22 июля 2021 г. |
Дело N А42-6077/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Ситиматик" Хохолева А.В. (доверенность от 26.04.2021 N 15-40/2021),
рассмотрев 21.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Мурманской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А42-6077/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" (переименовано в акционерное общество "Ситиматик" - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, решение единственного акционер от 31.03.2021), адрес: 117447, Москва, Большая Черемушкинская ул., д.13, стр. 4, эт. 2, пом. 2, ком. 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - АО "Ситиматик", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, адрес: 183038, Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 08.04.2020 N 411/57.
Решением суда от 27.10.2020 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2021, решение суда от 27.10.2020 отменено, оспариваемое предписание ГЖИ признано недействительным.
В кассационной жалобе ГЖИ просит отменить постановление апелляционной инстанции от 03.03.2021 и оставить в силе решение суда от 27.10.2020, поскольку не согласно с выводом апелляционной инстанции о том, что установленный норматив потребления для твердых коммунальных отходов (ТКО) в Мурманской области не освобождает собственников от уплаты за коммунальные услуги, за исключением документального подтверждения факта непроживания в жилом помещении на основании заявления, оформленного в установленном порядке. ГЖИ настаивает на том, что действия по взиманию платы за обращение с ТКО с потребителя, имеющего в собственности одно или несколько пустующих помещений, исходя из норматива, приводит к получению незаконной платы, что в том числе противоречит правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС РФ в постановлении N 6171/10. При этом, сами нормативы и тарифы, сформированные в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), пунктами 8, 9 17, 32, 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ГЖИ под сомнение не ставит.
Представители ГЖИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, заявил ходатайство о переименовании Общества в АО "Ситиматик".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 08.04.2020 по распоряжению заместителя начальника Инспекции от 24.03.2020 N 758 в отношении АО "Управление отходами" проведена внеплановая документарная проверка. Основанием для ее проведения послужило обращение гражданки Кокориной Т.И. по вопросу соблюдения порядка расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО в п.г.т. Умба Терского района Мурманской области по адресам: ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48 и ул. Приморская, д. 48.
В ходе означенной проверки установлено, что 01.01.2019 Общество дважды производит начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Кокориной Т.И.:
- как зарегистрированной в жилом помещении по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48 (с 01.01.2019 по 31.03.2019 - ежемесячно в сумме 133,56 руб., с 01.04.2019 по 31.12.2019 - ежемесячно в сумме 130,04 руб., с 01.01.2020 по настоящее время - ежемесячно в сумме 128,55 руб.);
- и как собственнику дома по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Приморская, д. 48 (с 01.01.2019 по 31.03.2019 - ежемесячно в сумме 133,56 руб., с 01.04.2019 по 31.12.2019 - ежемесячно в сумме 130,04 руб., с 01.01.2020 по настоящее время - ежемесячно в сумме 128,55 руб.).
Согласно представленным Обществом пояснениям (письмо от 07.04.2020 N 2188) в отношении дома по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Приморская, д. 48 на основании заявлений Кокориной Т.И. выполнены перерасчеты размера платы за услугу по обращению с ТКО (сняты начисления) в связи с временным отсутствием заявителя в указанном доме: - в платежном документе за март 2019 года - за период с 14.08.2019 по 16.09.2019 (сумма 144,86 руб.); - в платежном документе за март 2020 года - за период с 17.09.2019 по 25.02.2020 (сумма 690,18 руб.).
Полагая, что Кокориной Т.И. за период с 01.01.2019 по 13.08.2019 и с 26.02.2020 по настоящее время фактически предъявлена плата за услуги по обращению с ТКО дважды, что является нарушением обязательных требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ГЖИ, зафиксировав нарушение в акте проверки от 08.04.2020 N 795, выдала АО "Управление отходами" предписание от 08.04.2020 N 411/57, в соответствии с которым на Общество возложена обязанность предъявлять с 01.01.2019 потребителю Кокориной Т.И. плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из норматива потребления (с 01.01.2019 по 13.08.2019 и с 26.02.2020 и далее), сроком исполнения до 20.05.2020.
Не согласившись с означенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал, что двойное предъявление платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО действующим жилищным законодательством не допускается, начисление платы за услугу по обращению с ТКО должно производиться исходя из норматива потребления по одному из жилых помещений, применение норматива должно соответствовать параметрам его вычисления и не должно приводить к необоснованному взиманию платежей с потребителей и превышению оплаты за обращение с ТКО.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, не согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Как установили суды, основанием для выдачи предписания ГЖИ от 08.04.2020 N 411/57 послужило двойное начисление Кокориной Т.И. платы за обращение с ТКО: как зарегистрированной в жилом помещении по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48; и как собственнику дома, расположенного в этом же поселке по ул. Приморская, д. 48. При этом по заявлению гражданки Общество произвело перерасчет платы за ТКО по ул. Приморской, д.48, исключив таковую за период с 14.08.2019 по 16.09.2019 и с 17.09.2019 по 25.02.2020, в виду временного отсутствия собственника по названому адресу.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 56(2) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (Верховный суд Российской Федерации в решении от 23.05.2018 N АКПИ18-238 признал означенный пункт соответствующим положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ).
Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО определены в разделе XV(1) Правил N 354 и они полностью корреспондируются с положениями части 11 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 56(2) Правил N 354.
Так в соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 148(36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил (пункт 148(44) Правил N 354).
Логическое и буквальное толкование вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу плата за услугу по обращению с ТКО начисляется и в том случае, когда в жилом помещении не зарегистрированы проживающие граждане, и расчет такой платы производится исходя из количества собственников такого помещения. Перерасчет платы в связи с временным отсутствием проживающих граждан производится в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил на основании заявления потребителя с приложением перечисленных в данном разделе Правил документов.
Пунктом 148 (24) Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены данными Правилами, изменения размера платы за такую услугу за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению в ТКО обязан производить в установленном этими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Материалами дела подтверждается, что Кокорина Т.И. в виду временного отсутствия в периоды с 14.08.2019 по 16.09.2019 и с 17.09.2019 по 25.02.2020 в доме 48 по улице Приморской воспользовалась предоставленным ей пунктом 148(24) Правил N 354 правом на перерасчет оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО, а Общество испрашиваемый ею перерасчет осуществило на основании пункта 148 (22) Правил. Инспекция возражений относительно такого перерасчета и сумм, подлежащих возврату потребителю, не заявило.
Доводам ГЖИ, о необходимости по сути, "автоматического" освобождения потребителей от оплаты услуг по вывозу ТКО, имеющих в собственности несколько жилых помещений (т.е. без заявительного характера и подтверждающих документов), апелляционный суд дал надлежащую оценку, указав, что установление норматива ТКО (Постановление Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192- ПП/4) и тарифа по обращению ТКО в Мурманской области (раздел 4 Территориальной схемы обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492 - ПП/10) без учета данных о собственниках помещений в случае, если в них отсутствуют проживающие граждане, не освобождает таких собственников от уплаты за данные услуги, за исключением документального подтверждения факта непроживания в жилом помещении на основании заявления, оформленного в установленном порядке. При этом обязанность подтверждения данного факта лежит на собственнике жилья.
Следовательно, вывод апелляционного суда о несоответствии оспариваемого предписания ГЖИ от 08.04.2020 N 411/57 действующему законодательству является правильным.
Основания для иной оценки выводов суда по существу спора, изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А42-6077/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.