04 августа 2021 г. |
Дело N А56-40710/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Гришина С.С. (доверенность от 02.06.2021),
рассмотрев 02.08.2021 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А56-40710/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (после изменения наименования - публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго"; далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС), от 27.03.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-105/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование кассационной жалобы Общество ссылается на исполнение обязательств по технологическому присоединению, в том числе в части урегулирования отношений с третьими лицами. Кроме того, податель жалобы указывает, что Управлением не учтены объективные препятствия по технологическому присоединению заявителя, вызванные статусом земель, в границах которых расположен участок заявителя.
Представитель Управления, ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом в кассационной жалобе доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в УФАС поступило заявление Сумачевой О.В. (вх. N 12923 от 25.12.2019) на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что между Сумачевой О.В. (далее - заявитель) и Обществом заключен договор от 11.01.2019 N ОД-ВЭС-44163-18/62831-Э-18 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта "баня", расположенного (который будет располагаться) на земельном участке по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Ромашкинское сельское поселение, вблизи пос. Саперное, садоводческое некоммерческое товарищество "Гвардеец", уч. 115, кадастровый номер 47:03:0503003:125 (далее - Объект).
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 12 (двенадцать) месяцев со дня заключения настоящего Договора, то есть до 11.01.2020.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Договора в течение десяти дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий (далее - ТУ) Общество обязано осуществить проверку выполнения технических условий, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя.
Во исполнение пункта 8 Договора заявитель 02.11.2019 уведомил сетевую организацию о выполнении мероприятий по технологическому присоединению.
Обществом и Сумачевой О.В. 27.01.2020 подписан акт о выполнении технических условий N 18-62831/АВ (далее - акт о выполнении ТУ) и акт N Д-18-62831 допуска (ввода) в эксплуатацию прибора учета электрической энергии (далее - акт допуска).
Актом о выполнении ТУ зафиксировано, что предусмотренные пунктом 11 Технических условий к Договору мероприятия со стороны ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнены. Актом допуска установлено, что прибор учета в эксплуатацию не допущен, в связи с невыполнением Технических условий.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о нарушении Обществом пунктов 16, 82(1), 90 Правил N 861.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Управлением в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и проведения административного расследования.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 20.02.2020 по делу N 047/04/9.21-105/2020 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 27.03.2020 по делу N 047/04/9.21-105/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности и, не установив оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 2 Правил N 861 их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для выполнения технологического присоединения необходимо провести мероприятия, указанные в пункте 18 Правил N 861.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать один год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.
Как установлено Управлением и подтверждается материалами административного дела, ПАО "Россети Ленэнерго" допущено нарушение пункта 16 Правил N 861 в части срока осуществления технологического присоединения со стороны сетевой организации, а именно: в установленный пунктом 5 Договора срок до 11.01.2020 технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям Общества не осуществлено.
Как следует из пункта 85 Правил N 861 для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением указанных в данном пункте документов.
Процедура проверки выполнения заявителем технических условий регламентирована пунктом 82 Правил N 861.
Заявитель 06.11.2019 направил в сетевую организацию уведомление от 02.11.2019 о выполнении мероприятий по технологическому присоединению, которое получено Обществом согласно почтовому уведомлению 11.11.2019.
В силу пункта 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Сетевой организацией мероприятия по проверке выполнения заявителем технических условий проведены и акт о выполнении ТУ выдан 27.01.2020.
Факт нарушения Обществом установленного законодательством срока проведения проверки выполнения заявителем технических условий подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Ссылки Общества на акты о выполнении ТУ от 27.09.2019 и от 19.10.2019 правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств проведен без участия заявителя и в отсутствие его извещения о дате осмотра.
Также в нарушение пункта 82(1) Правил N 861 ПАО "Россети Ленэнерго" не был допущен в эксплуатацию одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя и выдачей акта о выполнении ТУ от 27.01.2020 прибор учета электрической энергии заявителя по причине неисполнения сетевой организацией пункта 11 Технических условий.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что действия ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в нарушения пунктов 16, 82(1), 90 Правил N 861, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Признавая наличие вины администрации в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.
Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены, основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали ПАО "Россети Ленэнерго" в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А56-40710/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки Общества на акты о выполнении ТУ от 27.09.2019 и от 19.10.2019 правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств проведен без участия заявителя и в отсутствие его извещения о дате осмотра.
Также в нарушение пункта 82(1) Правил N 861 ПАО "Россети Ленэнерго" не был допущен в эксплуатацию одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя и выдачей акта о выполнении ТУ от 27.01.2020 прибор учета электрической энергии заявителя по причине неисполнения сетевой организацией пункта 11 Технических условий.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что действия ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в нарушения пунктов 16, 82(1), 90 Правил N 861, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Признавая наличие вины администрации в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что Обществом не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
С учетом изложенного вывод судов о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является обоснованным.
Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены, основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2021 г. N Ф07-8330/21 по делу N А56-40710/2020