Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2021 г. N Ф07-7454/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А42-6077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Вардиковой А.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36983/2020) АО "Управление отходами" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2020 по делу N А42- 6077/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Управление отходами"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (далее - заявитель, Общество, АО "Управление отходами") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - ответчик, Инспекция) от 08.04.2020 N 411/57.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2020 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, не применены нормы, подлежащие применению в отношении спорных правоотношений, а именно часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Инспекции поступил письменный отзыв, в котором содержится несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.04.2020 в связи с обращением гражданки Кокориной Т.И. по вопросу соблюдения порядка расчета размера платы за услугу по обращению с ТКО в п.г.т. Умба Терского района Мурманской области по адресам: ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48 и ул. Приморская, д. 48, на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции от 24.03.2020 N 758 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Управление отходами".
В ходе проверки было установлено, что Кокорина Т.И. зарегистрирована и проживает по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48, а также имеет в собственности дом, расположенный по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Приморская, д. 48, в котором нет зарегистрированных граждан.
С 01.01.2019 АО "Управление отходами" производит начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Кокориной Т.И.:
- как зарегистрированной в жилом помещении по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48 (с 01.01.2019 по 31.03.2019 - ежемесячно в сумме 133,56 руб., с 01.04.2019 по 31.12.2019 - ежемесячно в сумме 130,04 руб., с 01.01.2020 по настоящее время - ежемесячно в сумме 128,55 руб.);
- как собственнику дома по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Приморская, д. 48 (с 01.01.2019 по 31.03.2019 - ежемесячно в сумме 133,56 руб., с 01.04.2019 по 31.12.2019 - ежемесячно в сумме 130,04 руб., с 01.01.2020 по настоящее время - ежемесячно в сумме 128,55 руб.).
Согласно представленным Обществом пояснениям (письмо от 07.04.2020 N 2188) в отношении дома по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Приморская, д. 48 на основании заявлений Кокориной Т.И. выполнены перерасчеты размера платы за услугу по обращению с ТКО (сняты начисления) в связи с временным отсутствием заявителя в указанном доме:
- в платежном документе за март 2019 года - за период с 14.08.2019 по 16.09.2019 (сумма 144,86 руб.);
- в платежном документе за март 2020 года - за период с 17.09.2019 по 25.02.2020 (сумма 690,18 руб.).
Полагая, что Кокориной Т.И. за период с 01.01.2019 по 13.08.2019 и с 26.02.2020 по настоящее время фактически предъявлена плата за услуги по обращению с ТКО дважды, что является нарушением обязательных требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Инспекция, зафиксировав нарушение в акте проверки от 08.04.2020 N 795, выдала Обществу предписание N 411/57 от 08.04.2020, в соответствии с которым на него возложена обязанность предъявлять с 01.01.2019 потребителю Кокориной Т.И. плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО исходя из норматива потребления (с 01.01.2019 по 13.08.2019 и с 26.02.2020 и далее), сроком исполнения до 20.05.2020.
Не согласившись с вынесенным предписанием, АО "Управление отходами" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и представленного Инспекцией отзыва, полагает решение подлежащим отмене, как основанном на неправильном применении норм материального права, регулирующих порядок предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, руководствовался следующим.
Согласно пункту 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется на основании нормативов накоплении ТКО, установленных исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении либо исходя из общей площади жилых помещений.
Постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192- ПП/4 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Мурманской области, согласно которым в отношении многоквартирных домов, индивидуальных многоквартирных домов расчетной единицей, в отношении которой устанавливается норматив, является 1 проживающий.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 5 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, тарифы в области обращения с ТКО устанавливаются с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
Согласно разделу 4 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492 - ПП/10, количество ТКО, образующееся в муниципальных образованиях Мурманской области от жилого и нежилого секторов, включая крупногабаритные отходы, рассчитано исходя из численности населения, нормативов накопления и плотностей ТКО.
Из поступившей из Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (письмо от 19.10.2020 N 21-05/4419-ДЛ) и Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (письмо от 19.10.2020 N 06-02/2410-ЕС) информации следует, что при расчете норматива ТКО и тарифа по обращению ТКО в Мурманской области данные о собственниках помещений, в случае, если в них отсутствуют проживающие граждане, не учитывались.
Основанием для выдачи оспариваемого акта послужило двойное начисление Кокориной Т.И. платы за обращение с ТКО:
- как зарегистрированной в жилом помещении по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Беломорская, д. 7А, кв. 48;
- как собственнику дома по адресу: Мурманская область, п.г.т. Умба, ул. Приморская, д. 48.
На основании вышеприведенных положений и установленных фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что двойное предъявление платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО действующим жилищным законодательством не допускается, начисление платы за услугу по обращению с ТКО должно производиться исходя из норматива потребления по одному из жилых помещений, применение норматива должно соответствовать параметрам его вычисления и не должно приводить к необоснованному взиманию платежей с потребителей и превышению оплаты за обращение с ТКО.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 56(2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами определены в разделе XV(1) Правил N 354.
В соответствии с пунктом 148(34) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 148(36) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил (пункт 148(44) Правил N 354).
Логическое и буквальное толкование вышеприведенных положений позволяет сделать вывод о том, что по общему правил плата за услугу по обращению с ТКО начисляется и в том случае, когда в жилом помещении не зарегистрированы проживающие граждане, и расчет такой платы производится исходя из количества собственников такого помещения. Перерасчет платы в связи с временным отсутствием проживающих граждан производится в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил на основании заявления потребителя с приложением перечисленных в данном разделе Правил документов.
В рассматриваемом случае на основании заявлений Кокориной Т.И. Обществом выполнены перерасчеты размера платы за услугу по обращению с ТКО (сняты начисления) в связи с временным отсутствием заявителя в указанном доме:
- в платежном документе за март 2019 года - за период с 14.08.2019 по 16.09.2019 (сумма 144,86 руб.);
- в платежном документе за март 2020 года - за период с 17.09.2019 по 25.02.2020 (сумма 690,18 руб.).
Такой перерасчет начислений за услугу по обращению с ТКО соответствует вышеприведенным положениям Правил N 354 и части 11 статьи 155 ЖК РФ.
Соответственно, в иные периоды, когда временное отсутствие потребителя в жилом доме документально не подтверждено, плата за услугу обращения с ТКО начисляется в установленном порядке в соответствии с утвержденными тарифами.
Установление норматива ТКО и тарифа по обращению ТКО в Мурманской области без учета данных о собственниках помещений в случае, если в них отсутствуют проживающие граждане, не освобождает таких собственников от уплаты за данные услуги, за исключением документального подтверждения факта непроживания в жилом помещении на основании заявления, оформленного в установленном порядке. При этом обязанность подтверждения данного факта лежит на собственнике жилья.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, как вынесенное на основании неправильного применения норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 08.04.2020 N 411/57.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу акционерного общества "Управление отходами" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб. за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2020 года по делу N А42-6077/2020 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 08.04.2020 N 411/57.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу акционерного общества "Управление отходами" 4500 руб. государственной пошлины, уплаченной по первой и апелляционной инстанциям.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6077/2020
Истец: АО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ", АО "Управление отходами" Мурманский ф-л
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ