28 июля 2021 г. |
Дело N А05-9932/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" Полканова В.В. (доверенность от 21.06.2021 N 01/8539),
рассмотрев 26.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А05-9932/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к публичному акционерному обществу "Газпром", адрес: 117420, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003 (далее - Общество), о взыскании 18 115 руб. 89 коп. задолженности по арендной плате за 2017 и 2018 годы по договору аренды лесного участка от 01.11.2013 N 1588, доначисленной на основании акта плановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Архангельской области и должностных лиц органа государственной власти Архангельской области от 26.07.2019 N 20/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - ООО "Газпром инвест"), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.04.2021, в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Министерство обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы Министерство указывает на то, что условие о применении коэффициента 0,75 при расчете арендной платы включено в спорный договор ошибочно, поскольку применение понижающего коэффициента возможно только к лесным землям, не покрытым лесной растительностью.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Федеральное агентство лесного хозяйства в отзыве поддержало позицию Министерства.
Представитель ООО "Газпром инвест", считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства, Общества и Агентства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.11.2013 между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 1588 (далее - договор), по условиям которого арендодатель на основании распоряжения Министерства от 04.10.2013 N 697р предоставил арендатору во временное пользование находящийся в федеральной собственности лесной участок площадью 187,71 га, расположенный по адресу: Архангельская обл., Яренское лесничество, Урдомское участковое лесничество (участок Шиесское), части кварталов N 27, 36, 48, 49, 62, 63, 64, 74, 75, 76, 77, 88, 89, 90, 100-103; (участок Урдомское), части кварталов N 4, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 29, 30, 44, 45, 60, 61, 78, 94, 109, 110, 111; Яренское сельское участковое лесничество (участок Совхоз Козьминский), часть квартала N 55; относящийся к категории - "земли лесного фонда".
Участок передан арендатору для строительства линейного объекта: "Участок км 1415,1 - км 1504,4" в составе стройки "Система магистральных газопроводов Ухта - Торжок. II нитка (Ямал)" в объемах согласно приложению 3 (пункт 1.4 договора).
На основании пункта 2.1 договора арендная плата устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно пункту 2.3 договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 01 февраля текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктом 2.1, 2.2, 2.3 договора, фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядке ее внесения по форме приложения 4 и доводится до Арендатора.
Протоколом согласования размера и сроков внесения арендной платы размер арендной платы на 2017 год определен в размере 1 858 164 руб. 57 коп. Протоколом согласования размера и сроков внесения арендной платы за 2018 год размер арендной платы на 2018 год установлен в размере 2 226 960 руб. 61 коп.
Срок действия договора согласован в пункте 7.1 договора и определен с 01.11.2013 до 31.10.2018.
Факт передачи спорного лесного участка подтверждается актом от 01.11.2013.
Впоследствии 31.10.2018 сторонами договора заключено соглашение о прекращении договора аренды лесного участка N 1588. Арендуемый лесной участок возвращен Обществом арендодателю по акту от 31.10.2018.
В ходе проведения проверки исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (Архангельская область) Агентство пришло к выводу о наличии недополученного дохода по договору аренды лесного участка N 1588 (акт проверки от 26.07.2019 N 20/2019, таблица 12.14), поскольку при расчете арендной платы ошибочно применен коэффициент 0,75 (в отношении озера).
В направленной в адрес Общества претензии Министерство потребовало внести доначисленную арендную плату.
Претензия Министерства от 21.05.2020 N 204-11/5512 о погашении доначисленной суммы арендной платы в части минимального размера за 2017 и 2018 годы в размере 18 115 руб. 89 коп., в том числе 9 066 руб. 19 коп. - за 2017 год, 9 049 руб. 70 коп. - за 2018 год, была оставлена Обществом без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 6.1, 7, 73, 94 ЛК РФ, исходил из необходимости начисления арендной платы в отношении нелесных земель, занятых озером, с применением понижающего коэффициента 0,75, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии у Общества задолженности по арендной плате и отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 этой статьи). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 этой статьи).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310), по смыслу которого размер ставки платы находится в прямой зависимости от качественного и количественного состояния лесных насаждений, видов и целей использования лесного участка, от вида и объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.
Абзацем третьим пункта 8 примечаний к таблице 16 постановления N 310 (Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов) установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что возможность ее применения поставлена законодателем в зависимость только от наличия факта нарушения земель (отнесения участка к нелесным землям) в силу естественно-географических условий или вследствие негативного воздействия на них определенных факторов.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о том, что понижающие коэффициенты применяются исходя из фактического состояния конкретного арендуемого лесного участка, обладающего в силу тех или иных объективных причин определенными свойствами.
В рассматриваемом случае, возражая относительно предъявленных требований, Общество указало, что согласно характеристикам переданного в аренду лесного участка, отраженным в приложении 3 к договору аренды, защитные леса (нерестоохранные полосы лесов) разделены на лесные земли и нелесные земли, в том числе часть участка площадью 2,1 га (озеро) относится к нелесным землям, в связи с чем при определении размера арендной платы в отношении спорного участка подлежит применению поправочный коэффициент 0,75, предусмотренный абзацем третьим пункта 8 приложений к таблице 16 постановления N 310.
Факт нахождения озера на лесном участке Министерство не оспаривало, однако со ссылкой на пункты 63, 64 и 65 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 N 122, указало на допустимость применения коэффициента 0,75 только в отношении лесных земель, не покрытых лесной растительностью.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6.1 ЛК РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Отклоняя ссылки Министерства на указанные нормы Лесоустроительной инструкции, суды первой и апелляционный инстанций правомерно указали, что данная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства. В то время как постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициента 0,75, утвержденного постановлением N 310.
С учетом изложенного суды признали доказанным и установленным то обстоятельство, что часть лесного участка, переданного в аренду Обществу занята озером, в связи с чем на этой части участка в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений.
Установив указанные обстоятельства и правильно применив названные выше нормы материального права, суды правомерно пришли к выводу о необходимости начисления арендной платы в отношении этой части лесного участка с применением понижающего коэффициента 0,75, предусмотренного абзацем третьим пункта 8 примечаний к таблице 16 постановления N 310.
Поскольку оснований для взыскания с Общества арендной платы в спорный период не имеется, отказ судов в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Приводимые в кассационной жалобе доводы не опровергают обоснованности вывода судов и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи с обстоятельствами настоящего дела.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.01.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А05-9932/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6.1 ЛК РФ к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Отклоняя ссылки Министерства на указанные нормы Лесоустроительной инструкции, суды первой и апелляционный инстанций правомерно указали, что данная инструкция регламентирует правила проведения лесоустройства. В то время как постановление N 310 в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ устанавливает ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности. При этом указание в Лесоустроительной инструкции на отнесение соответствующих земель к нелесным не исключает применение к ним коэффициента 0,75, утвержденного постановлением N 310."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2021 г. N Ф07-10125/21 по делу N А05-9932/2020