосрочные чартерные соглашения от 14.10.2014 N PD/C0177/14 и от 01.11.2016 N PD/C0197/16, предусматривавшие оказание Обществом как перевозчиком автотранспортных услуг в рамках миротворческих миссий ООН. По условиям соглашений оплата услуг производилась в долларах США электронным переводом в Banca Popolare di Vicenza.
При новом рассмотрении дела суды пришли к выводу о несовершении Обществом незаконных валютных операций, т.е. об отсутствии в его действиях событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как указали суды, Общество перевело со своего счета, открытого в итальянском банке, на счет, открытый в закрытом акционерном обществе (далее - ЗАО) "Сургутнефтегазбанк", 695 791 доллар США, выполнив таким образом обязанность по репатриации валютной выручки в соответствии со статьей 19 Закона N 173-ФЗ; оставшуюся валютную выручку, зачисленную на счет в иностранном банке, Общество расходовало на цели, определенные в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, что подтверждено представленными в материалы дела договором аренды от 01.10.2014 N 126/10/2014, заключенным Обществом и отелем "Малибу", договором аренды транспортных средств от 25.10.2014, заключенным Обществом и Маtriх Сar Hiring Services Ltd для трансферта экипажей воздушных судов до отеля. В обоснование данного вывода суды также сослались на договор аренды воздушного судна от 21.01.2016 N 555/RD/2015, заключенный Обществом и компанией "Холи Скай Лимитед", по которому судно передано Обществу в Международном аэропорту г. Риги.
Суды признали позицию Общества правомерной, так как посчитали, что оно при оказании транспортных услуг на территории других государств несло расходы на трансфер, медобслуживание и проживание работников, покупку сотрудникам билетов, а также наличные расходы.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что в спорный период выручка использовалась в целях оплаты вышеуказанных расходов.
Из показаний главного бухгалтера Общества, зафикисрованных в протоколе допроса свидетелей от 26.12.2018 N 2, следует, что оплата указанных расходов осуществлялась с расчетных счетов Общества в банках на территории Российской Федерации.
Вывод судов о том, что целью зачисления валютной выручки в спорных периодах являлось исполнение договоров аренды от 01.10.2014 N 126/10/2014 и от 25.10.2014 не обоснован.
Вышеуказанные договоры не имели отношения к вменяемому правонарушению, поскольку сведения о денежных перечислениях на счета отеля "Малибу" и Маtrix Car Hiring Services Ltd в банковской выписке Banca Popolare di Vicenza отсутствуют, в договорах аренды с данными организациями указан иной уполномоченный банк - ЗАО "Сургутнефтегазбанк".
Спорная выручка расходовалась на оплату аренды воздушных судов, использовавшихся на территории Российской Федерации, воздушного судна, поставленного на консервацию за пределами Российской Федерации в Международном аэропорту г. Риги, услуги банка, покупку валюты (долларов США).
Ответы Общества от 24.05.2018 N 1745-С, от 30.05.2018 N 1816-С подтвердили, что воздушные суда, арендованные у Gruppo Elicotteristico Veneto S.R.L. Unipersonale, использоваились на территории Российской Федерации, а судно, арендованное у Ноly Sky Limited Liability Company, законсервировано.
Таким образом, оплата указанных расходов не соответствовала условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Позиция судов об оплате из зачисленной выручки расходов, связанных с деятельностью представительства Общества в Италии, также не обоснована.
Доказательства предъявления счетов на оплату расходов представительства, как и самих расходов, которые оплачивались со счета в итальянском банке, в материалах дела отсутствуют.
Из судебных актов не следует, что в спорный период Общество несло расходы на уплату аэронавигационных, аэропортовых, портовых и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, на обслуживание находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств транспортных организаций и их пассажиров, а также на обеспечение деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций, для чего имело право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках выручку, полученную от нерезидента - ООН.
С учетом изложенных разъяснений вышеуказанные выводы судов, хотя и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не привели к принятию неправомерных судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Сделав вывод, что валютная выручка, зачисленная на счет Общества, открытый в банке, находящемся за пределами территории Российской Федерации, не была использована на оплату возникавших расходов, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция в то же время не привлекла заявителя к ответственности за осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, заявив, что Общество как транспортная организация - резидент зачислило выручку, поступившую от нерезидента (ООН), минуя счет в уполномоченном банке не в целях оплаты расходов, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, Инспекция должна была определить размер штрафа исходя из той суммы, которая израсходована нецелевым образом и не поступила на счет в уполномоченном банке.
Поскольку в ходе проверки Инспекция не определила сумму, использованную нецелевым образом, суды обоснованно указали на отсутствие у них возможности восполнить данный пробел и самостоятельно определить размер подлежащих уплате штрафов.
Суды двух инстанций отметили, что оспариваемые постановления вынесены по результатам анализа выписки Banca Popolare di Vicenza за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, однако в указанном периоде Общество неоднократно получало валютные платежи от ООН, большая часть которых перечислялась на расчетный счет в российском уполномоченном банке. В отношении каждой поступившей от ООН суммы Инспекция возбудила самостоятельное административное дело и вынесла постановление о привлечении к административной ответственности без учета периодов зачисления.
Принятие Инспекцией 15.10.2020 постановления N 589-1 о прекращении исполнения постановления от 14.03.2019 N 589 на основании части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в части уплаты 11 486 182 руб. 46 коп. штрафа не свидетельствует о законности постановления Инспекции от 14.03.2019 N 589. Указанный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в абзаце втором пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения".
С учетом изложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А21-3908/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.